Причины возникновения ордена иезуитов. Технологии «мягкой силы» ордена иезуитов на славянских землях

Был порождением эпохи контрреформации. Фактически он был создан для реабилитации католической церкви. В то же время историки далеко не однозначно характеризуют его деятельность. Почему? Рассмотрим несколько интересных фактов.

Факт №1. Для начала поговорим о том, кем был основатель ордена иезуитов. Игнатий Лойола по происхождению являлся испанским аристократом, посвятившим свою молодость войне. Одни считают Игнатия Лойолу святым, а для других он является обычным религиозным фанатиком. Он сам признавался, что был «смел в ухаживаниях за женщинами, дешево ценил как свою, так и чужую жизнь». Но получив тяжелое ранение при обороне Памплоны в 1521 г., Иньиго де Лойола решил круто изменить свою жизнь. После а затем во Франции, он стал священником. Ещё во время обучения Игнатий вместе с 6-ю единомышленниками принес обеты целомудрия, нестяжания и миссионерства. Официально указанный орден был утвержден в 1540 г. Вполне возможно, что именно Лойола поспособствовал тому, что орден был организован почти по военному образцу.

Факт №2. Орден иезуитов - это во многом миссионерская организация. Правда, методы проповеди, которыми пользовались иезуиты, далеки от библейских примеров. Ведь успеха в названном деле они всегда старались добиться как можно скорее. К примеру, проповедуя в Китае, иезуиты в первую очередь изучали обычаи местных жителей. Они преподносили христианство как своеобразную разновидность китайской религии. Так, иезуиты вели себя, как почитатели Конфуция. В частности, члены ордена по языческому обряду приносили жертвы Конфуцию и предкам, изречениями упомянутого философа обосновали христианство, вывешивали в храмах дощечки с надписью «Поклоняйтесь небу!». Таким же образом орден иезуитов действовал и в Индии. Проповедуя индийцам, они помнили о существовании каст. К примеру, иезуиты отвергали всякое близкое общение с париями («неприкасаемые»). Даже причащение последние получали на конце длинной палки. То, что проповедовали иезуиты, было причудливым смешением христианских и языческих верований.

Факт №3. «Цель оправдывает средства» - знаменитый девиз, которому следовал орден иезуитов. И действительно, чтобы достигнуть поставленных целей, иезуиты использовали любые средства: обман, подкуп, подлог, клевета, шпионаж и даже убийство. Когда речь шла об интересах ордена, для иезуита не могло существовать никаких моральных преград. Так, многие историки уверены, что именно иезуиты подстроили убийство французского короля Генриха Наваррского. Члены ордена открыто оправдывали убийство правителя-тирана. Также иезуитам приписывают организацию так называемого Порохового заговора, произошедшего в Англии в 1605 г. Шведский король Густав-Адольф называл членов этого ордена виновниками бедствий всей Германии. Из-за своей активной деятельности иезуиты были изгнаны из Португалии, Испании, Франции и Неаполя. Поэтому неудивительно, что сейчас иезуитами часто называют лицемеров, а также хитрых и лукавых людей.

Введение

Иезуимты (Орден Иезуитов) - мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы -- пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно папе римскому. Для большей успешности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Папа римский Павел Третий утвердил орден спустя шесть лет после основания. В этой работе я расскажу о причинах возникновения ордена иезуитов, о создателе ордена и о создании самого ордена. Целью мой работа является изучение темы орден иезуитов, и раскрыть его особенности. Задачей является проследить историю создания ордена и раскрыть причины создания ордена.

Причины возникновения ордена Иезуитов

События, разыгравшиеся в Западной Европе в первой четверти XVI века, ясно показали, насколько успела ослабеть к тому времени католическая церковь. Ее позиции были подорваны или вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии. Начинался тот период истории, который получил название контрреформации. В центре феодальной реакции находились папы. Главным условием их победы они считали всемерное укрепление своей власти. Однако церковь понесла слишком большие экономические и политические потери. Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе.

В XVI веке для решения многих политических и идеологических задач стали создаваться новые ордены. Среди них особое место занял иезуитский орден. Он отличался от всех орденов католической церкви. Главная первоначальная цель, которую поставил себе Орден Иезуитов, заключалась в подавлении реформации и в защите католической церкви против распространившегося духа сомнения и свободомыслия. Жизнь рыцарей ордена подчинялась строгим законам централизации и полностью зависела от главы ордена. Структура иезуитского сообщества была строго иерархична, в нем не допускалось присутствие женщин. Особо отмечались послушание и покорность, в первую очередь, папе римскому. Количество иезуитов росло с поразительной скоростью. Практически с самого первого дня существования ордена огромное внимание уделялось воспитанию и образованию рыцарей общества. Особый акцент, естественно, делался на религию. Они клялись защищать детей, больных, заключенных и солдат. С появлением ордена иезуитов все это переменилось, и мир с изумлением увидел, как много может сделать небольшое общество, если им руководит железная воля, ни перед чем не отступающая для достижения своей цели. Орден иезуитов огромное внимание уделял науке и образованию в ордене, была разработана оригинальная система воспитания. Первые по объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения, а вторые -- к университетам того времени. Как "орден ученых" иезуиты получили под свое руководство созданные после Тридентского Собора (1545-1563 гг.) духовные семинарии, а также основывали и свои собственные учебные заведения. В ряде государств иезуиты занимали привилегированное положение.

