Икона святым праведным иоакиму и анне, в чем помогает, молитва и как молится. Православная икона "Иоаким и Анна": молитва, история и особенности Анна праведная мать пресвятой богородицы икона

Святые праведные Иоаким и Анна. Житие

Святой Иоаким был мужем святой Анны, отцом Богородицы. Житийная литература дает Иоакиму следующее происхождение: «Родословие его таково: у сына Давыда Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери ». Иоаким жил в Назарете. Женился на Анне, младшей дочери священника Матфана из первосвященнического рода Аарона. По отцу она была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина. О зачатии и рождении Богородицы известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному апокрифу у Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, который возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире ».

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима. И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: «Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!» И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме. (Протоевангелие Иакова (4:7-8)). После этого Иоаким пришел в Иерусалимский храм, говоря: «Если Господь смилостивился ко мне, то золотая пластина жреца покажет мне». И принес Иоаким свои дары, и смотрел пристально на пластину, подошедши к жертвеннику Господню, и не увидел греха в себе. (Протоевангелие Иакова (5:1-2)). Анна зачала, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила» . Дата зачатия - 9 декабря установлена исходя из того, чтобы она отстояла от даты Рождества Богородицы (8 сентября) на 9 месяцев.

Четыре канонических Евангелия не упоминают имени матери Марии. Анна появляется только в апокрифической традиции, в частности в «Протоевангелии Иакова», а также в «Евангелии псевдо-Матфея» и «Золотой легенде». На традицию также повлияло «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы» Андрея Критского (VII-VIII вв.). По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца ей было дано имя, указанное ангелом Божиим, - Мария. Родители из благодарности Господу пообещали отдать ребенка в Храм. Мария была введена в Храм в возрасте трех лет. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где её принял первосвященник Захария.

Согласно житию, Иоаким прожил 80 лет. Святая Анна скончалась в возрасте 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с дочерью. Память Успения праведной Анны 7 августа (25 июля ст. ст.). Иоаким и Анна были погребены вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

Библиотека Русской веры
Житие святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Великие Минеи Четьи

Почитание святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, поскольку они были прародителями Исуса Христа по плоти.

Дни памяти :

  • успение святой Анны - 7 августа (25 июля ст. ст.),
  • память Богоотец Иоакима и Анны - 22 сентября (9 сентября ст. ст.),
  • зачатие святой Анной Пресвятой Богородицы - 22 декабря (9 декабря ст. ст.).

В 710 году мощи и мафорий святой Анны были перенесены из Иерусалима в Константинополь. В записях средневековых западных паломников сообщается о нахождении плеча и ладони святой Анны в кипрском монастыре Ставровуни.

Библиотека Русской веры

Кондак и тропарь святым праведным Иоакиму и Анне

Тропарь, глас 1

Иже в законней сени праведни бывше, Младенец богоданный породиста нам, Иоаким и Анна. Тем же днесь светло торжествует, и весело празднующи божественая церкви, честную вашу память, славящи Отца, воздвигшаго рог спасения нам в дому Божии.

Кондак, глас 2

Веселится ныне Анна, безчадства разрешьшися соуз. И питает Пречистую созывающит всех, воспети даровавшаго, от ложесн ея земным, едину Матерь, неискусомужную.

Святые праведные Иоаким и Анна. Иконы

В иконописной традиции существуют как отдельные, так и совместные изображения святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Иконы, где святые изображены вместе, обычно являются иллюстрациями из их жития, показывая одни из моментов, описанных в апокрифах, например, встречу супругов после того, как им была возвещена радостная весть о зачатии Богородицы. Иоаким и Анна на иконе находятся в центре композиции. Вокруг находятся сцены предшествующих и последующих событий: встреча с ангелом, рождение Марии, введение ее в храм и т.д.

Зачатие Богоматери. Конец XVI в. Музей им. Андрея Рублева
Иоаким и Анна. Деталь фрески «Жертвоприношение Иоакима и Анны». Последняя четверть XII в. Церковь святого Георгия, Старая Ладога
Тихвинская икона Богоматери, с житием Иоакима, Анны и Богоматери. Ок. 1500 г. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород

На отдельных иконах святые праведные Иоаким и Анна изображаются в рост или по пояс. Святой Иоаким изображается с кудрявыми черными волосами с большой проседью и с небольшой кругловатой бородой, в хитоне и ризе с воскрилиями, а святая праведная Анна - худощавой, с продолговатым лицом и острым носом с малой горбинкой; нижняя одежда на ней - хитон, по хитону - разрезная фелонь, на голове покрывало. Самое раннее изображение святой праведной Анны - фрагменты фресок VIII века в церкви Санта Мария Антиква в Риме. К тому же веку относится фреска из Фарраса (Египет).


