Учения Далай-ламы в Риге. Полевые заметки. Далай лама о дзогчене учения о пути великого совершенства, переданные на западе его святейшеством далай ламой Учения далай ламы о религии
Фото: Tenzin Choejor / instagram.com/dalailama
На учения о буддизме собрались около 4,5 тысячи верующих и интересующихся буддизмом
Далай-лама XIV провел в Риге духовные учения для буддистов России и стран Балтии, в ходе которых ответил на вопросы всех интересующихся буддизмом и поделился мыслями о политике, эмоциях и футболу. Об этом сообщает РИА "Новости" .
На учения Далай-ламы в рижском зале "Сконто" собрались около 4,5 тысячи верующих и интересующихся буддизмом, преимущественно из России. Организаторами учений выступают общество "Сохраним Тибет" (Рига), фонд "Сохраним Тибет" (Москва) и Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Политика и конфликты
По словам главного буддиста, президент США Дональд Трамп и другие мировые лидеры должны меньше руководствоваться эмоциями и материалистическими ценностями и больше думать о взаимозависимости всех семи миллиардов людей на Земле, чтобы прекратить конфликты в мире.
Очень много эмоций и мало разумного анализа. В том числе в действиях политических лидеров, даже у американского президента. И слишком много материализма в мире, в современной культуре, в системе образования, — сказал Далай-лама.
По его словам, необходимо изменить систему образования — переориентировать ее с материальных ценностей на духовные, на достижение каждым человеком, прежде всего, внутреннего мира, покоя ума. "Чтобы в мире воцарился мир, нужно вначале построить мир в душе", — пояснил на учениях духовный лидер. А чтобы человек обладал "здоровым умом и здоровым телом", современное образование должно помогать ему преодолевать злость, зависть, страх и другие негативные эмоции. Ведь эмоции искажают картину реальности, мешают ее правильному видению и принятию взвешенных решений.
Люди разных национальностей и вероисповеданий должны осознать себя частью единой семимиллиардной человеческой семьи, в которой счастье каждого так или иначе зависит от благополучия остальных, — подчеркнул духовный лидер буддистов.
Далай-лама также отметил особую роль женщин, их материнской любви, доброты и способности к глубокому сопереживанию в развитии сострадания в современном мире.
Обуздание эмоций
Он также призвал активнее распространять общечеловеческие ценности, в том числе при помощи науки и образования, чтобы помочь людям "обуздать эмоции" и достичь "покоя ума". Далай-лама отметил, что буддизм, как и все религиозные традиции, вдохновляет людей практиковать сострадание, любовь и альтруизм. Без этого невозможно достичь нирваны — освобождения и долгосрочного счастья.
Но это нужно делать, опираясь на интеллект. И вначале надо успокоиться. Если наш ум необуздан, недисциплинирован, то мы будем несчастны. Надо обуздать эмоции, поставить ум под контроль, — сказал Далай-лама.
Ученые, отметил он, уже доказали вред "необузданного ума", разрушительное воздействие гнева, зависти, страха и других негативных эмоций на иммунную систему и здоровье человека в целом. И пришли к выводу о пользе медитации. Кроме того, у теории относительности Эйнштейна и квантовой физики оказалось много общего с буддийским учением о пустотности и отсутствии какого бы то ни было независимого "я".
Более 2 тысяч лет назад буддизм пришел к тому, что все явления существуют лишь на относительном уровне. Они не таковы, какими они нам кажутся. И от более ранних философских школ Индии буддизм отличает воззрение бессамостности, анатмана — нет объективно и независимо существующего "я", — добавил Далай-лама.
По словам Далай-ламы, актуальная задача — продолжать научные изыскания в этом направлении и доносить полученные знания до широкой общественности. Поэтому духовный лидер намерен развивать контакты с ведущими российскими учеными (нейробиологами, генетиками, философами, психологами), с которыми он встречался в Индии уже дважды за год. Также Далай-лама прилагает усилия к тому, чтобы во всем мире в школах преподавали "гигиену эмоций" и этику.
Сегодня особенно важны те аспекты буддийского учения, которые объясняют, как проводить гигиену эмоций и достигать покоя ума. К этому надо относиться не как к религиозному вопросу, а как к предмету аналитических исследований… И в буддийских регионах России (Туве, Бурятии, Калмыкии) я посоветовал бы такой подход — превратить эти аспекты буддизма в предмет академического изучения, — подчеркнул Далай-лама.
Ступени на пути к "покою ума" — добродетельные поступки, создающие причины для благих перерождений, "мудрость постижения пустоты", избавление от цепляния за якобы независимо и объективно существующее "я" и от себялюбия. Следует отказаться также от алкоголя, нечестных заработков, причинения вреда другим.
Человек, который воспитан в материалистической системе ценностей, будет хотеть все больше и больше. Безудержные желания разрушают и человека, и окружающую среду, и это все никому не приносит счастья. Счастье приходит, когда ум спокоен, когда в душе мир. Поэтому так важно тренировать свой ум", — сказал Далай-лама.
По его словам, буддисты молятся обо всех живых существах, в том числе обитающих в других галактиках. "Но только для существ этой планеты мы можем реально что-то сделать. Причем преимущественно только для людей. Не для насекомых, например, хотя абсолютно все живые существа, и насекомые в том числе, хотят избежать страданий и обрести счастье. Почему? Потому что мы, люди, — единая человеческая семья, мы похожи, у нас одинаковый мозг, и наши интеллектуальные способности позволяют нам совершенствоваться и помогать другим", — отметил Далай-лама.