Таким образом, мысль об укреплении, о спасении католической церкви находила убеждённых и ревностных сторонников в лице многих европейских государей и князей, в лице феодалов, смертельно ненавидевших и горожан и крестьянскую массу. В их лице католические прелаты и их верховный глава в Риме могли найти надёжных союзников. С их помощью можно было начать борьбу за восстановление влияния и господства католической церкви. Для того чтобы подобная борьба была успешной, необходимы были новые средства, новые приёмы борьбы. Необходима была новая организация. Такой организацией и стал орден иезуитов.

причина возникновение орден иезуит

Присвоив себе имя Господа, члены этой организации частенько переступали через законы и чужие жизни

Вокруг ордена иезуитов за многовековую историю возникло немало мифов и легенд. Репутация в общественном сознании сложилась незавидная: беспринципные аскеты, не гнушающиеся любой ценой за поставленную цель. Так ли это? Какие страшные дела скрывает жизнь ордена? Кто первый стал на путь иезуитства? И главный вопрос - зачем?

Хромой рыцарь

Первым иезуитом в мировой истории стал отпрыск обедневшего испанского дворянского рода Игнатий Лойола . Его настоящее полное имя - Иньиго Лопец де Рекальде де Оназ-и-де-Лойола . В возрасте примерно 30 лет, в 1521 году, участвовал в обороне испанской Памплоны и был ранен осаждавшими город французами. Ранение это стало переломным моментом не только в судьбе Игнатия, но и во всей мировой истории.

Средневековая медицина была весьма специфична. Медики спасли Игнатию Лойоле жизнь и вылечили страшные раны. Но одна из его ног, перебитая вражескими снарядами, после лечения стала короче другой. О продолжении ратных подвигов не могло быть и речи. Однако во время долгого вынужденного бездействия в период восстановления от травмы Лойола пристрастился к чтению церковных книг.

Пытливый ум несостоявшегося рыцаря родил грандиозную идею: нести просвещение язычникам и распространять христианство по странам. Игнатий стал изучать богословие. Через 13 лет после судьбоносного ранения Лойола и его шестеро соратников: Николас Бабадилья , Петер Фабер , Диего Лайнес , Симон Родригес , Альфонсо Сальмерон и Франциск Ксаверий (Ксавер ), - стали отцами-основателями нового духовного ордена - «Общества Иисуса». Именно так переводится его латинское название Societas Jesu. Официальное признание нового монашеского ордена произошло в 1540 году, когда папа Павел III провозгласил соответствующую буллу (акт, имеющий законную силу).

Сделать церковь снова великой

С учреждением нового общества Павел III провозгласил и его основную миссию. Католическая церковь всеми силами пыталась вернуть себе ускользающее могущество, которое оказалось под вопросом с началом в 1517 году эпохи Реформации. Именно тогда Мартин Лютер объявил свои «95 тезисов», обличающие существующее католичество, - в частности, рассказывающие о злоупотреблениях священнослужителей, в том числе, продажей индульгенций. Послание Лютера упало на благодатную почву - массовое недовольство существующими церковными порядками, породив, помимо, собственно, лютеранства, ряд последователей и отколовшихся течений. Поэтому папа Павел III увидел в новом ордене союзников в деле сохранения католической церкви, а главной целью объявил «вернуть заблудшие массы в ограду церкви».

Иезуиты начали с обширной миссионерской деятельности, широко распространяя славу о своих добрых делах. Как только положительная репутация была наработана, орден перешел к «основной» работе. Один из главных догматов католичества - непогрешимость и неограниченная власть папы. Иезуиты возвели этот принцип в абсолют: если это необходимо, вполне оправданно неповиновение светским государям и законам. Тираны могут быть свергнуты и устранены физически.

Цель оправдывает средства

Само выражение «цель оправдывает средства» приписывают иезуитам. Они начали агрессивное распространение своих идей для подчинения и обращения на «путь истинный» широких масс, а прежде всего - влиятельной аристократии. Огромная роль отводилась образованию и воспитанию - взрастить последователей с младых ногтей проще, чем переубедить имеющуюся заблудшую паству.

Иезуиты резко отличались от монахов существовавших ранее орденов: одевались в мирское, соответствующее случаю, и жили далеко не в затворе. Хитрость, лесть, обман, подстройка под любого собеседника вкупе с блестящим красноречием поначалу стали их основным орудием в вербовке. Чуть позже в ход пошли и более серьезные меры.