Храмы во имя святых праведных Иоакима и Анны

На Востоке церкви, посвященные святым праведным Иоакиму и Анне, появляются с VI века, в то время как на Западе только в XII веке. В середине VI века в Константинополе был построен храм во имя святой Анны. В Средние века в городах Апт (Прованс) и Дюрен (Германия) считали, что обладают мощами Анны. На Западе усиленное почитание Анны началось в XIV веке. Первый монастырь во имя святой праведный Анны на Западе возник в 701 году во Флориаке около Руана.

В селе Брезова Рашского округа Сербии существует церковь во имя святых Иоакима и Анны, известная также как Королевская Церковь, в честь своего основателя короля Милутина. Она была возведена в 1314 году, в виде сжатого креста, с экстерьером, в форме восьмиугольного купола. Построена из камня и туфа.

В Пскове на Успенской улице был Якиманский женский монастырь (XIV век) и его главный храм во имя святых праведных Иоакима и Анны (1544 год). Монастырь был упразднен в XVIII веке, а церковь стала приходской. В советское время храм был закрыт. В 1947–1951 гг. здесь происходила реставрация. Сейчас начинается обновление церкви.

Также во имя святых праведных Иоакима и Анны освящен придел Христорождественской церкви в Ярославле. Христорождественская церковь в камне была выстроена в 1635-1644 годах на месте одноименной деревянной.

Святые праведные Иоаким и Анна. Картины

Многие живописцы изображали на своих полотнах святых праведных Иоакима и Анну: Джотто ди Бондоне (1266-1337 гг.), Мазолино да Паникале (ок. 1383 - ок. 1440 гг.), Мазаччо (1401-1428 гг.), Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.), Вольф Траут (1480-1520 гг.) и другие.


Святые праведные Иоаким и Анна. Народная память

Святая праведная Анна изображена на гербе городов Кобрина (Белоруссия), Санкт-Аннена (Германия), Яхимова (Чехия), Городца (Белоруссия).

Названия одной из улиц Москвы - Большая Якиманка и деревни в Шуйском районе Ивановской области - Якиманна образовались из слитного произношения имен святых праведных Иоакима и Анны.

В истории православия известно много людей, которые пострадали за свою веру и умерли в мучениях. Верующие почитают многих святых с именем Анна, и у каждой женщины была своя уникальная история, но объединяло их одно – непоколебимая вера в Господа.

Святая Анна в православии

В православной вере есть несколько известных женщин с именем Анна, которые являются святыми.


Чем помогает святая Анна?

Многие священнослужители считают, что обращаться к Высшим силам можно с разными просьбами, главное, чтобы прошение шло от чистого сердца. Важно, чтобы желание не было основано на том, чтобы навредить кому-то другому. Святые с именем Анна в православии помогут найти дорогу к Богу, избавиться от искушений и справиться с разными жизненными проблемами.

В чем помогает святая праведная Анна?

Одна из самых известных Анн в христианстве, поскольку она приходится матерью Богородице. Она много лет не могла забеременеть, но после искренней молитвы к ней явился ангел и пообещал ей .

  1. Святая праведная Анна считается главной помощницей для женщин, которые не могут . Искренние молитвы избавляют от женских заболеваний.
  2. Обращаются к ней верующие, которые хотят получить исцеление тела и укрепить веру.
  3. Матери молятся перед образом праведной Анны за здоровье ребенка.

В чем помогает святая Анна Пророчица?

Эта женщина упоминается в Новом Завете в эпизоде, когда в храм Иерусалима принесли маленького Иисуса Христа, чтобы принести за него жертву.

  1. Святая Анна Пророчица считается покровительницей младенцев. К ней нужно обращаться за помощью родителям, если ребенок заболел или сошел с праведного пути.
  2. Обращаться к святой за помощью нужно людям, которые хотят обрести смирение, избавиться от иссушения и справиться с другими проблемами.
  3. Молиться Анне Пророчице можно женщинам, которые долгое время не могут забеременеть.
  4. Святая оградит верующего человека от болезней и поможет прожить долгую и счастливую жизнь.

В чем помогает святая Анна Кашинская?

Описывая русскую благоверную княгиню Анну, сразу хочется упомянуть ее огромное терпение, которое часто сравнивали с мужским мужеством. В течение своей жизни она столкнуться с разными испытаниями, и пережила потерю близких людях, но при этом она сохранила сердечную доброту. Святая Анна Кашинская помогает людям найти утешение в разных проблемах.

  1. Обращаются к ней женщины, которые хотят обрести любовь или же укрепить семейные узы.
  2. Анна Кашинская святая благоверная княгиня помогает заблудшим людям обрести веру в Господа и справиться с разными проблемами, проявляя терпение.
  3. Считают ее главной заступницей страждущих людей, например, вдов и сирот. Обращаются к ней и люди, которые решили уйти в монастырь.