Страдания
Надо вырвать корень страдания - неведение - искаженное восприятие действительности. Независимо существующее "я" — это иллюзия, порождающая омрачения - негативные эмоции и привязанности. Будда открыл бессамостность и знание о взаимозависимости всех вещей и явлений. Это знание должно положить конец неведению. Все в мире зависимо от условий и пусто от самобытия, — заявил буддийский наставник.
В этом году в основу его рижских учений лег один из главных буддийских трактатов — Алмазная сутра (на санскрите "Ваджраччхедика", в буквальном переводе "Рассекающая как ваджра"). Эта сутра была записана в первых веках нашей эры и посвящена совершенству мудрости (праджняпарамите). Ее содержание связано с постижением пустоты и взаимозависимости всех явлений.
Эта сутра отсекает цепляние за истинное существование явлений. Полностью устранить все омрачения можно, только осознав пустотность, — считает Далай-лама.
По его словам, все живые существа - лишь обозначения, не обладающие независимо существующим "я". Так же и все явления не обладают самостью. И сама пустотность - лишь обозначение. Таким образом, все существует лишь на относительном уровне.
У вещей и явлений нет никакой "истинной и объективной" сущности, считает Далай-лама. И это подтверждают, по его словам, данные современной науки, которая дробит каждый объект на все более мелкие частицы и вводит определяющее понятие наблюдателя. И нередко буддийский учитель проводит параллели с теорией Эйнштейна и квантовой физикой.
Зависимость вещей и явлений друг от друга показывает нам, что они не обладают истинной природой. Но при этом понимание взаимозависимости избавляет нас от крайности нигилизма, — отметил лидер тибетского буддизма.
Он привел простой пример обусловленности. "Вот, я вижу вас, но на самом деле я вижу только ваше тело. Оно состоит из частей, а те, в свою очередь, тоже дробятся до бесконечности. Так, ладонь состоит из пальцев, пальцы — из фаланг, соединяющих их суставов, костей и так далее. Проводя такой анализ, мы не обнаружим ничего истинно и независимо существующего. То же самое относится и к сознанию. Оно складывается из отдельных моментов осознавания", — пояснил Далай-лама.
Спорт
Далай-лама считает правильным только такой подход к соревнованиям, в том числе к чемпионату мира по футболу, когда мотивация игроков — показать лучший результат, но не навредить сопернику.
Если вы соревнуетесь, чтобы достичь более высоких личных или командных результатов и показать пример другим в спорте, игре, учебе или любом другом виде деятельности, — это позитивно и правильно. Но если вы стремитесь создавать препятствия и проблемы для других команд — это неверный подход, — заявил далай-лама в субботу в Риге на пресс-конференции, отвечая на вопрос РИА Новости о своем отношении к чемпионату мира по футболу, игрокам и болельщикам.
Духовный лидер буддистов отметил, что в молодости интересовался бадминтоном и пинг-понгом, играл, чтобы поддерживать физическую форму. "А однажды играл в пинг-понг с Чжоу Эньлаем, премьер-министром Китая. И вот тогда моя мотивация была не очень хорошей, поскольку ему было трудно играть, и я подумал, что одержу победу", — признался далай-лама.
Враг и бодхисаттва
Всем необходимо развивать альтруизм и терпение. Поэтому ваш враг — это ваш наилучший друг, духовный друг, учитель, помогающий вам упражняться в терпении, — заявил Далай-лама.
Он призвал последователей буддизма и всех интересующихся его учением зарождать в себе бодхичитту — стремление пробуждению ради блага всех живых существ. А это, по его словам, невозможно без воспитания терпения.
Лучшим текстом для достижения этих целей, по мнению всемирно известного духовного лидера, служит изданный на русском языке труд буддийского мыслителя VIII века Шантидевы под названием "Путь бодхисаттвы". И особое внимание далай-лама советует уделить шестой главе, посвященной как раз терпению. Для развития альтруизма он рекомендует также читать восьмую главу книги и практиковать "уравнивание и замену себя на других". Причем абсолютно всем — и верующим, и неверующим.
Последователи христианства, ислама, иудаизма также могут читать эти главы, так как задачи развития терпения и преодоления эгоцентризма, учения о сострадании и любви общие для всех религиозных традиций, — отметил лидер тибетского буддизма. Духовная трансформация, добавил он, не происходит сама по себе, она всегда плод усердной работы.
Далай Лама - это духовный лидер и наставник всех буддистов в мире. Многие люди используют его учения себе во благо и живут по правилам великого мудреца, который утверждает, что к счастью есть целых три дороги.
Выбор пути — это сознательный выбор человека. Многие люди постоянно меняют дорогу, пробуя найти то, что для них будет наилучшим способом обретения счастья. И они делают правильно, ибо человек не может обрести свободу и стать собой с раннего возраста. Обычно для становления энергетического и духовного мира человеку требуется в среднем 30-40 лет с момента рождения. Учение Далай Ламы поможет стать счастливее и пройти этот путь.
Далай лама и буддизм
Мало кто знает истинные догмы буддизма. Это учение, которое впоследствии стало религией. Сейчас в мире почти полмиллиарда буддистов, которые следуют правилам учения первого учителя — Будды Шакьямуни.
