От чего зависит работа мозга? Головной мозг - это командный центр тела. Мифы о человеческом мозге

Интеллект - это способность адаптации средств к цели. А. Бине

Как же работает наш мозг не с точки зрения физиологии, а психологии мыслительных процессов? Достаточно много написано про то, за что отвечает правое и левое полушарие мозга, много советов и рекомендаций для стимулирования мышления, вроде таких: “Каждый раз добирайтесь до работы разными маршрутами”, “Смените рабочую руку: если вы правша - используйте левую руку, и наоборот ”, “Решайте кроссворды, играйте в логические игры, шахматы, например ” и т.д. Правда, зачем все это делать не объясняется, кажется понятным как само собой разумеющееся. Зная, как человек думает, появляется возможность понять, какие существуют ресурсы стимулирования мышления на каждом этапе работы мозга.
С чего начинается мыслительная деятельность? Чтобы думать, у нас должно быть “о чем думать”, т.е. информация. Мышление - это, по сути, оперирование имеющейся информацией. Как поступает к нам эта информация?что за что отвечает в мозге

1. Первоначально человек воспринимает все то, что он знает на уровне органов чувств - т.е. вся информация на этом этапе является сенсорной, это то, что мы видим, слышим, ощущаем.
Эта информация поступает в память, которую можно смело считать “совокупностью информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением”.
Чем выше концентрация внимания на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступает в память. Как правило, внимательность возрастает, когда нам что-то интересно - например, все новое. Именно поэтому рекомендуют ходить на работу, в магазин новой, незнакомой дорогой. В противном случае велик риск жить на автомате, когда мозг уходит в спячку или работает только на свои 5%.

Сенсорный тип информации сохраняется в памяти очень непродолжительное время, потому что такой информации поступает очень много, и мозгу как-то надо отделять более приоритетную от менее важной. Для того чтобы сенсорная информация перешла в долговременную память необходимо:

2. Чтобы различные свойства объектов сложились в общую картину, образ. Например, кошка - это небольшое, мяукающее, пушистое домашнее животное. Таким образом, формируются понятия, абстрактные образы, которыми в дальнейшем оперирует человеческий мозг.
Понятия суть сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Ф. Энгельс
Именно поэтому для запоминания услышанного номера телефона или имени нового знакомого, необходимо аудиальную и визуальную информацию представить образно - как-то связать с внешностью человека, обстоятельствами встречи и т.д..

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

«Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.» Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Как только сформировались понятия, их можно начать делить на средства и цели - очень существенный момент в улучшении мыслительной деятельности. Причем в зависимости от ситуации разные понятия могут быть либо средствами, либо целью.

4. Имея в запасе определенные понятия и наделяя их личностным смыслом, человек начинает строить логические мыслительные операции.

Логическим или абстрактным мыслительным операциям, которые естественным образом происходят у взрослого человека в мозгу, предшествуют конкретные операции - это когда дети собирают-разбирают игрушки, и не только игрушки:), всячески манипулируют конкретными предметами.

Сначала нужно проделать эти операции на практике и только потом можно переходить к “теории”, иначе как мы убедимся, что так оно и есть?..

С помощью мыслительных операций осуществляется проникновение вглубь проблемы-цели, изучаются свойства объектов (не обязательно находящихся перед глазами), составляющих эту проблему (не обязательно находящуюся перед глазами), и находится решение задачи (в первую очередь в уме и только затем реализуется на практике).

5. Суждение отражает связи между предметами и явления, утверждает что-либо или отрицает это.

Чем больше связей установлено между различными объектами, тем больше вероятность, что из множества имеющихся найдется правильное решение задачи. Именно поэтому во время мозгового штурма рекомендуют выдвигать пусть фантастические, невозможные способы решения проблемы, вроде “Прилетит вдруг волшебник В голубом вертолете, И бесплатно покажет кино”.

5.1 Суждения не обязательно содержат сравнения, хотя такое случается довольно часто. Если кто-то говорит: "Я эгоист", - вы можете спросить: "Кто это сказал?" Если он ответит: "Я" или какая-то авторитетная личность, то вы можете выразить сомнение: "Пользуясь какой меркой, вы (он) решил(и), что вы эгоист?"

5.2 Суждения включают в себя анализ, который означает расчленение (разбивание) объекта на составляющие его части или свойства.

А также синтез - процесс соединения или объединения ранее разрозненных свойств или понятий в целое или комплект. Синтез неотделим от анализа и они, как правило, осуществляются одновременно.

6. На основе нескольких суждений делается определенный вывод - умозаключение. Пример умозаключения: Человек, просыпаясь утром, видит на улице лужи и приходит к выводу, что ночью был сильный дождь.

Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

6.1 Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах человек делает общий вывод. Например, учитель, просматривая годовые оценки знаний каждого ученика, не увидел ни одной двойки. Из этих фактов (частных случаев) он делает общий вывод: весь класс успевает.

6.2 Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. Например: в классе 9б все ученики успевают. Сидоров учится во 9б классе, следовательно, он — успевающий ученик. Дедукция позволяет людям предвидеть ход событий, обнаруживать новые факты, опираясь на раскрытую закономерность.

Подводные камни обобщения: существует опасность не увидеть отдельных деревьев в лесу, если разные части опыта без разбора смешиваются в кучу под одним названием. Например, судить о всех представителях какой-то национальности, опираясь на качества единичных лиц. Чрезмерно "увлекшись" обобщением, человек будет видеть и слышать лишь то, что ожидает увидеть и услышать.

6.3 Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Вывод о том, что на Марсе есть жизнь, сделан по аналогии Марса с Землей: Марс, как и Земля,— планета, окружен атмосферой, имеет несколько времен года и времени суток и т. д. На основе умозаключений по аналогии создаются гипотезы.