СВЯТЫЕ ПРАВЕДНЫЕ ИОАКИМ И АННА

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левина, рода Ааронова, и жены его Марии - из колена Иудина. У её родителей было три дочери: Ма-рия, Со-вия и Ан-на. Из них пер-вая вы-шла за-муж Ма-рия в Виф-ле-ем и ро-ди-ла Са-ло-мию; по-том вы-шла за-муж Со-вия, так-же в Виф-ле-ем и ро-ди-ла Ели-са-ве-ту, мать Иоан-на Пред-те-чи; тре-тья же, Анна, будущая мать Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, вышла замуж за Иоаки-ма, который был родом из Галлии, в го-род На-за-рет.

Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Мессия, Спаситель мира. Ро-до-сло-вие его та-ко-во: у сы-на Да-ви-да На-фа-на ро-дил-ся сын Ле-вий, Ле-вий ро-дил Мел-хию и Пан-фи-ра, Пан-фир ро-дил Вар-па-фи-ра, Вар-па-фир же ро-дил Иоаки-ма, от-ца Бо-жи-ей Ма-те-ри.

Супруги жили в Назарете Галилейском (северная часть Палестины) и всю жизнь мечтали о детях, но, по особому Промыслу Божию, святая Анна долго была бесплодна. Они вели праведную жизнь, их соединяла нежная любовь. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным.

Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели и пла-ка-ли об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. На протяжении 50 лет их брака супруги только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.


Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Он решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, моля Господа о милости.

Его праведная супруга Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Узнав о поступке своего мужа, она тоже стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.

И молитва святых супругов была услышана: им обоим явился Ангел и возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.

Зачатие святой Анны совершилось в де-вя-тый день де-каб-ря ме-ся-ца в Иерусалиме (в этот день - 9 (22) декабря - Православная Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы ), а 8 сен-тяб-ря у ней ро-ди-лась дочь, пре-чи-стая и Пре-бла-го-сло-вен-ная Де-ва Ма-рия, о рож-де-стве Ко-ей воз-ра-до-ва-лись и не-бо, и зем-ля. Иоаким по слу-чаю Ее рож-де-ния при-нес Бо-гу ве-ли-кие да-ры, жерт-вы и все-со-жже-ния и по-лу-чил бла-го-сло-ве-ние пер-во-свя-щен-ни-ка, свя-щен-ни-ков, ле-ви-тов и всех лю-дей за то, что спо-до-бил-ся бла-го-сло-ве-ния Бо-жия. По-том он устро-ил в до-ме сво-ем обиль-ную тра-пе-зу, и все с ве-се-ли-ем про-слав-ля-ли Бо-га.

Под-рас-та-ю-щую Де-ву Ма-рию ро-ди-те-ли Ее бе-рег-ли как зе-ни-цу ока, ве-дая, по осо-бен-но-му от-кро-ве-нию Бо-жию, что Она бу-дет све-том все-му ми-ру и об-нов-ле-ни-ем есте-ства че-ло-ве-че-ско-го. По-се-му они вос-пи-ты-ва-ли Ее с та-кою тща-тель-ною осмот-ри-тель-но-стью, ка-кая по-до-ба-ла Той, Ко-то-рая име-ла быть Ма-те-рью Спа-си-те-ля мира. Они лю-би-ли Ее не толь-ко как дочь, столь дол-гое вре-мя ожи-да-е-мую, но и по-чи-та-ли как гос-по-жу свою, пом-ня Ан-гель-ские сло-ва, ска-зан-ные о Ней, и про-ви-дя ду-хом, что долж-но над Ней со-вер-шить-ся. Она же, ис-пол-нен-ная Бо-же-ствен-ной бла-го-да-ти, та-ин-ствен-но обо-га-ща-ла тою же бла-го-да-тью и сво-их ро-ди-те-лей. По-доб-но то-му, как солн-це сво-и-ми лу-ча-ми осве-ща-ет звез-ды не-бес-ные, уде-ляя им ча-сти-цы сво-е-го све-та, так и бо-го-из-бран-ная Ма-рия, как солн-це, оза-ря-ла лу-ча-ми дан-ной ей бла-го-да-ти Иоаки-ма и Ан-ну, так что и они бы-ли ис-пол-не-ны Ду-ха Бо-жия, и твер-до ве-ро-ва-ли в ис-пол-не-ние Ан-гель-ских слов.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

По про-ше-ствии не-сколь-ких лет по-сле вве-де-ния Ма-рии во храм свя-той Иоаким умер в возрасте 80 лет. Свя-тая Ан-на, остав-шись вдо-вою, по-ки-ну-ла На-за-рет и при-шла в Иеру-са-лим, где пре-бы-ва-ла око-ло сво-ей Пре-свя-той До-че-ри, мо-лясь бес-пре-стан-но в хра-ме Бо-жи-ем. Про-жив в Иеру-са-ли-ме два го-да, она мирно скончалась в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. Слава Дочери открылась ей в вечной жизни.