Далай Лама — это духовный наставник людей, а также правитель Тибета. Сейчас политическая сила Далай Ламы утрачена, поэтому новый мудрец, уже 14 по счету, исполняет роль учителя и наставника. Он помогает людям по всему миру, посещает буддистские храмы, удостаивается огромного количества премий за свои изыскание и за свою мудрость. В 1989 году Лама получил Нобелевскую премию мира за план по созданию гармонии во всем мире путем отказа от оружия и насилия.
Буддисты искренне верят в то, что каждый Далай Лама, включая нынешнего 14, который занял пост при рождении в 1935 году, является потомками бодхисаттвы Авалокитешвары. После смерти каждого Ламы ученики начинают поиск его реинкарнации, и избранный младенец становится новым Ламой.
Три пути к счастью
Нынешний Далай Лама в одной из своих книг описал три возможных жизненных пути, которые могут и должны привести человека к истинному счастью. Они разные, поэтому любой человек в мире может найти для себя оптимальную стратегию развития и повышения энергетики.
Далай Лама говорит, что всем правят мысли человека. Это первостепенная по важности отправная точка. Начните с того, что вам нужно привести в порядок своим мысли. Вам в этом помогут медитации, а также аффирмации на каждый день . Важно иметь цель или стараться найти ее, так как поиск себя — это тоже цель. Когда вы узнаете, что вам нужно от жизни, можно начинать движение к гармонии и счастью.
Путь первый: сострадательный путь. Сама философия каждого Далай Ламы завязана на сострадании, поэтому каждый из тибетских мудрецов идет по пути созидания и добра. Говорят простыми словами, очень важно уметь ставить себя на место другого человека и понимать, что для него боль, а что наслаждение. Путь сострадания учит не только дипломатии, но и пониманию. Как говорит мудрец, понять можно кого угодно — нужно лишь сделать усилие и постараться. Не спешите осуждать людей; возможно, вы еще не знаете, как бы вы поступили на их месте. Старайтесь понимать их, ибо только добром можно победить зло. Выбивать клин клином бесполезно — вы только усугубите положение. Если вы будете делиться своим пониманием с нуждающимися, Вселенная подарит вам счастье. Такой жизненный путь может оказаться тернистым, потому что исправить всех людей не под силу даже самому великому Ламе.
Путь второй: путь познания. Наука глубоко уважаема Далай Ламой. Он поддерживает даже клонирование, но с некоторыми оговорками, ибо даже искусственный интеллект может, по мнению Ламы, чувствовать боль и страдания. Это отдельный путь, ведущий к счастью. Сам мудрец всю жизнь занимается наукой, стараясь уделять изучению мироздания как можно больше времени. Дело в том, что наука — это не только оружие, которым люди убивают друг друга. Наука подарила нам много приятных моментов и продолжает это делать. Мы можем связаться с любимым человеком в любой точке мира без особых проблем, посмотрев ему в глаза. Один этот факт много стоит. Что уж говорить про исследования в области медицины. Далай Лама убежден, что люди, которые развиваются и ищут ответы на вопросы или строят что-то новое, всегда обретают счастье. Сами попытки должны приносить удовлетворение, ведь в познании мы продвигаемся вперед и оставляем в нем свой след.
Путь третий: полное отрицание. Есть знаменитая фраза о том, как нужно отвечать на вопрос «Как дела?» — «Я отказался от оценочного восприятия мира, поэтому дела у меня никак». И это работает. Когда отказываешься от «хорошо» и «плохо», остается лишь сама суть Вселенной, ибо Она не разграничивает реальность на положительную и отрицательную. Это под силу лишь нам — людям. Стремясь к этому, монахи уединяются в Тибете. Что могут предложить на этом пути мирские люди? Поменьше оценивать, осуждать и ценить то, что есть сейчас.
Таковы три пути познания мира и обретения счастья. Живите по законам Вселенной , которые помогут вам в любом избранном пути. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
10.10.2016 05:20
Множество людей по всему миру делает татуировки на своем теле, не подозревая, что они могут...
Благодаря безупречной организации, на мероприятии организован синхронный перевод на несколько языков
Прежде всего, пару слов о том, почему Рига , если традиционно буддистскими регионами среди русскоязычного населения являются Бурятия и Калмыкия. Причина кроется в международной политике . В 1951 году китайская армия окончательно оккупировала Тибет . Часть тибетцев, включая самого Далай-ламу, бежала из страны, найдя убежище в Индии. За прошедшие 70 лет Китай превратился в значительную политическую и экономическую силу на международной арене, с которой приходится считаться не только развивающимся странам, но и мировым лидерам, включая США, страны Евросоюза и Россию. Для Китая Далай-лама — сепаратист (даже не смотря на то, что к 2011 году он полностью отказался от роли политического лидера Тибета, оставшись при этом лишь духовным лидером буддистов).
Рижский Skonto halle в 7 утра
После распада СССР Его Святейшество дважды посетил Калмыкию – в 1992 и 2004 годах, однако дальнейшее сближение России с Китаем пресекло дальнейшие попытки Далай-ламы встретиться с буддистами России: несмотря на обещания главы МИД Сергея Лаврова рассмотреть данный вопрос, все визовые запросы остались без ответа.
Skonto halle во время Учений Его Святейшества Далай-ламы.
Существует ряд версий, почему именно Латвия стала местом проведения Учений для России и стран Балтии, однако воздержимся от цитирования слухов, и ограничимся фактами: с 2014 года Латвия принимает это мероприятие (в 2018 году Его Святейшество также дал пресс-конференцию в литовском Вильнюсе ).