С точки зрения формальной логики структура умозаключения выглядит примерно так:

  • Все жидкости - упруги.
  • Ртуть - жидкость.
  • Ртуть - упруга. (вывод)

Но(!) умозаключение умозаключению рознь:

  • Все гусеницы едят салат.
  • Я ем салат.
  • Я - гусеница:)

Таким образом, приспособление средств к цели, адаптация человека к окружающей среде осуществляется двумя способами:

1) Ассимиляция, при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующей структуре информации.
2) Аккомодация (термин Ж.Пиаже), при которой, напротив, прежние знания трансформируются, переделываются с целью их приспособления к новой ситуации.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

  1. Мотивация (желание решить задачу).
  2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "к чему требуется прийти", какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).
  3. Поиск решения: с помощью известных алгоритмов, на основе комбинации звеньев из различных алгоритмов, эмпирического метода проб и ошибок, с помощью логических мыслительных операций (см. выше) и пр.
  4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
  5. Реализация решения на практике.
  6. Проверка найденного решения.
  7. Коррекция (в случае необходимости возврат к пункту № 2).

Резюмируя, ресурсы для улучшения работы мозга, учитывая этапы мыслительного процесса, будут:

  • Внимательность при усвоении сенсорной информации.
  • Грамотное формирование понятий с учетом их свойств, построение классификаций (хотя бы в уме; пример классификации см. выше).
  • Понимание причины возникновения личностного смысла того или иного понятия.
  • Расширение связей между понятиями, пусть на первый взгляд даже не связанными.
  • Критичное отношение к суждениям.
  • Проверка правильности умозаключений-выводов.
  • Пошаговое решение проблемы, в случае необходимости (см. структура мыслительных процессов)

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного - например, “эврика” Архимеда и таблица Менделеева относятся к результатам второго типа мышления.

Два следующих теста в картинках позволят лучше понять, как вы собираете информацию из окружающего мира и каким образом оперируете ею.

Тест №1. Практик и Логик.

Перед вами цепочка овалов. На основе этой детали вам надо воссоздать всю картину, из одного фрагмента сотво-рить целое. Что вы нарисуете и чем дополните данный рисунок, зависит только от вас.


Тест №2 Сенсорик и Интуитивист.

Инструкция. Перед вами произвольный набор фигур, некая композиция. Используя одну, две или больше фигур (столько, сколько вам потребуется для выполнения задачи), нарисуйте человека.

Ключи тестов приведены в статье “ ”

Человеческий мозг является своего рода сложной микросхемой, созданной природой. В его работу входит координация всех жизненно-важных функций личности и контроль его действий.

Деятельность мозга связывает между собой все мысленные процессы, отвечающие за чувства и желания человека. Если функции мозга по каким-либо причинам будут нарушены, то личность впадет в вегетативное состояние и утратит способность что-либо ощущать.

Также будет нарушено умение индивида реагировать на то или иное событие.Ни один ученый в мире не сможет дать исчерпывающий ответ об устройстве человеческого мозга.

До сих пор является тайной, как зародился человеческий мозг и насколько плотно он связан с загадочным миром нашей Вселенной. Ведь именно он оказывает влияние на уровень человеческого подсознания.

Некоторые ошибочно считают, что планка умственных способностей напрямую зависит от массы мозга. Ученые опровергают это. Ведь мозг взрослой личности в среднем весит у всех одинаково – 1,5 килограмма. Работа главного человеческого органа напрямую зависит от кислородного питания. Ведь природный энергетический потенциал мозга невелик, поэтому он обогащается кислородом через многочисленные кровеносные сосуды.

Интересный факт: исследования показали, что если индивид в силу жизненных обстоятельств голодает, то мозг страдает от этого последним из всех органов. От внешних физических травм его предохраняет прочная черепная коробка, а внутри он защищен жидкостью спинного мозга.

Главный орган человека надежно скрывается под корой. Она в свою очередь наделена серыми слоями борозд и извилин. Кора головного мозга – это нервная ткань. Она, как целая Вселенная. А функцию звезд исполняют миллиарды нейронов. Их работа заключается в том, что они передают определенную информацию в центр головного мозга. После этого, она перерабатывается и отправляется в исходное место в виде командных действий.

Давайте вспомним из школьной программы, что мозг наделен правым и левым полушариями. Каждый из нас помнит, что эти полушария имеют лобную, теменную, затылочную и височную доли. Каждая из них отвечает за определенные функции. В теменной находятся центры, регулирующие физические ощущения. Височная доля несет ответственность за память, речевые и слуховые образы. Лобная отвечает за движение и физическую активность. Умение сохранять равновесие тела и координировать свои движения достигается деятельностью мозжечка, который расположен под затылочными долями.

На самом деле это упрощенная характеристика строения человеческого мозга. На физиологическом уровне он изучен не в полной мере. Много вопросов остается без ответов.Например, следует ли считать, что душевное состояние человека, его мыслительная деятельность — это следствие физиохимических процессов? На сколько процентов в действительности осуществляется работа мозга?

Пожалуй, на этот вопрос сложно ответить однозначно. Принято считать, что мозг работает на 100%, но ученые утверждают, что личность реализует лишь часть его возможностей. Функции мозга действуют наиболее активно, когда человек ведет разнообразную жизнь. Например, если вы на протяжении многих лет ходите на работу в один и тот же офис, выполняете одни и те же действия и даже не меняете маршрут своего пути, то мозгу свойственно лениться и уходить в спячку.

Стоит вам сменить должность или хотя бы изменить путь к месту работы, то мыслительные процессы пробуждаются. Мозг ориентирован на свежую информацию и автоматически включается в рабочее состояние. Вполне справедливо напрашивается вопрос, как помочь самому важному органу работать эффективнее?