Память Успения праведной Анны 25 июля (7 августа) .

Иоаким и Анна захоронены вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

Достоинство и святость праведных Иоакима и Анны

Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия . В самом Зачатии и Рождении такой Дочери была явлена и сила Божией благодати , и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия.

Родиться от неплодных и престарелых родителей - большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые 50 лет жили в супружестве и не имели детей. Наконец, через такое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чему уподобились святой патриарх Авраам и благочестивая супруга его Сарра, родившие, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт. 21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва - лучшей ходатаицей.

Святых праведных Иоакима и Анны называют «Богоотцы» , потому что они являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.

Святые Анна и Иаоким не совершили чуда, не понесли мученических и преподобнических подвигов. Они несли иные скорби - скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду на Бога, которую они пронести до старости. Терпением и надеждой стяжали праведные Анна и Иоаким своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19).


Традиционно родителям Пресвятой Богородицы молятся о даровании детей.

Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
Иже в законней благодати праведни бывше,
Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна.
Темже днесь светло торжествует,
весело празднующи божественная Церковь,
честную вашу память,
славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Тропарь праведной Анны, глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Молитва святым праведным Иоакиму и Анне
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь .

Святая праведная Анна происходила из колена Левиина из рода первосвященника Аарона, а муж ее, святой Иоаким – из колена Иудина, рода Давидова. Таким образом, когда они сочетались браком, в новой семье соединились две главные генеалогические ветви: царская и мессианская линия Давида, царя-псалмопевца, и священническая – Аарона, брата Моисеева, воплотившись затем в Деву Марию, а через Нее произошло боговоплощение в Рождестве Иисуса Христа – Небесного Первосвященника и столь долгожданного на земле Мессии.

Святая Анна была младшей из трех дочерей священника Матфана, жившего в Вифлееме, жену его, также происходившую из колена Иудина, звали Марией. Всего же у них было три дочери. Первой замуж в Вифлееме вышла старшая Мария и родила Саломию, вторая, Совия, в замужестве родила Елисавету – будущую мать Иоанна Предтечи и также осталась в городе родителей. Но младшая Анна была выдана за Иоакима из Назарета в стране Галилейской.

Известно, что супруги вступили в брак совсем юными, но, происходя из знатных и благочестивых семей, с рождения росли и воспитывались в строгости Закона Божия, и праведность их была примерной и искренней. При богатстве духовном они имели и богатство материальное, но знали истинную цену и тому и другому: каждый праздник, соблюдая заповеди Закона и обычаи, проистекавшие из них, святые Иоаким и Анна выделяли из имущества немалые средства, разделяя их, как полагалось, на две части – одну жертвовали храму, вторую – раздавали нищим и нуждающимся.

Однако, несмотря на богоугодное житие Иоакима и Анны, Господь не сразу осуществил свой великий замысел об этой семье – Рождество Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, хотя, как мы видим, этот замысел готовился Им многие и многие поколения из рода в род, из колена в колено. Длительное время святые родители Пречистой были бездетны, однако, как говорит святитель Димитрий Ростовский, «в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной, и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия». «Наконец, – продолжает святитель, – чрез таковое рождение открывает¬ся достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплод¬ства родили радость всему миру, чем уподобились святому патриарху Аврааму и благочестивой супруге его Сарре, родившим, по обетованию Божию, Исаака в старости» (Быт. 21:2). Размышления Димитрия Ростовского над чудом рождения Девы от престарелых родителей еще раз подтверждают величайшие возможности, которые дарует человеку добродетельная, боголюбивая жизнь, несмотря ни на какие испытания, посылаемые ему от Господа: «Этого достоинства (Рождества в их семействе Пресвятой Богородицы. – авт.) они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердеч¬ной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бес¬честие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей».

Впрочем, тайное у Бога, пока не открытое Им для всех, люди склонны объяснять себе по-своему, согласно имеющимся обычаям и представлениям. Все кругом видели, что время идет, а прибавления в семействе Иоакима и Анны так и не наступает. Бесплодие в семье в те времена было равносильно признанию, что над этим домом нет Божия благоволения, раз Он вдруг решает остановить этот род. Бесчадие считалось за бесчестие, которое было настолько велико, что когда в большой праздник Иоаким принес в Иерусалимский храм дары Богу, бывший тогда первосвященником Иерусалима Иссахар отказался принять их, сказав, что раз Иоаким до сих пор бездетный, значит, при внешнем благочестии у него есть тайные грехи. Другой прихожанин также заявил, что Иоаким недостоин приносить дары Богу, поскольку нет от него потомства Израилю.