А говорят, дети сейчас ничего не читают. Детям обсуждение древних тибетских трактатов часто дается нелегко, поэтому они всегда могут поиграть на траве.
Стоит сразу отдать должное организаторам: это мероприятие высокого уровня, и организовано оно соответствующим образом. Это касается, в том числе, и Учений 2017 года, которые были организованы в кратчайший срок: осенью 2017 года по рекомендации врачей Учения были перенесены с конца ноября на сентябрь.
В импровизированной столовой можно не только пообедать, но и воспользоваться столами, чтобы поработать или — как в данном случае — что-нибудь нарисовать
Учения Его Святейшества в Риге традиционно проходят в зале Сконто (Skonto Halle). Зал Сконто – многофункциональный олимпийских объект с искусственным футбольным полем, которые используется для проведения различных мероприятий. В частности, в 2003 году в Сконто проводился международный конкурс песни Евровидение. Во время мероприятия зал снаружи и изнутри украшен гирляндами из традиционных тибетских флажков с мантрами. Уже создает настроение.
В зале очень много детей. Многие люди приезжают на Учения целыми семьями.
Все время до начала учений в зале звучит мантра «Ом мани падме хум», и создаваемое мантрой ощущение усиливается, когда она звучит уже из наушников: в холле продаются радиоприемники с наушниками – Его святейшество дает Учение на тибетском языке с синхронным переводом на пять языков: русский, латышский, английский, монгольский… Чтобы переключиться на нужный язык нужно просто выбрать необходимую радиочастоту.
Национальные костюмы — одна из особенностей мероприятия. Это девушка Катя из Элисты (столица Калмыкии). Катя и по Риге гуляла в национальном костюме.
В перерыве многим хотелось сфотографироваться с ребятами из Элисты на фоне флага Калмыкии.
Впрочем, можно не тратить десять евро на покупку радиоприемника, а вместо этого воспользоваться мобильным телефоном с поддержкой FM-радио. Волонтеры помогут подключить и настроить радиоприемники и найти нужную частоту.
Я не зря упомянул футбольный манеж выше. Под ногами пусть и искусственная, но все-таки трава. И во время учений многие, и особенно дети, перемещаются на траву: медитируют, сидят, лежат, спят…
На каждом сидении – пакет. В пакете завтрак – два вегетарианских бутерброда-уголочка, пакетик чая (несмотря на то, что в холе бесплатный чай и кофе), конфеты. Каждый зритель получает бесплатный 130-страничный буклет с фотографиями и текстами трактатов, по которым дается учение, а также необходимыми мантрами – на второй день Учений Его Святейшество дает посвящения в буддисты-миряне , а также посвящение в мантры Авалокитешвары (Далай-лама традиционно считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары — будды сострадания) и Манджушри и проводит церемонию зарождения бодхичитты .
Очень удобно, слушая комментарий Его Святейшества, следовать тексту трактата из буклета. Все-таки древний текст, особенно насыщенный специфическими терминами, не всегда легок для восприятия на слух
Как правило, на второй день мероприятия Далай-лама дает посвящение в буддисты-миряне. Для этой цели буклет содержит необходимые мантры.
На сцене располагается трон , на котором расположится Его Святейщество. Вокруг трона собираются монахи. Они будут сидеть у ног Далай-ламы и повторять за ним мантры вместе с залом. Сцена украшена цветами, на заднем плане огромных размеров танка с изображением двенадцати пандитов университета Наланда , на которых Его Святейшество будет то и дело ссылаться во время Учений.
Монахи на сцене во время Учений Далай-ламы
По периметру зала располагается фотовыставка : на фотографиях – Далай-лама в разные моменты своей жизни. В Дхармсале (Индия), где находится резиденция Далай-ламы, в различных странах, со знаменитостями и простыми людьми. Можно прямо во время Учений встать, пройтись, посмотреть выставку, выпить кофе и даже выйти за пределы зала и посидеть на улице, на живой траве (в сентябре 2017-го, не в конце ноября 2016, конечно же) – вы будете слышать Далай-ламу в наушниках.
Возле фотовыставки также располагаются различные предметы тибетской культуры. На фотографии семья рядом с демоном из тибетской традиции Бон
Еще одна особенность Учений в Риге – это люди, которые их посещают: местами мероприятие напоминает карнавал, фестиваль национальных культур – довольно много паломников из Калмыкии , Бурятии , Монголии и других регионов приезжают в национальных костюмах , которые вечером можно встретить уже на улицах Риги одновременно с гуляющими в центре латвийской столицы монахами. В 2016 году одна бабушка из Улан-Удэ угощала всех печеньем.
Для монахов вход на мероприятие бесплатный
В зале довольно много людей преклонного возраста . Многие приезжают с внуками : думаю, для них буддийская традиция особенно важна, и пока дети на работе, они стремятся воспользоваться возможностью показать внукам живого Далай-ламу. Много монахов : для них вход на мероприятие бесплатный.
В холле организована столовая , где можно в перерыве между учениями пообедать. Также здесь можно приобрести книги Его Святейшества , лекции на аудио – и видеодисках, различные сувениры.