Ученые установили, что мозг усваивает информацию благодаря нейронам. Любопытно, что их количество у появившегося на свет выше, чем у зрелого индивидуума. Но, несмотря на это, младенец практически не может слышать и видеть. Его зрение способно различать свет, но из-за отсутствия контактов с соседними нейронами, мозг не способен воспринимать всю картину происходящего. Как только возникнет связь между ними, ребенок помимо света, сможет отличать предметы и цветовую гамму.

Поэтому психологи советуют с первых дней окружить новорожденного яркими и разнообразными вещами и игрушками. Ученые считают, что если младенец в силу каких-то причин не может зрительно видеть, то в будущем не предвидется образование взаимодействий между нейронами. Следовательно, личность лишиться возможности полноценно видеть.

То есть, согласно медицинскому заключению его органы зрения будут считаться здоровыми и он будет реагировать на свет, но останется слепым. Отсюда следует вывод, что нейронные связи, отвечающие за поступления сигналов в мозг, формируются в раннем детстве. Это касается слуха и других различных способностей.


Поэтому, чтобы активность мозговой деятельности осуществлялась стопроцентно, рекомендуется подвергать его тренировкам. Причем, в молодости мозговые центры более восприимчивы к нагрузкам, чем в зрелые годы. Наверное, многие осведомлены о том, что если не давать своим мышцам физическую нагрузку, то они вскоре обретут эффект бумеранга — ответят владельцу слабостью и деформацией.

Аналогично можно сказать и о мозге: перестаньте нагружать его мыслительными процессами и клетки станут постепенно атрофироваться. У людей, которые постоянно тренируют свою умственную деятельность, снижение мозговой активности наблюдается лишь в преклонном возрасте.

Как улучшить работу мозга

Для начала пересмотрите свое питание. Оно должно быть продуманным и сбалансированным. Медицинские исследования показали, что наиболее полезными для мозговой деятельности являются грецкие орехи, рыбные блюда, настоящий шоколад.Считается, что личности, которые регулярно употребляют в пищу эти продукты в меньшей степени подвержены слабоумию, склерозу и депрессии.

Рекомендуется устраивать раз в неделю рыбный стол – уха, котлеты или тушеное рыбное мясо с овощами. Возможно, читатели удивятся, но доказано, что физические нагрузки также способствуют интенсивной работе мозга. Например, ученые США провели опыт с бегающими мышами в колесе. У них оказалось больше клеток, отвечающих за память и реакцию, чем у тех мышей, которых обрекли на пассивное существование.


  • Но должны заметить, что если говорить о спорте в жизни человека, то он должен доставлять радость. Принуждение себя к тому, чего не хочется или достигается большим трудом, не дадут должного эффекта.
  • Поэтому, предлагаем каждому подобрать посильные физические упражнения, которые способны вызывать удовольствия, делая личность счастливым. В поле зрения современного человека много различных видов спортивных мероприятий: фитнес, йога, баскетбол, волейбол, плавание, танцы.
  • Наконец это могут быть регулярные прогулки от 1 до 2 часов или велосипедное катание.
  • Наряду с этим, необходимо тренировать свое умственное мышление. Следует развивать и давать нагрузку различным областям своего мозга.
  • Обязательно осваивайте новые вкусы, запахи и как можно больше путешествуйте по незнакомым местам. Психологи утверждают, что мозговая деятельность наиболее активна у веселых и любопытных индивидов.

Для тренировки умственной деятельности приучите себя хотя бы дважды в день задавать окружающим вопрос: «Почему?…». Возможно, в ответах вы откроете новые горизонты для себя.Также научитесь расслабляться с помощью смеха. Как заставить себя смеяться? Читайте анекдоты и рассказывайте их окружающим, смотрите юмористические телепередачи, замечайте смешные моменты и фотографируйте их.

Смех питает человеческий мозг и заряжает его позитивом. Постоянно совершенствуйтесь в своих делах и увлечениях. Например, если увлекаетесь вязанием или разгадыванием кроссворды, постепенно усложняйте методы их исполнения. Прочтите новую специализированную литературу, пробуйте другой способ вязания или разгадывайте более сложные ребусы. Так вы будете достигать более высоких результатов, что поможет вашему мозгу находиться в прекрасном тонусе.

Доказано, что частый прием алкоголя пагубно влияет на мозговую деятельность.В первую очередь страдает человеческая память. Ученые подчеркивают, что алкоголь тормозит умственные способности и препятствует их восстановлению и развитию.

Время от времени уделяйте внимание играм. Это могут быть карты, шахматы, шашки, настольные или компьютерные развлечения. Во время игр человеческий мозг работает интенсивно, заставляя личность действовать стратегически.

Еще одна особенность – регулярно делайте то, что вызывает у вас полное моральное удовлетворение. «Увлеченность – ключ к гениальности» , — сказал один мудрый философ. Но даже если вы не станете известным, то просто научитесь любить мир и восхищаться им.

Исследования американского доктора Катлера, показали, что любовь и секс положительно воздействуют на человеческий мозг. Даже один сексуальный контакт в неделю способен замедлять процессы старения у мужчин и женщин.Физическая близость и положительные эмоции являются значительными факторами в мозговой деятельности. Большое значение имеет умение индивидуума концентрировать свое внимание на необходимых мыслях.

Вероятно, каждый замечал, что занимаясь каким-либо важным делом, иногда возникает навязчивая мысль: «Надо не забыть ответить на телефонный звонок». Поэтому, логичнее незамедлительно сделать это, либо наметить определенный час для этого и больше не возвращаться мысленно к этому вопросу.

Ученые пришли к мнению, что мозговая деятельность каждой личности наиболее работоспособна в определенные часы. Хоть и считается, что информация наилучшим образом усваивается в дневные часы, все же необходимо выяснить свое индивидуальное время. Мозг «жаворонков» и «сов» работает по-разному. Вероятно, каждый слышал, что люди подразделяют на такие биологические категории. Мозг этих групп активен в различное время суток, и это стоит учитывать.