С древних времен патриархам не единожды давалось от Бога обетование об умножении народа, и чем более детей было в семье, тем, как считалось, милостивее Бог благословлял родителей. С другой стороны, память о многочисленных пророчествах о грядущем Мессии дала всем родам и коленам возможность надеяться, что Он явится именно в их роду, а те, у кого детей не было, оказывались соответственно лишенными такой перспективы, и бесчадие почиталось за наказание, а бездетные у ветхозаветных иудеев считались бесспорными грешниками перед Богом.

Опечаленный Иоаким ушел из храма. Этот праздник обернулся для него глубокой скорбью. Он пошел не домой, к ожидающей его Анне, а в пустыню к пастухам, которые пасли его стада, и, плача, стал вспоминать всех предков своих, ища, у кого, возможно, была такая судьба, ведь не прервался же род его. Так, перебирая свой род колено за коленом, он вспомнил про Авраама и Сарру, родивших Исаака в уже весьма преклонном возрасте, и стал молить Бога, чтобы и его Он сподобил такой радости, – иметь дитя, сколько бы лет ему ни исполнилось, и тем открыл Свое благоволение к нему. Сорок дней святой Иоаким молился и постился на одной воде, и дал обет, что не будет есть и не вернется в свой дом, оставаясь в одиночестве среди стад, пока Бог по воле Его не явит ему милость, подаст знак, что бесчестие снято с его дома.

А святая Анна, в радости ожидавшая домой мужа с праздничного богослужения, получила совсем иное, горькое известие: первосвященник даров их не принял, а супруг удалился в пустыню, и все это из-за их длительного неплодства. Безутешно плача, бедная женщина даже не знала, какое страдание ее признать большим: отверженность у Бога, неожиданное сиротство, ибо муж был всей ее семьей, как велел обычай, или бесплодие – всю вину за отсутствие детей в их с Иоакимом браке она считала своей.

По преданию, так прошло пятьдесят лет. Святой праведный Иоаким молился и постился в пустыне, а святая праведная Анна жила, как могла со своей служанкой Юдифью, которая хоть и пыталась как-то утешить хозяйку, но понимала, что слова человеческие бессильны там, где все решить может только слово Божие. Люди обходили дом ее стороной, поскольку там жила женщина в двойном бесчестии: бездетная, оставленная Богом и оставленная мужем.

Однажды, уже в старости, святая Анна вышла в свой сад и села под большим лавром, на котором птицы свили гнездо, и там уже щебетали птенцы, а над ними порхали родители. Маленькое птичье счастье так тронуло ее, так всколыхнуло все ее многолетнее горе, что она в полном отчаянии вновь обратилась к Богу со слезами и молитвой, сетуя, что, наверное, она в глазах Божиих самая грешная из женщин. Ее дары Богу не принимают первосвященники в храме, а люди отворачиваются от нее, и, раз она неплодна, значит, неугодно Господу, чтобы от нее умножался народ Израилев. Но, может быть, раз Он когда-то даровал сына девяностолетней Сарре, что, когда-то, многие годы бездетная Анна, жена некоего Елкана, молила Бога о потомстве, обещая, что коли родит, то отдаст дитя на служение Ему, обрела радость, родив пророка Самуила (IЦар. 1:9–18), то и ее не оставит Господь. И, плача и молясь, святая праведная Анна дала обет, что коли родится по воле Божией и у нее Дитя, то она принесет его в дар Богу.

Как только праведная Анна произнесла слова своего священного обета, явился ей Ангел Господень, который принес весть о том, что, как красиво и вдохновенно пишет святитель Димитрий Ростовский: «…Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, сле¬зы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблаго¬словенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария». На что, поклонившись Богу, Анна ответила, что, когда родится дитя, она отдаст его на служение Богу. «Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни».

С давно забытым чувством несказанной радости святая праведная Анна поспешила в Иерусалимский храм, где в доме Божием поклонилась Ему за Его великую милость к ней.

Тогда же, когда Вестник Божий явился Анне, он явился и святому праведному Иоакиму в пустыне и сообщил, что ждет его радость – будет у них дочь, рождение которой станет радостью для всего мира. Ангел повелел Иоакиму немедленно идти в Иерусалим, где у Золотых ворот он встретится со своей супругой Анной, которой возвещено то же самое.

Изумленный и обрадованный Иоаким поспешил в Иерусалим, встретил там, где указал ему Ангел, жену свою Анну. Обменявшись рассказами об ангельском посещении, супруги восславили в храме Бога и отправились домой. 9/22 декабря случилось Зачатие праведной Анны, которое мы теперь и празднуем среди других праздников. 8/21 сентября случилась обещанная радость миру – родилась у праведной Анны Дочь, Преблагословенная Дева Мария. Святой праведный Иоаким поспешил в Иерусалимский храм, где, благодаря Бога всем сердцем, от всей глубины души, принес Богу дары, жертвы, всесожжения, и все первосвященники, все духовенство благословило его. Затем в своем доме он устроил обильную и богатую трапезу, раздал великую милостыню неимущим, и все, кто прежде отворачивался от их дома, ликовали вместе с ним и женой его Анной.