Я уже упомянул звуковое обеспечение мероприятия, но также важно отметить, что в зале располагается четыре больших экрана, на которые идет прямая трансляция Учений – два по бокам от сцены и еще два в центре зала. Это очень важно, поскольку даже сидящим на последнем ряду будет хорошо видно лектора. Трансляция параллельно идет в Интернете, и запись будет доступна в любое время после завершения мероприятия.
И еще одна немаловажная составляющая комфорта – это охрана. Она достаточна. Но ее практически не видно. И уж точно ее нет под сценой.
Монахиня на сцене в ожидании выхода Его Святешества
За 5-10 минут до начала мероприятия «Ом мани падме хум» прекращает звучать и зрителей просят встать: «Его Святейшество прибудет через несколько минут». Часть людей собирается непосредственно под сценой, чтобы поприветствовать Далай-ламу. Один из монахов на сцене начинает петь мантру.
Далай-лама – это линия передачи мудрости, а также духовный лидер тибетского народа. Подлинный смысл жизни, парадоксы времени, дружба, любовь, сила, слабость, ориентиры.
Подлинный смысл жизни
Мы гости на этой планете. Мы здесь на 90 или 100 лет, а может и дольше. За это время мы должны постараться сделать что-то хорошее, что-то полезное. Если вы поможете другим стать счастливыми, то откроете для себя истинную цель жизни, её подлинный смысл.
Драгоценная человеческая жизнь
Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло, - я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить её впустую. Я направлю всю свою энергию на внутреннее развитие, Чтобы раскрыть свое сердце другим И достичь просветления во благо всем существам. Я буду питать лишь добрые помыслы о других. Я не стану сердиться или думать о них дурное. Всеми силами буду я приносить пользу другим».
Никогда не сдавайся
Что бы не произошло – никогда не сдавайся! Развивай своё сердце. Слишком много энергии в вашей стране тратится на развитие ума, а не сердца. Развивай своё сердце, будь сострадательным не только к своим друзьям, но к каждому. Будь сострадательным, трудись ради мира в своём сердце и во всём мире. Работай во имя мира, и я повторю снова: никогда не сдавайся. Неважно, что происходит вокруг тебя, неважно, что произошло с тобой – никогда не сдавайся!
Парадокс нашего времени
Наши дома всё больше, а семьи всё меньше. У нас больше удобств, но меньше времени. Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла. Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению. Больше специалистов, но еще больше проблем. Больше лекарств, но меньше здоровья. Мы проделали долгий путь до Луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтобы встретиться с новым соседом. Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объемов информации, но стали меньше общаться друг с другом. Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве. Это время быстрого питания, но медленного усвоения. Людей высокого роста, но низкой нравственности. Высоких доходов, но мелочных отношений. Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!
Любовь и доброта
С первого момента появления на свет мы оказываемся под крылом опеки и доброты наших родителей. Затем на склоне лет, когда к нам подступают болезни и старость, мы вновь отдаем себя на милость других. Если в начале и конце нашей жизни мы так полагаемся на милость других существ, как же может случиться, что посередине мы отказываем им в доброте?
Духовная практика
Приступать к духовной практике нужно с таким внутренним устремлением, с таким настроем, какой бывает у ребенка, увлеченного спортом или игрой. Ребенок, целиком и полностью поглощенный игрой, испытывает такой восторг, что никак не может наиграться вдоволь. Таким должен быть настрой вашего ума, когда вы прилагаете усилия в практике Дхармы.
Учение Будды
Когда вы слушаете Учение, ваш ум обращается к вере и преданности, преисполняется радости и становится стабильным. Слушая Учение, вы взращиваете мудрость и устраняете неведение. Поэтому слушайте Учение, даже если это будет стоить вам жизни. Слушайте Учение, ибо оно подобно факелу, рассеивающему тьму неведения. Если, слушая Учение, вы сумеете обогатить свой поток ума, то никто не отнимет у вас этого богатства. Это богатство - высшее из возможных.
Правильные ориентиры
Если вы выберете в качестве ориентира человека, который уступает вам по своим достоинствам, то это приведет вас к упадку. Если им станет тот, чьи достоинства сравнимы с вашими, то вы так и останетесь на прежнем уровне. Но если вы решите опереться на человека, кто по своим достоинствам превосходит вас, то это поможет вам достичь высшего состояния.
Не теряйте надежды
Когда в какой-то момент жизни мы встречаемся с настоящей трагедией, - а это может случиться с каждым из нас, - мы можем реагировать двояко. Мы можем просто потерять надежду, позволить себе впасть в отчаяние, обратиться к алкоголю, наркотикам, отдаться бесконечной тоске. Или же мы можем разбудить себя, открыть в себе энергию, которая таилась там, глубоко, и начать действовать с еще большей ясностью, с еще большей силой.
Два важных напоминания
В этом постоянно меняющемся мире есть две важные вещи, о которых необходимо помнить. Первое – самоанализ; мы должны вновь и вновь пересматривать свое отношение к другим и проверять, поступаем ли мы должным образом. Прежде чем указать пальцем на другого, нужно заглянуть внутрь себя. Второе – мы должны быть готовы признать свои ошибки и исправить их.
Духовные практики
Люди, которые более всего подходят для духовной практики, - это люди не только интеллектуально одаренные, но также обладающие однонаправленной верой и преданностью, и, безусловно, мудрые. Такие люди наиболее восприимчивы к духовной практике. На втором месте – те, кто пусть и не может похвастаться высокими интеллектуальными способностями, но в ком есть твердый, как камень, фундамент веры. Менее всего везет тем, кто попадает в третью категорию. Это люди чрезвычайно развитые интеллектуально, но постоянно раздираемые сомнениями и скептицизмом. Они умны, но то и дело попадают на удочку скептицизма и внутренних колебаний и никак не могут найти точку опоры. Такие люди наименее восприимчивы.