Медицинские специалисты в области неврологии методом тестирования выяснили, что «жаворонки» предпочитают рано лечь, но они же первые просыпаются. Их мозг проявляет интенсивную активность в 8-9 часов утра, а в течении дня этот пик постепенно снижается. «Совы» любители лечь попозже и продолжить свой утренний сон как можно дольше, по иному проявляют свои умственные способности. Пик активности их мозга приходится на 21 час вечера.

Существуют люди-аритмики, их классификация именуется «голуби». В таком человеке сочетаются активный и пассивный темперамент. Вследствии этого, выявлен новый биоритм мозговой деятельности человека. Конечно, такая личность будет иметь характеристики, которые могут склонять его к «сове» или жаворонку», но благодаря своей природной гибкости ему легче приспосабливаться к тому или иному времени.

В силу обстоятельств, «голуби» могут вести периодически образ жизни и «сов» и «жаворонков». Какой образ жизни правильный для мозговой деятельности? Итак, давайте окунемся в психологические и медицинские исследования. Доказано, что пробуждение человека наиболее легче осуществляется в 5-6 утра, нежели в 7-8 часов. Сначала ученые долго не могли объяснить такой факт.

Но опыты показали, что промежуток утреннего сна от 6 до 7 часов для человека просто бесполезен. То есть, если сравнить пробуждение человека в 5 часов утра и в 7 часов, то разница в том, что позднее пробуждение не дает человеку ощущение отдыха и спокойствия. Ему довольно трудно влиться в привычный ритм и есть ощущение того, что он ничего не успевает толком сделать.

Энергетический подъем у всех людей наблюдается в 10-12 часов дня. Поэтому многие совы пробуждаются именно в этот период. Замечено, если заставить «жаворонка» ложиться и вставать поздно, то он скоро впадет в депрессию и не сможет плодотворно работать в социуме. Безусловно, у всех вырабатываются свои привычки в силу образа жизни.


Все же ученые всего мира считают, что для человека более естественно пробуждаться с первыми лучами солнца. Это могут подтвердить личности, которые регулярно занимаются духовными практиками. Работа со своим подсознанием неизбежно приводит человека к раннему пробуждению. Ученые считают, что если есть потребность изменить биоритмы своего организма, то стоит сделать это постепенно. Иначе, от такой резкой смены режима будет мало пользы.

Если кто-то привык ложиться спать после полуночи, но заставляет себя пробуждаться в 5 часов утра, то мозг будет вынужден находиться в «пассивном» состоянии, заставляя человека искать удобного случая поспать в течении дня. Говорить о его плодотворной работе и усваиванию новой информации в таком случае не приходится. Ученые неоднократно убеждались, что возможности человеческого мозга уникальны.

Ему присуща такая деятельность: рассуждение, размышление, принятие различных решений, творческая реализация. Но стержнем таких мыслительных процессов является память. Есть основные компоненты, из которых она состоит: природный потенциал от рождения, ее состояние и тренированность. Давайте рассмотрим каждый компонент в отдельности. Природный потенциал – это тот максимум энергетических возможностей, которыми нас наделила природа.

Поэтому, ошибочно считать, что современные препараты могут сделать его выше. Но состояние памяти можно улучшить и значительно повлиять на качество потенциала, данному человеку от рождения. Человеческий мозг имеет около 14 миллиардов клеток. Вследствии этого, количество связей, что находятся между ними не представляется возможным посчитать. Мозг является сложной динамической структурой, которая восприимчива к любому воздействию. Именно поэтому, есть реальный шанс улучшить память.

Первым условием для каждого человека является полноценный сон. Посудите сами, во время ночного сна осуществляются химические процессы, без которых человеческая память не сможет работать полнокровно. Также именно в ночное время суток происходит восстановление мозговых клеток в полной мере.

Выше мы уже упоминали, что для активной мозговой деятельности необходимы физические нагрузки и полноценное питание. Также эти условия необходимы для поддержки качественной памяти. Наконец, третий компонент – тренированность. Это доступно каждому индивидууму.


Человеческая память хранит в себе тень каждой прожитой нами минуты. Иногда, нам кажется странным, что порою не можем вспомнить что-то очевидное. Причина этого может скрываться в современных технологиях.Полагаясь на электронные словари, органайзеры и компьютеры, мы все чаще даем мозгу бездействовать. А это пагубно отражается на качестве нашей памяти.Поэтому человеку ежедневно нужны интенсивные тренировки памяти.

Например, это можно делать при помощи ассоциаций. Вас знакомят с несколькими людьми сразу. Следует подобрать к каждому имени слово, с которым есть сходство. Чем больше эмоций и впечатлений запомнится от похожих ассоциаций с этим именам, тем проще запомнить информацию. Например, вам назвали имя: «Алена». Внимательно сфокусируйте внимание на лице собеседника и вспомните какую-нибудь знаменитость (Алена Апина). Постарайтесь таким образом запомнить каждого собеседника.

Умейте связывать фамилии с похожими предметами и вещами. Например, фамилия Розова больше всего ассоциируется с розами. В следующую встречу стоит лишь слегка напомнить мозгу об этом, и вы без труда вспомните фамилию полностью. Если вы затрудняетесь что-либо вспомнить или отыскать, не торопитесь сразу же открывать свой ноутбук или записную книжку. Сначала попытайтесь найти ответ в своей голове в самых густых зарослях мозга.

К примеру, не можете вспомнить банальный рецепт блюда? Вспомните всю последовательность своих действий, когда в последний раз занимались приготовлением этого кулинарного произведения.Воспроизведите в мозгу перечень необходимых продуктов, а уже потом сравните свои предположения с рецептом, что находится в ваших записях. Специалисты в области медицины и психологии рекомендуют для тренировки памяти взрослым — решать банальные задачки для второклашек.