Юную Деву святая праведная Анна и праведный Иоаким, помня данный Богу обет и слова Ангела о Ее великом назначении, берегли и растили в благочестии, ощущая дивную благодать, исходившую от Приснодевы, которая росла удивительным ребенком, не по годам скоро взрослеющим. Когда Деве Марии исполнилось три года, настало время Введения по храм, куда родители благоговейно сопроводили Ее на служение Богу, как и было ими обещано. Спустя недолгое время святой праведный Иоаким предстал перед Богом, ему было 80 лет. Святая праведная Анна по смерти мужа оставила Назарет, пришла в Иерусалимский храм и жила при своей Пречистой Дочери, молясь Богу, и покинула мир сей, пережив мужа на два года. Память успения ее мы отмечаем 25 июля/7 августа.

Их останки были упокоены на краю Иосафатовой долины, что лежала между Иерусалимом и Елеонской горой. Там же потом была устроена гробница Богоматери и похоронен Иосиф Обручник.

Почитание святой праведной Анны после жизни
Первый небольшой монастырь – скит в честь святой праведной Анны был построен на Святом Афоне, и это одна из самых древних афонских обителей, однако в то воинственное время он неоднократно разрушался морскими пиратами. В XVII веке скит был восстановлен и укреплен Патриархом Константинопольским Дионисием, который приобрел к тому времени стопу святой праведной Анны. Здесь в 1680 году он выстроил соборный храм Успения святой Анны, и с тех пор скит носит имя матери Пречистой и на Афоне славен особыми подвигами подвизающихся там монахов. Рядом с ним расположен Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы, или «Малая Анна», что подчеркивает особую благодать, ощущение священства, разлитые над теми местами, которые несут в себе священное незримое присутствие связи зачатия святой Анны и Рождества Пречистой Дочери ее.

В VI веке при святом благоверном царе Иустиниане в Дефтере на острове Кипр был возведен в честь ее храм, в XVII – XVIII веках его поновил император Иустиниан II, после того как святая праведная Анна явилась во сне его находившейся в положении жене. Тогда же ее святые мощи и покрывало, в которое они были обернуты, были с почестями перенесены в Константинополь.

Значение иконы
Любовь обоих родителей к своему ребенку, будь то дочь или сын, всегда важна обоюдной полнотой, необходимой для его счастливого возрастания. Однако недаром материнская любовь обожествляется во всех народах от начала времен, а молитва матери – нет другой молитвы сильнее, чем ее святая просьба о детях. И хотя более распространены иконы Богоматери «Святая праведная Анна с Младенцем Марией», где Заступница явлена в младенчестве Ее с обоими родителями, есть старинные списки, где изображены только праведная мать и ее Пречистая Дочь.

На этом списке композиция его совершенно схожа с композицией богородичных икон, где Дева изображена как Богородица с Младенцем Иисусом на руках, и этот образ по типологии явно сходен с древнейшим образом Ее «Елеуса» – «Умиление». Так же печально склоняется к личику Младенца Марии праведная Анна, провидя материнской интуицией все земные труды Дочери и помня обет, данный Богу: Ему предназначено ее долгожданное, позднее и единственное Дитя; так же трогательно прильнула младенческая щечка Марии к щеке матери Ее, так же понимающе и утешительно смотрит Она на материнский лик, держа в маленькой ручке голубой цветок – символ Ее присной Божественной Небесной чистоты и целомудрия. Традиционно богородичный голубой цвет в одеянии Младенца Марии, благородно сочетаясь с изумрудным, символизирующим жизнь, прежде всего, жизнь в Духе, преподанную Христом ученикам (на троичный праздник священнослужители облачены в одежды зеленого цвета), подчеркивает Ее статус как Приснодевы. Золотые звезды на омофоре на челе и раменах – плечах – указывают на Нее как на Богородицу, являясь непременной деталью изображений Ее.

Омофор праведной Анны на наиболее древних списках преимущественно изображался алым, но, благодаря возможностям кузнецовской точечной техники, в цветочном орнаменте ее одеяния к нему добавился тот же богородичный голубец и золото как знак причастности к Божественной избранности ее в череде предков Христовых по плоти из царственного дома Давидова.