Драгоценные мгновенья
Постарайтесь развить в себе глубочайшее убеждение в том, что ваше нынешнее человеческое тело обладает огромным потенциалом и что вы не должны терять ни минуты, покуда обладаете им. Не использовать эту драгоценную жизнь должным образом, но лишь тратить ее впустую практически равнозначно тому, чтобы глотать яд, полностью отдавая отчет в последствиях такого поступка. В корне неверно, что люди приходят в отчаяние из-за потери денег, а, растрачивая попусту драгоценные мгновения своей жизни, не испытывают ни малейшего раскаяния.
Призрачные удовольствия
Современный мир до того погряз в конфликтах и страданиях, что каждый теперь мечтает о мире и счастье; эта мечта, к сожалению, увлекает людей в погоню за призрачными удовольствиями. Но всё же есть просвещенные люди, кто, не найдя удовлетворения в том, что обычно преподносит нам зрение и иные органы чувств, обращается к глубокому размышлению и поиску истинного счастья. Я думаю, эти поиски истины будут продолжены и обретут новую силу с ростом материального прогресса.
Взрастить терпение
Если мы хотим взрастить терпение, то нам нужен человек, который бы от всей души хотел причинить нам вред. Такие люди открывают истинные возможности для практики терпения. Они испытывают нашу внутреннюю силу, как не сумеет испытать ее ни один гуру. В целом терпение защищает нас от уныния и отчаяния.
Сила и слабость
Многие полагают, что терпение в минуту поражения – признак слабости. На мой взгляд, это ошибка. Это гнев является признаком слабости, тогда как терпение – признак силы. Если человек отстаивает свою точку зрения на основе убедительных доводов, он сохраняет уверенность в себе и порой даже улыбается, доказывая свою правоту. Если же его доводы необоснованны, и он вот-вот ударит в грязь лицом, тогда он приходит в ярость, теряет контроль и начинает нести чепуху. Люди редко сердятся, если они уверены в том, что делают. Гнев обычно настигает нас в минуты запутанности и смятения.
Опора на духовного учителя
Преимущество опоры на духовного учителя состоит в том, что даже если вы совершили действие, которое должно повлечь за собой перерождение в низших мирах, результат этого поступка может быть пережит вами еще в этой жизни в форме незначительных страданий или небольших проблем. Или даже вы можете пережить его во сне и так свести на нет разрушительное воздействие своих негативных поступков.
Медитация
Медитация открывает нам, - когда мы медленно погружаемся в себя, - что это ощущение внутреннего покоя уже живет в нас. Мы все искренне желаем его, хотя зачастую оно оказывается скрытым, замаскированным, малодоступным. Если мы внимательно рассмотрим человеческую природу, то найдем в ней доброту, благосклонность, желание прийти на помощь. И мне представляется, что сегодня стремление к гармонии растет, желание жить вместе в покое и мире становится всё сильнее, распространяется всё шире.
Ненасилие
Судя по одним только внешним признакам, трудно определить – является ли то или иное действие проявлением насилия или ненасилия. В действительности все зависит от мотивации, которая стоит за этим действием. Если это мотивация негативная, то пусть даже на поверхностном уровне действие представляется очень мягким и добрым, на более глубоком - оно всё же будет проявлением насилия. И, наоборот, грубые действия и резкие слова, произнесенные с искренней и благой мотивацией, по сути своей, являются ненасильственными. Другими словами, насилие – энергия разрушительная. Ненасилие же – созидательная.
Духовная революция
Мой призыв к духовной революции не является призывом к революции религиозной. Я не призываю всех стать «не от мира сего» и уж тем более - к чему-то магическому и таинственному. Скорее, это призыв к радикальной смене ориентиров, когда, оставив привычную нам озабоченность лишь собственным благополучием, мы станем проявлять заботу о более обширном сообществе существ, а в своем поведении учитывать интересы других наравне со своими собственными.
Эгоизм не приносит счастья
Эгоцентризм делает нас крайне напряженным. Мы считаем себя чрезвычайно важными, и нашим основным стремлением становится стремление к собственному счастью, к тому, чтобы всё удачно складывалось для нас лично. И все же мы не знаем, как этого достичь. На самом деле, действия, в основе которых лежит эгоцентризм, никогда не приносят нам счастья.
Умение прощать
Было бы куда конструктивнее, если бы люди попытались понять своих так называемых «врагов». Постараться понять намного полезнее, нежели просто взять в руки камень и бросить в предмет своего гнева. Это особенно верно, если вас провоцируют всеми возможными способами. Ибо величайшая враждебность заключает в себе и величайший потенциал для совершения благого как для самого себя, так и для других.
Дружба
Мы связаны подлинной дружбой, если в ее основе лежит истинное человеческое чувство ― чувство близости, в котором есть место ощущению внутренней связи с другим и стремлению разделить его радость и боль. Я бы назвал такую дружбу подлинной, потому что на нее не оказывают влияния рост или падение материального благополучия, статуса и влиятельности. Она определяется тем, связаны ли два человека любовью и нежной привязанностью. Подлинная дружба строится на любви и не зависит от положения в обществе. Поэтому чем больше вы заботитесь о благополучии и соблюдении прав других людей, тем больше оснований называть вас настоящим другом. Чем больше в вас открытости и искренности, тем больше пользы вы извлечете в конечном итоге. Если же вы забываете о других и вас не заботит их судьба, то в конечном итоге вы сами понесете потери.