Наверное, это звучит смешно. Но более нелепо забывать таблицу умножения или сложения, вычитания не так ли? «Повторение – мать учения» , – с детства внушают нам родители и педагоги. Согласно методике тренировки памяти, это ценный совет. Это касается любой информации: необходимо пересказать доклад или выучить наизусть текст.

Обязательно закрепите выученное на ночь, перед сном. Многие личности искренне удивляются, что утром им удается восстановить в памяти всю информацию, хотя вечером терялись некоторые детали.Тренировать память следует в любом возрасте. Ведь не секрет, что молодым людям тоже свойственно забывать, где они оставили ключи. Люди в более зрелом возрасте часто сомневаются выйдя из дома, выключили они газ или утюг?

В этом случае психологи советуют концентрировать внимание на своих действиях. Например, чтобы не сомневаться уже за дверями дома, то выключая утюг, следует сфокусировать свое внимание на том, как вытаскиваете штекер из розетки. При этом вслух закрепляете свое действие: «Я выключил(ла) утюг».

Как видите, секреты хорошей памяти доступны каждой личности. Ее рекомендуется не только тренировать, развивать, но и беречь. Ведь память это поистине огромная ценность в человеческой жизни!

Поводом написания данной статьи послужила публикация материала американских неврологов на тему измерения емкости памяти головного мозга человека, и представленная на GeekTimes днем ранее.

В подготовленном материале постараюсь объяснить механизмы, особенности, функциональность, структурные взаимодействия и особенности в работе памяти. Так же, почему нельзя проводить аналогии с компьютерами в работе мозга и вести исчисления в единицах измерения машинного языка. В статье используются материалы взятые из трудов людей, посвятившим жизнь не легкому труду в изучении цитоархитектоники и морфогенетике, подтвержденный на практике и имеющие результаты в доказательной медицине. В частности используются данные Савельева С.В. учёного, эволюциониста, палеоневролога, доктора биологических наук, профессора, заведующего лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН.

Прежде, чем преступить к рассмотрению вопроса и проблемы в целом, мы сформулируем базовые представления о мозге и сделаем ряд пояснений, позволяющих в полной мере оценить представленную точку зрения.

Первое что вы должны знать: мозг человека - самый изменчивый орган, он различается у мужчин и женщин, расовому признаку и этническим группам, изменчивость носит как количественный (масса мозга) так и качественный (организация борозд и извилин) характер, в различных вариациях эта разница оказывается более чем двукратной.

Второе: мозг самый энергозатратный орган в человеческом организме. При весе 1/50 от массы тела он потребляет 9% энергии всего организма в спокойном состоянии, например, когда вы лежите на диване и 25% энергии всего организма, когда вы активно начинаете думать, огромные затраты.

Третье: в силу большой энергозатраты мозг хитер и избирателен, любой энергозависимый процесс невыгоден организму, это значит, что без крайней биологической необходимости такой процесс поддерживаться не будет и мозг любыми способами старается экономить ресурсы организма.

Вот, пожалуй, три основных момента из далеко не полного списка особенностей мозга, которые понадобится при анализе механизмов и процессов памяти человека.

Что же такое память? Память – это функция нервных клеток. У памяти нет отдельной, пассивной эноргоне затратной локализации, что является излюбленной темой физиологов и психологов, сторонников идеи нематериальных форм памяти, что опровергается печальным опытом клинической смерти, когда мозг перестает получать необходимое кровоснабжение и примерно через 6 минут после клинической смерти начинаются необратимые процессы и безвозвратно исчезают воспоминания. Если бы у памяти был энергоне зависимый источник она могла бы восстановиться, но этого не происходит, что означает динамичность памяти и постоянные энергозатраты на ее поддержание.

Важно знать, что нейроны, определяющие память человека, находятся преимущественно в неокортоксе. Неокортекс содержит порядка 11млрд. нейронов и в разы больше глии. (Глия – тип клеток нервной системы. Глия является средой для нейронов глиальные клетки служат опорным и защитным аппаратом для нейронов. Метаболизм глиальных клеток тесно связан с метаболизмом нейронов, которые они окружают.

Неокортекс:


Глии, связи нейронов:


Хорошо известно, что в памяти информация хранится разное время, существуют такие понятия как долговременная и кратковременная память. События и явления быстро забываются, если не обновляются и не повторяются, что очередное подтверждение динамичности памяти. Информация определенным образом удерживается, но в отсутствии востребованности исчезает.

Как говорилось ранее, память – энергозависимый процесс. Нет энергии – нет памяти. Следствием энергозависимости памяти является нестабильность ее содержательной части. Воспоминания о прошедших событиях фальсифицируются во времени вплоть до полной неадекватности. Счета времени у памяти нет, но его заменяет скорость забывания. Память о любом событии уменьшается обратно пропорционально времени. Через час забывается ½ от всего попавшего в память, через сутки – 2/3, через месяц – 4/5.

Рассмотрим принципы работы памяти, исходя из биологической целесообразности результатов ее работы. Физические компоненты памяти состоят из нервных путей, объединяющих одну или несколько клеток. В них входят зоны градуального и активного проведения сигналов, различные системы синапсов и тел нейронов. Представим себе событие или явление. Человек столкнулся с новой, но достаточно важной ситуацией. Через определенные сенсорные связи и органы чувств человек получил различную информацию, анализ события завершился принятием решения. При этом человек доволен результатом. В нервной системе осталось остаточное возбуждение – движение сигналов по сетям, которые использовались при решении проблемы. Это так называемые «старые цепи» существовавшие до ситуации с необходимостью запоминать информацию. Поддержания циркуляции разных информационных сигналов в рамках одной структурной цепи крайне энергозатратно. Потому сохранение в пямяти новой информации обычно затруднительно. Во время повторов или схожих ситуациях могут образоваться новые синаптические связи между клетками и тогда полученная информация запомнится на долго. Таким образом, запоминание – это сохранение остаточной активности нейронов участка мозга.