Поля кузнецовских икон всегда не только вбирают в себя весь колорит доличного и продолжают орнаментальный стиль, выбранный иконописцем для данного образа. Они наследуют эмоциональный и событийный символический ряд. Рондо со вписанными в них цветочными узорами золотых, рубиновых, сапфировых тонов, расположенные вокруг святой матери и ее Пречистой Дочери, кажутся объемными сферами. Они парят, как ангельские бесплотные создания, будто приветствуя и охраняя Божественную двоицу. Многозначный, объемный по чувству и смыслу образ, повторяя древние прориси, но переозвученный через цветовые и орнаментальные приемы нового в технике иконописи, открывается нам навстречу, и навстречу ему молитвенно открывается душа.

Праведный Иоаким, муж прав.Анны, отец Пресв. Богородицы
Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левиина, из рода Ааронова.
Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов на Иерусалимский храм и бедных. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.
В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять их от него. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.
Прав. Иоаким и Анна
Прав. Иоаким и Анна
Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о разрешении неплодства и о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадованная, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию.
До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.
Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы 80-летний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу 79-ти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия.
Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.
Прав.Анна, мать Пресвятой Богородицы.
Св.прав.Анна и Пресв.Богородица.
Праздник Зачатия святой Анны особенно чтится в России женщинами, готовящимися к материнству. Этому празднику посвящено много икон. Одна из них находится в храме святого мученика и страстотерпца Иоанна Воина в Москве. На иконе изображена радостная встреча святых и праведных Иоакима и Анны после полученной от Ангела вести о избавлении их от бесчадия.
В конце X века на Святой Афонской горе был построен скит Святой Анны - самый древний из всех Афонских скитов. Опустошаемый в течение многих лет морскими разбойниками, он в XVII веке был восстановлен Константинопольским Патриархом Дионисием, который приобрел у малоазийских христиан стопу святой праведной Анны. В 1680 году там в память успения святой Анны воздвигнут соборный храм. С того времени скит стал носить название «Святой Анны». Он славится на Афоне высокими аскетическими подвигами монахов.
Недалеко от скита Святой Анны находится так называемый Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы или «Малая Анна». Близость этих благодатных мест подчеркивает связь священных событий зачатия и рождества Пресвятой Богородицы.
Погребение праведной Анны.
По преданию, святая праведная Анна скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. При святом благоверном царе Иустиниане (527-565) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685-695; 705-711) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь. Успение св.праведной Анны отмечается 7 августа (25 июля).

Величание на Успение праведной Анны:

Величаем тя, / святая праведная Анно / прамати Христа Бога нашего, / и всечестное славим / успение твое.

Тропарь праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь безчадия узы разрешаются, / Иоакима бо и Анну услышав, Бог/ паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу, / из, Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, / Ангелом повелев вопити Ей: / радуйся, Благодатная, /Господь с Тобою.

(Минея декабрь. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, www.otechestvo.org.ua; иллюстрации - www.calend.ru; days.pravoslavie.ru; www.lavra.kiev.ua; www.tserkov.info; sobory.ru).

Скит Святой Анны на Афонской горе.

Греческий, идиоритмический скит, самый большой и ранний на Афоне, находится на обильном водой и богатом растительностью склоне на западных отрогах Афона, сразу же за Новым Скитом и на незначительном расстоянии перед Пустыней. Деятельность этого скита начинается по существу в XVII веке, однако несколько пустыней находилось здесь и ранее. В настоящее время здесь находится 51 калива (не все обитаемы) и главная церковь (kyriakon), построенная в 1752-1755 гг. и расписанная фресками в 1757 г. В этой церкви хранится реликвия – левая нога Святой Анны, матери Богородицы. Скит располагает также довольно хорошей библиотекой, содержащей около 100 (в большинстве своем бумажных) рукописей более позднего времени.

(Сотирис Кадас. Святая гора Афон. Монастыри и их сокровища. – Афины, 2006).

Молитвы святым и праведным Богоотцам Иоакиму и Анне

Молитва первая:

О, святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, рабов Божиих (имярек), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Молитва иная:

О приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя дшери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашым праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед, и напрасныя смерти, предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением, да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

(azbyka.ru)

Святой Праведной Анне часто молятся об исцелении от бесплодия. Вот некоторые советы молящимся о даровании чадородия и молитва (перевод с греческого, материал взят с официального сайта Валаамского монастыря):

Советы к деторождению

"Услышана молитва твоя и жена твоя Елисавета родит тебе сына"
«Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям
и уставам Господним беспорочно» (Лук. 1, 6).