Мир на Земле
Мы не сможем построить мир на Земле, если сперва не построим его в своей душе… В своем сердце. Если царит атмосфера ненависти, гнева, конкуренции и насилия, долгосрочный мир невозможен. Эти негативные и разрушительные эмоции должны быть побеждены силой сострадания, любви, альтруизма, составляющих основу Учения Будды.
Эгоизм
К пониманию важности сострадания можно прийти и посредством логического размышления. Если я помогу другому и проявлю заботу о нем, то это будет полезно и мне самому. Если же я причиню вред другим, то в конечном итоге и сам пострадаю. Я часто говорю полушутя-полувсерьез, что если мы на самом деле хотим быть эгоистами, то наш эгоизм должен быть разумным, а не глупым. Задействовав свои умственные способности, мы сможем выработать правильное мировоззрение. Если хорошенько поразмышлять, то можно прийти к ясному пониманию того, как осуществить свои собственные цели, не выходя за рамки сострадательного образа жизни.
Разнообразие религий
У всех религий единый корень ― безграничное сострадание. Все они делают упор на совершенствовании человека, любви и уважении к другим, а также сострадании к мукам других существ. И поскольку любовь имеет определяющее значение в любой религии, то мы можем сказать, что любовь и есть всеобщая религия. Однако в разных традициях найдется широкое разнообразие техник и методов развития такой любви, и в этом их отличие друг от друга.
Едва ли когда-нибудь останется одна-единственная философия или одна-единственная религия. Поскольку существует так много разных типов людей с разнообразными тенденциями и наклонностями, то вполне оправдано и существование разных религий. На самом деле, наличие такого количества различных описаний духовного пути свидетельствует о богатстве религии.
Всеобщая ответственность
Полагаю, что мы должны сознательно усиливать в себе чувство Всеобщей ответственности. Мы должны научиться трудиться не только ради своего индивидуального «я», семьи или государства, но ради блага всего человечества.
Терпение
Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он к тому же крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
Его Святейшество Далай Лама, глава тибетского буддизма - выдающийся буддийский мастер. Он стал светочем на нелегком пути своего народа, вот уже более 50-ти лет ведущего борьбу за свободу Тибета, а также для множества людей по всему миру, являясь исполненным сострадания миротворческим деятелем, несущим вдохновение и утешение всем нациям и народам мира. Его успехи и достижения обширны, но одним из самых выдающихся остается его вклад в дело сохранения традиции тибетского буддизма. Трудно представить себе ход исторических событий, если бы с нами не было этой замечательной личности, обладающей выдающейся смелостью, терпением и широчайшим видением - качествами, позволившими ему защитить и сохранить целостность тибетской культуры в эту трудную для человечества эпоху.
Далай Лама взял на себя еще одну, не менее важную, ответственность за распространение учений тибетского буддизма на Западе. Он читает лекции и проводит семинары, а его книги издаются и переводятся на разные языки мира. Его Святейшество Далай Лама изучал и практиковал учения, принадлежащие всем четырем школам тибетского буддизма. Он является авторитетным мастером и знатоком философских воззрений различных традиций. Во время своих путешествий по странам Запада Его Святейшество четыре раза давал наставления по Дзогчену, драгоценному учению, сердечной сущности древней школы Ньингма тибетского буддизма. Эти учения собраны в настоящей книге. Получить такие глубокие наставления от самого Далай Ламы, на мой взгляд, - большая удача и редкое событие. Для дарования передачи во время учения о пути Великого Совершенства Его Святейшество избрал посвящение Гуру Падмасамбхавы из цикла терма, принадлежащих откровениям «чистого видения» великого Пятого Далай Ламы, и я убежден, что это не только высшее благословение, но и исполненное глубочайшего смысла событие. Впервые это посвящение Далай Лама даровал на Западе, находясь в Париже в 1982 году. Тогда он выразил свое глубокое удовлетворение по поводу успешного его проведения. В следующий раз это посвящение было даровано им в 1989 году во время двухдневного семинара по учению Дзогчен в Сан-Хосе. Тогда это учение по времени совпало с важным историческим событием нашей эпохи: Его Святейшество стал лауреатом Нобелевской премии Мира.
Глубина знаний и высочайшая образованность придают его объяснениям Дзогчена уникальный и неповторимый оттенок. И, конечно же, его подход отличается всеохватывающим видением перспективы всех мировых религий, а не только буддизма. Каждый раз, когда я думаю о Его Святейшестве, мне вспоминается мой наставник Джамьян Кхенце Чоки Лодро, чья жизнь была прожита в духе риме , внесектарного движения, которое с великой любовью и заботой взращивалось его предшественником Джамьяном Кхенце Вангпо и другими учителями XIX столетия. Мне навсегда запомнился тот день, когда я вместе с учителем впервые оказался на аудиенции у Далай Ламы. Это было в 1955 году, когда Джамьян Кхенце принял решение покинуть монастырь в Дзонгсаре, провинция Кхам, поскольку ситуация в Восточном Тибете резко обострилась. Мы оседлали лошадей и отправились в сторону Центрального Тибета. Мы ехали не торопясь, стараясь не пропустить ни одного священного буддийского места. Когда мы прибыли в Лхасу, моего учителя сразу же пригласили к Его Святейшеству. Я никогда не забуду охватившее меня трепетное волнение, когда мой учитель сказал, что мы пойдем к Далай Ламе вместе. Я помню восторг, заставлявший меня сдерживать дыхание, когда я поднимался по ступеням величественного дворца Поталы.