Память мозга – вынужденная компенсаторная реакция нервной системы. Любая информация переходит во временное хранение. Поддержка стабильности кратковременной памяти и восприятия сигналов от внешнего энергетически крайне затратна, к тем же клеткам приходят новые возбуждающие сигналы и, накапливаются ошибки передачи и происходит перерасход энергетических ресурсов. Однако ситуация не так плоха, как выглядит. Нервная система обладает долговременной памятью. Зачастую она так трансформирует реальность, что делает исходные объекты неузнаваемыми. Степень модификации хранимого в памяти объекта зависит от времени хранения. Память сохраняет воспоминания, но изменяет их так, как хочется обладателю. В основе долговременной памяти лежат простые и случайные процессы. Дело в том, что нейроны всю жизнь формируют и разрушают свои связи. Синапсы постоянно образуются и исчезают. Довольно приблизительные данные говорят о том, что этот процесс спонтанного образования одного нейронного синапса может происходить у млекопитающих примерно 3-4 раза в 2-5 дней. Несколько реже происходит ветвление коллатералей, содержащих сотни различных синапсов. Новая полисинаптическая коллатераль формируется за 40-45 дней. Поскольку эти процессы происходят в каждом нейроне, вполне можно оценить ежедневную емкость долговременной памяти для любого из животных. Можно ожидать, что в коре мозга человека ежедневно будет образовываться около 800 млн. новых связей между клетками и примерно столько же будет разрушено. Долговременным запоминанием является включение в новообразованную сеть участков с совершенно не использованными, новообразованными контактами между клетками. Чем больше новых синаптических контактов участвует в сети первичной (кратковременной) памяти, тем больше у этой сети шансов сохраниться надолго.

Запоминание и забывание информации. Кратковременная память образуется на основании уже имеющихся связей. Её появление обозначено оранжевыми стрелками на фрагменте б. По одним и тем же путям циркулируют сигналы, содержащие как старую (фиолетовые стрелки), так и новую (оранжевые стрелки) информацию. Это приводит к крайне затратному и кратковременному хранению новой информации на базе старых связей. Если она не важна, то энергетические затраты на её поддержание снижаются и происходит забывание. При хранении «кратковременной», но ставшей нужной информации образуются новые физические связи между клетками по фрагментам а-б-в. Это приводит к долговременному запоминанию на основании использования вновь возникших связей (жёлтые стрелки). Если информация долго остаётся невостребованной, то она вытесняется другой информацией. При этом связи могут прерываться и происходит забывание по фрагментам в-б-а или в-a (голубые стрелки)."


Из выше сказанного ясно, что мозг динамическая структура, постоянно перестраивается и имеет определенные физиологические пределы, так же мозг чрезмерно энергозатратный орган. Мозг не физиологичен, а морфогенетичен, потому его активности некорректно и неправильно измерять в системах, используемых и применимых в информационных технологиях. Из за индивидуальной изменчивости мозга не представляется возможным делать какие либо выводы обобщающие различные функциональные показатели мозга человека. Математические методы так же не применимы в расчете структурного взаимодействия в работе мозга человека, из за постоянного изменения, взаимодействия и перестраивания нервных клеток и связей между ними, что в свою очередь доводит до абсурда работу американских ученых в исследовании емкости памяти головного мозга человека.

Мозг человека до сих пор изучается. Чтобы лучше понять, что происходит в нашем мозге, когда мы думаем, говорим и т.д., желательно знать некоторые вещи о физиологии. Известно, что мозг человека весит около 1,5 кг и состоит из нейронов и глиальных клеток. Он состоит из ствола и полушарий – левое и правое. Левое полушарие отвечает за речь, логику …, в то время как правое видит мир более комплексно, т.е. связано с интуицией и т.д.

На протяжении жизни мозг постепенно меняется. Эту способность ученые называют пластичностью. Конечно, мозг не меняется в целом, но отдельные его нейроны способны изменяться по разным причинам.

Существуют различные механизмы пластичности, из которых наиболее важной является синаптическая пластичность, а именно как нейроны передают импульсы.

Можно сказать, что мозг состоит из нашего опыта. Таким образом, благодаря пластичности каждый мозг уникален, но ничем не отличается по строению и функциям.

Хотя человеческий мозг представляет примерно 2% от общего веса тела, он потребляет около 20% от общего объема энергии. Эксперты считают, что 60-80% этой энергии используется для связи между нейронами. Таким образом, мозг потребляет около 3,6 г глюкозы в час.

Также существует два противоречивых мнения о том, как работает мозг: одна сторона считает, что мозг действует главным образом под влиянием внешних раздражителей, в то время как другая считает, что он действует независимо.

Улучшение работы мозга — способы

Современный темп жизни с бесконечными «заторами», шумом и т.д. не способствует ясности мысли. Тем не менее, существуют некоторые способы, которые помогут улучшить работу мозга современного человека.

Отказ от телевизора: для улучшения мозговых процессов следует отказаться от просмотра телевизора, так советуют психологи. Дело в том, что ТВ-передачи засоряют мысли ненужной информацией, что мешает думать о себе. Вместо телевизора лучше читайте книги, занимайтесь спортом, т.к. это благотворно влияет на разум и помогает встрепенуться.

Кроме этого, необходимо получать достаточно сна, отдыха не менее 8 часов. Если вы страдаете бессонницей, то воспользуйтесь народными рецептами ().

Железо: для поддержания эмоционального равновесия необходимо железо. Поэтому, если у вас анемия, либо недостаток железа, обратите на это особое внимание. Потребляйте гранат, яблоки, черный хлеб, т.к. в них достаточно железа.

Кроме этого, для улучшения работы мозга необходимо включить в рацион ананас, морковь, авокадо. Они содержат достаточно витаминов для мозга.