Тем, кто желают стяжать чадо наследия, следует вначале с искренним покаянием и сокрушением сердца исповедать свои грехи от рождения, ибо без исповеди, покаяния и божественного причащения Тела и Крови Спаса нашего Иисуса Христа не существует спасения и естественно без них не мыслится православная духовная жизнь. Когда мы чего-то желаем от Благого Бога и "стучим в дверь милости", то следует, чтобы жизнь наша была благоугодна пред Ним, чтобы мы были услышаны. Поэтому по слову Владыки Христа " Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Иоанн. 15, 7). То есть, если вы пребудете объединенными со Мной и слова Мои, то есть Мои заповеди пребудут внутри вас, тогда просите, чего желаете и будет вам. Таким образом безусловно объясняется и то, что будет услышана молитва и прошения наших святых (живых и усопших) и последуют чудеса.

Супругам всегда следует иметь пред очами пример святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, помощь которой следует призывать в силу особенной данной ей благодати избавлять от бесплодия. Ибо она чудесно родила Госпожу Богородицу в преклонном возрасте, несмотря на бесплодие, в результате упорной и напряженной молитвы вместе со своим супругом, св. Иоакимом.

Если они обидели или оскорбили кого-то, следует возместить ущерб и загладить оскорбление и необходимо примириться с теми, против кого они имели вражду или ненависть. При этом им следует постоянно молиться, прославлять Святую Троицу, искать ее помощи, вместе ходить в Церковь и творить милостыню по силе.
Когда они сделают все это, им следует пригласить в свой дом священника с тем, чтобы он совершил в доме водосвятный молебен и в освященную воду им следует влить и ту святую воду, которая была освящена у мощей святой Анны.

Затем им следует начать сорокадневный пост без елея кроме субботы и воскресенья, когда им можно позволить себе вино и елей. В течение этих сорока дней они должны спать раздельно и каждый день класть по 50 поклонов. Каждое утро из дней поста и воздержания они должны вначале вкушать антидор, а затем немного отпить от святой воды, а потом сделать крест на лбу святым елеем от неугасимой лампады у мощей святой Анны. Если у них есть время и желание, пусть, то они могут читать молебный канон ко святой праматери Бога Анне. Однако, если по причине здоровья или чрезмерного поста один из супругов потеряет силы, пусть постятся они по силам, следуя совету своего духовника.

В течение сорока дней мы совершаем за них Божественную Литургию и молебен, поминая их имена.

После сорокадневного приготовительного поста пусть они снова исповедаются и пусть снова позовут в свой дом священника, чтобы он совершил таинство елеосвящения и если у них есть позволение духовника, пусть причастятся Святых Христовых Таин и через три дня пусть вступают в супружеское общение.

Надеемся, что прежде бесплодная святая праматерь Бога Анна и ее пречистая дочь, Богородица будут горячо молиться за них Спасителю нашему Иисусу Христу и многомилостивый Господь услышит молитвы всех нас и дарует молящимся в смирении и покаянии чадо наследия им на пользу.

Молитва святой богопраматери Анне, разрешающей узы безчадия и неплодия.

Господу помолимся.

Благоугодный корень, израстивший былие благоплодное и вечноцветущее – препетую Богородицу, из Нея же произыде Начальник жизни и Совершитель веры Иисус Христос, многоточный источник, из неяже произыде, яко поток сладости и река мира Благословенная в женах, источающая бездну благ и неизреченное море благости и бесконечного блаженства. Предопределенная чревоносити несравненно Светлейшую лучей солнечных, Еяже прозреша и проповедаша пророческие трубы. Познанная от Плода ея, Царицы Ангелов и вышшей сущей небес, яко сосуд избранный Святаго Духа и вместилище благодати яснейшее. Образ праведности и непорочного жительства и мудрости луг благоуханный и сладкоблаговонный. Исполняющая законная повеления в правости сердца и горящем благоговении и всяким тщанием со блаженным своим супругом и богоносцем Иоакимом. Божественным волением зачавшая в старости маститей и рождшая прежде век предопределенную родитися Матерь Божию. Прамати всемилостивого и всещедраго Бога, готовое заступление и предстательство с верою прибегающих к тебе, утешение страждущих и покой скорбящим, благодатию Внука твоего показующая безчадных и неплодных жен благочадны, приими и моление нас грешных и преложи печаль безчадия молящихся тебе в радость.

Даждь плод чрева призывающим тя, разрешая мрак их безплодия и, яко разрешение безплодия, безчадных жен благочадны сотвори ублажающих тя и славословящих Богочеловека – Внука твоего и Создателя и Господа.

Ей, блаженная и благодатная Анна, всем, яко луна пресветлая, посылающая мирный и тихий свет богоданных в тебе дарований, показавшаяся Сарры честнейшая, Анны матери Самуила светлейшая, Елисаветы славнейшая и всех праведных жен, ихже закон прославляет, честнейшая и яко от сего многой чести и благодати удостоенная, исполни радости и веселия сердца к тебе прибегающих и даждь благодать твою рабе твоей, приемлю

Похожие статьи

© 2022 alexeygolev.ru. Привороты, астрология, талисманы, гадания, береги.