Мой учитель обратился с просьбой о получении особого посвящения Авалокитешвары, и нас проводили в комнату, где был приготовлен небольшой трон для моего учителя Джамьяна Кхенце Чоки Лодро напротив трона Его Святейшества. В комнате кроме нас был еще молодой лама, воплощение традиции Гелуг. Он уже давно ожидал встречи с Его Святейшеством, и мы расположились прямо на ковре по обе стороны от моего мастера. Во время долгой церемонии посвящения Его Святейшество время от времени встречался со мной глазами, и каждый раз его лицо освещала неповторимая чарующая улыбка. Я был полностью обезоружен его присутствием, и лишь тихо улыбался в ответ. Тогда ему было всего двадцать лет, но я навсегда запомнил его живой, глубокий ум и теплую улыбку, полную доброты и сострадания.
После окончания церемонии Далай Лама пригласил моего учителя к себе в частные апартаменты, а я остался ждать на балконе. В моей голове не осталось никаких мыслей, и я спокойно созерцал великолепный вид на Лхасу, открывавшийся из дворца. Но мне не пришлось долго оставаться в одиночестве, поскольку мое уединение было прервано появлением весьма импозантной фигуры охранника, высокого широкоплечего монаха. Через пару минут я снова оказался в обществе учителя. Нам подали чай, а Его Святейшество задал мне несколько вопросов, спросив, сколько мне лет и как меня зовут. Затем он очень внимательно посмотрел мне в глаза, и я навсегда запомнил этот взгляд, проникший в глубины моего существа. Далай Лама очень твердо сказал, что мне нужно всегда помнить о необходимости много учиться. Пожалуй, это одно из самых ярких и значительных воспоминаний моей жизни.
Тогда я еще не знал о том, что мой учитель Джамьян Кхенце был единодушно избран для того, чтобы передавать Далай Ламе учения школ Ньингма, Сакья и Кагью. Но этому событию так и не было суждено состояться. Мой мастер ушел в 1959 году, в Сиккиме, через несколько месяцев после того, как Его Святейшество отправился в изгнание в Индию. На самом деле многие из ближайших учеников Джамьяна Кхенце передавали некоторые учения Далай Ламе, в особенности Кьябдже Дилго Кхенце Ринпоче, ставший одним из основных учителей Его Святейшества, который передавал Далай Ламе учения школы Ньингма и наставления по Дзогчену.
В те годы, когда Его Святейшество давал учения, вошедшие в эту книгу, многие истинные держатели знания Дзогчена еще находились среди нас. Эти мастера, родившиеся в конце XIX столетия, являлись живым воплощением обширной реализации и обладали реальной силой и мудростью, проникнув в самые глубокие тайны учения Дзогпаченпо. Таковы были Дуджом Ринпоче, Дилго Кхенце Ринпоче, Ургьен Тулку Ринпоче и Ньёшул Кхенпо Джамьян Дорже. Они уже ушли, но все же навсегда остались с нами, а их мудрость живет в умах учеников, выпестованных ими с великой заботой. Именно эти выдающиеся мастера начали распространять учение Дзогчен на Западе, исполняя и подтверждая пророчество о том, что оно укоренится в тех краях. А поскольку они покинули этот мир, напитав его молитвами о распространении блага учения Будды на всех существ, то сила их устремлений теперь воплотилась в активности Его Святейшества Далай Ламы. И поскольку в мире уже не осталось мастеров того великого поколения, тем более драгоценны такие учителя, как Его Святейшество. Его деятельность по сохранению подлинного Учения для будущих поколений становится все более важной и незаменимой.
От имени Фонда Ригпа я хочу выразить благодарность за привилегию приглашения Далай Ламы для проведения семинаров по учению Дзогчен, которые состоялись в 1982 году в Париже, в 1984 году в Лондоне, в 1989 году в Калифорнии, Сан-Хосе. Для полноты данного издания в него вошло еще одно учение о Дзогчене, которое Его Святейшество давал в 1988 году в Финляндии, а также незапланированное выступление Ньёшула Кхен Ринпоче после учения Его Святейшества в 1989 году. Читая эту книгу невозможно удержаться от восхищения широтой и глубиной познаний Его Святейшества в области всего спектра буддийских учений Тибета, его искренней заинтересованностью в конечном результате, его глубоким уважением к учению Дзогчен и его реализованным мастерам.
Эти учения тесно переплетаются между собой. Они связаны не только общими элементами, но, самое главное, пронизаны духом таких величайших личностей, как первый дзогченовский мастер среди людей видьядхара Гараб Дорже; несравненный Лонгчен Рабджам; великий Пятый Далай Лама; выдающийся мастер учения Лонгчен Ньингтиг и линии тайных устных наставлений Дза Патрул Ринпоче и третий Додрупчен Джигме Тенпе Ньима. И, конечно же, освещающее все учения величественное и непревзойденное сияние основателя тибетского буддизма драгоценного Гуру Падмасамбхавы.