Питательные вещества для мозга: устранить депрессию, улучшить внимание вам поможет холин. Источником данного вещества являются яичные желтки, говядина, свинина, печень, почки.

Для очищения сосудов мозга () следует принимать витамин С (грейпфрут, лимон, киви). А для их укрепления, повышения эластичности помогут витамин Е, креветки, орехи, кальмары.

Улучшить работу мозга помогут специи, такие как имбирь, тмин. Красный и черный перец развивают внимание, куркума улучшает циркуляцию крови в головном мозге, предотвращает спазмы.

Интеллектуальную способность развивает калий и кальций. Они содержатся в молочных продуктах, кураге, помидорах.

Для рождения новых идей употребляйте инжир. Он содержит вещество, подобное аспирину, которое насыщает мозг кислородом.

Движение: активность, физические упражнения уменьшают появление когнитивных расстройств, и способны привести к появлению новых нейронных связей в гиппокампе. Даже умеренная физическая активность благоприятно влияет на работу головного мозга.

Вода: пейте достаточно воды, т.к. мозг состоит из 85% из вод. Следовательно, если организму не хватает воды, это будет замедлять работу мозга.

Глубокое дыхание: специалисты считают, что глубокое дыхание помогает доставить энергию к мозгу, насыщает кислородом.

Медитация: медитация помогает расслабиться, улучшить настроение, повысить творческие способности. Также она развивает воображение. Кроме этого, чтобы снизить нагрузку на мозг, избавьтесь от гнева, непрощения. Таким образом вы не будете терять энергию.

Упражнения: попробуйте писать левой рукой, если вы правша, либо чистить зубы и т.д., гуляйте с закрытыми глазами, определяйте по запаху цветы, растения, почувствуйте текстуру различных предметов (камни, ракушки и т.д.).

Улучшение работы мозга. Считается, что классическая музыка улучшает мозговые процессы. Выберите ту мелодию, которая вам нравится.

У каждого человека свой ритм жизни и биологические часы активности. Мозг лучше работает утром - в это время такие люди чувствуют себя более свежими и бодрыми, хорошо воспринимают и перерабатывают информацию, решают сложные задачи, которые требуют анализа и выстраивания логических связей. У сов время активности наступает позже.

Но когда дело касается творческой работы, поиска новых идей и нестандартных подходов, включается другой принцип: усталость мозга становится преимуществом. Звучит странно и неправдоподобно, но этому есть логическое объяснение.

Когда вы устали, снижается концентрация на конкретном задании и хуже отсеиваются разные отвлекающие мысли. Кроме того, вы хуже помните установленные связи между концепциями.

Это время отлично подходит для творчества: вы забываете заезженные схемы, у вас в голове роятся разные идеи, которые не относятся к проекту напрямую, но могут навести на ценную мысль.

Не концентрируясь на конкретной проблеме, мы охватываем более широкий спектр идей, видим больше альтернатив и вариантов развития. Так что получается, что уставший мозг очень даже способен выдавать творческие идеи.

Стресс меняет размер мозга

Очень плохо влияет на здоровье. Мало того, он напрямую воздействует на функции мозга, исследования показали, что в некоторых случаях стрессовые ситуации способны даже уменьшить его размер.

Один из экспериментов проводился на детёнышах обезьян. Цель - изучить влияние стресса на развитие малышей и их психическое здоровье. Половину обезьянок на шесть месяцев отдали на попечение сверстников, а другую оставили с матерями. После этого детёнышей вернули в обычные социальные группы и через несколько месяцев просканировали их мозг.

У обезьянок, которых отняли у матерей, области мозга, связанные со стрессом, оставались увеличенными даже после возвращения в нормальные социальные группы.

Для точных выводов нужны дополнительные исследования, но страшно даже подумать, что стресс может так надолго изменять размер и функции мозга.

Ещё одно исследование показало, что у крыс, постоянно подвергаемых стрессу, уменьшается размер гиппокампа. Это часть головного мозга, которая отвечает за эмоции и , а точнее - за переход информации из кратковременной памяти в долговременную.

Учёные уже исследовали связь между размером гиппокампа и посттравматическим стрессовым расстройством, однако до сих пор не было понятно, то ли он действительно уменьшается от стресса, то ли люди, склонные к ПТР, сразу имеют небольшой гиппокамп. Эксперимент с крысами стал доказательством того, что стресс действительно меняет размер мозга.

Мозг практически не способен на многозадачность

Для продуктивности часто советуют выполнять одновременно несколько задач, но мозг практически не может с этим справиться. Мы думаем, что выполняем несколько задач одновременно, но на самом деле мозг просто быстро переключается с одной на другую.

Исследования доказывают, что при одновременном решении многих задач вероятность ошибки возрастает на 50%, то есть ровно наполовину. Скорость выполнения задач падает примерно вдвое.

Мы разделяем ресурсы мозга, уделяем каждой задаче меньше внимания и значительно хуже выполняем каждую из них. Мозг, вместо того чтобы тратить ресурсы на решение проблемы, затрачивает их на болезненное переключение с одного на другое.

Французские исследователи изучали реакцию мозга на . Когда участники эксперимента получали второе задание, каждое полушарие начинало работать независимо от другого. В результате перегруз сказывался на эффективности: мозг не мог выполнять задачи на полную мощность. Когда же была добавлена третья задача, результаты стали ещё хуже: участники забывали об одной из задач и делали больше ошибок.

Короткий сон улучшает производительность мозга

Все знают, что хорошо влияет на мозг, но как насчёт лёгкой дрёмы в течение дня? Оказывается, она действительно очень полезна и помогает прокачать некоторые функции мозга.

Улучшение памяти

Участники одного исследования должны были запоминать картинки. После того как парни и девушки запомнили что могли, им дали 40 минут перерыва перед проверкой. Одна группа в это время дремала, другая - бодрствовала.

После перерыва учёные проверили, что запомнили участники, и оказалось, что группа, которая спала, помнила значительно больше изображений. В среднем отдохнувшие участники запомнили 85% объёма информации, тогда как вторая группа - всего 60%.

Исследования показывают, что, когда информация впервые поступает в мозг, она содержится в гиппокампе, где все воспоминания очень недолговечны, особенно когда продолжает поступать новая информация. Во время сна воспоминания переходят в новую кору (неокортекс), которую можно назвать постоянным хранилищем воспоминаний. Там информация надёжно защищается от «перезаписи».

Улучшение способностей к обучению

Непродолжительный сон также помогает очистить от информации области мозга, в которых она содержится временно. После очистки мозг снова готов к восприятию.

Недавние исследования показали, что во время сна правое полушарие мозга активнее, чем левое. И это несмотря на то, что 95% людей - правши, а в таком случае левое полушарие мозга развито лучше.

Автор исследования Андрей Медведев предположил, что во время сна правое полушарие «стоит на страже». Таким образом, пока левое полушарие отдыхает, правое очищает краткосрочную память, заталкивая воспоминания в долгосрочное хранилище.

Зрение - самое главное чувство

Человек получает большую часть информации о мире с помощью . Если вы прослушаете какую-либо информацию, через три дня вы будете помнить около 10% от неё, а если к этому добавить изображение, вы вспомните 65%.

Картинки воспринимаются гораздо лучше текста, потому что текст для нашего мозга - это много маленьких картинок, из которых надо достать смысл. Это занимает больше времени, а информация хуже запоминается.

Мы привыкли настолько доверять зрению, что даже лучшие дегустаторы определяют подкрашенное белое вино как красное только потому, что видят его цвет.

На картинке ниже выделены области, которые связаны со зрением, и показано, на какие части мозга оно влияет. По сравнению с другими чувствами разница просто огромна.


Темперамент зависит от особенностей мозга

Учёные выяснили, что тип личности и темперамент человека зависит от его генетической предрасположенности к выработке нейромедиаторов. Экстраверты менее восприимчивы к дофамину - мощному нейромедиатору, который связан с познанием, движением и вниманием и приносит человеку ощущение счастья.

Экстравертам требуется большее количество дофамина, а для его выработки необходим дополнительный стимулятор - адреналин. То есть чем больше у экстраверта новых впечатлений, общения, риска, тем больше дофамина вырабатывает его организм и тем счастливее становится человек.

Интроверты же, наоборот, более чувствительны к дофамину, и их главным нейромедиатором является ацетилхолин. Он связан с вниманием и познанием, отвечает за долгосрочную память. Кроме того, он помогает нам видеть сны. У должен быть высокий уровень ацетилхолина, тогда они чувствуют себя хорошо и спокойно.

Выделяя какой-либо из нейромедиаторов, мозг использует автономную нервную систему, которая соединяет мозг с телом и непосредственно влияет на принимаемые решения и реакции на окружающий мир.

Можно предположить, что, если искусственно повышать дозу дофамина, например занимаясь экстремальным спортом, или, наоборот, количество ацетилхолина за счёт медитации, можно изменить свой темперамент.

Ошибки вызывают симпатию

Судя по всему, ошибки делают нас более симпатичными, что доказывает так называемый эффект провала.

Люди, которые никогда не ошибаются, воспринимаются хуже, чем те, кто иногда совершает промахи. Ошибки делают вас более живым и человечным, убирают напрягающую атмосферу непобедимости.

Эта теория была проверена психологом Элиотом Аронсоном (Elliot Aronson). Участникам эксперимента дали послушать запись викторины, во время которой один знатоков уронил чашку с кофе. В итоге выяснилось, что симпатии большинства опрошенных были на стороне неуклюжего человека. Так что незначительные ошибки могут быть полезны: они к вам людей.

Физические упражнения перезагружают мозг

Конечно, физические упражнения хороши для тела, а как насчёт мозга? Очевидно, связь между тренировками и живостью ума всё-таки . Кроме того, счастье и физическая активность также связаны между собой.

Люди, занимающиеся спортом, превосходят пассивных домоседов по всем критериям работы мозга: памяти, мышлению, вниманию, способности решать проблемы и задачи.

Что касается счастья, физические упражнения провоцируют выброс эндорфинов. Мозг воспринимает тренировку как опасную ситуацию и, чтобы защититься, вырабатывает эндорфины, которые помогают справиться с болью, если таковая имеется, а если нет - приносят ощущение счастья.

Чтобы защитить нейроны мозга, организм также синтезирует белок BDNF (нейротрофический фактор головного мозга). Он не только защищает, но и восстанавливает нейроны, что работает как перезагрузка. Поэтому после тренировок вы чувствуете себя непринуждённо и видите проблемы под другим углом.

Вы можете замедлить время, если займётесь чем-то новеньким

Когда мозг получает информацию, она необязательно поступает в правильном порядке, и, прежде чем мы поймём, мозг должен представить её нужным образом. Если к вам приходит привычная информация, на её обработку не уходит много времени, но если вы занимаетесь и незнакомым, мозг долго обрабатывает непривычные данные и выстраивает их в нужном порядке.

То есть, когда вы познаёте что-то новое, время замедляется ровно на столько, сколько нужно вашему мозгу для адаптации.

Ещё один интересный факт: время познаётся не одной областью мозга, а разными.


У каждого из пяти чувств человека есть собственная область, а в восприятии времени участвуют многие.

Есть и другой способ замедлить время - внимание. Например, если вы слушаете приятную музыку, которая доставляет вам реальное удовольствие, время растягивается. Предельная концентрация есть и в опасных для жизни ситуациях, и так же точно время в них длится значительно дольше, чем в спокойном, расслабленном состоянии.

Похожие статьи

© 2022 alexeygolev.ru. Привороты, астрология, талисманы, гадания, береги.