Нестяжательство, декларируемое ранее монахами, также было отринуто. Возможность признать еретиком фактически любого безгранично развязала руки иезуитам. Обогащение за счет изъятого в пользу церкви имущества сожженных на кострах еретиков стало обычной практикой. Само имущество, меж тем, превратило орден, по сути, в банк: деньги, золото и драгоценности тайно давались в рост. Многие правители были повязаны долгами ордену.

Теория, оправдывающая цареубийства, была столь стройна, что дело было за малым: применить ее на практике. Одной из первых жертв чуть не стал германский император, воспитанник иезуитов Леопольд I , вступивший на престол в 1657 году и ставший правителем в Австрии, Венгрии и Богемии, а в следующем году - и Римской империи. Братья ордена потребовали, чтобы император обратил Венгрию, где к тому времени господствовал протестантизм, в католичество. Отказавшись нарушить религиозную свободу, Леопольд I едва не подписал себе смертный приговор.

В 1670 году император слег с какой-то странной болезнью, и ни один придворный врач не мог его вылечить. И только проезжий лекарь, приглашенный, практически, к смертному одру правителя обратил внимание на неестественное, излишне красное пламя с белым испарением, которым полыхали многочисленные свечи в покоях. Каждая из них, как оказалось, была пропитана ядом и медленно, но верно, убивала Леопольда.

Братья ордена, однако, не испугавшись разоблачения, поздравили императора с чудесным спасением и возложили всю вину за покушение на отца-прокуратора. Понявший все лицемерие ближайшего окружения, но не имеющий другого, Леопольд I, боясь за собственную жизнь, вынужден был принять условия и отменить религиозную свободу в Венгрии.

Масштабные интриги развели иезуиты в Англии. Дочь короля Генриха VII (бывшего ярым противником католицизма) и его второй жены Анны Болейн Елизавета , взошедшая на престол в 1558 году, мало интересовалась вопросами религии. Но ее предшественница, дочь короля от первого брака Мария , много сделала для восстановления господствующего положения католической церкви. Иезуиты, желавшие дальнейшей работы над укреплением позиций церкви и активного уничтожения ересей, начали борьбу за влияние на королевский престол. Папа Павел IV объявил брак Генриха и Анны вне закона, и, как следствие, - незаконным присутствие на троне их дочери Елизаветы. В 1581 году в иезуитских школах в Реймсе и Дуэ начинает зреть заговор против королевы. Подослав шпионов, Елизавета вызнала подробности и заговорщиков казнила.

Была еще не одна попытка ее свержения (как мы помним, цель оправдывает любые средства, поэтому, разумеется, королеву должны были убить). С помощью тонких психологических манипуляций отцы-иезуиты внушили молодому англичанину Энтони Бабингтону чувство влюбленности в правнучку Генриха VII королеву Шотландии Марию Стюарт . Мария претендовала на английский престол, что было очень на руку ордену: поддержать конкурентку и убрать ненавистную Елизавету. Наивный Бабингтон хорошо подходил для этой роли. Но его заговор также был раскрыт. Он сам, его соратники, а позже и его заочная возлюбленная Мария Стюарт были казнены. Стоит ли говорит, что главные теневые организаторы, действуя чужими руками, вновь вышли сухими из воды.

Это только некоторые примеры. Покушений, манипуляций, заговоров, интриг, инициированных орденом, было великое множество.


Закат могущества

Сильную власть и влияние практически на все сферы общественно-политической жизни орден иезуитов имел до конца XVIII века. Излишнее усиление стало, мягко говоря, напрягать и церковников, и светские власти. Преступления, ранее сходившие иезуитам с рук, все чаще стали называть слишком тяжелыми, все чаще стала идти речь о необходимости запрета «Общества Иисуса».

В 1773 году папа Клемент XIV выпускает буллу, в которой отмечает обширные заслуги иезуитов перед католической церковью, на ниве общественного образования, а также их большую роль в развитии экономики. Тогда же папа распускает орден.

Впрочем, спустя не так много времени, в 1814 году, Societas Jesu восстановлено папством. Перед иезуитами ставится задача борьбы с революционными настроениями - на сей раз цивилизованными методами.

Живее всех живых

Не стоит думать, что орден иезуитов - это давняя история, закончившаяся с окончанием эпохи Реформации. Документы XX века дают немало свидетельств, что представители ордена активно участвовали в политической жизни Европы. И за ними продолжил тянуться зловещий шлейф. Так, в 1922-1924 годах Бенито Муссолини в Италии не смог бы обойтись без существенного содействия церкви. Явная поддержка Ватикана и регулярные пропагандистские публикации в иезуитских изданиях позволили ему набрать необходимый политический вес, обойти Итальянскую народную партию и придти к власти.

Папа Римский Пий XI до своей кончины в 1939 году продолжал линию «цель оправдывает средства». Он поддержал Муссолини как шедшего навстречу церкви, вернувшего в школы религиозное воспитание, а в армию - войсковых священников. Ватикан отказался от моральных принципов в угоду фашизму, поддерживающему католическую церковь. Муссолини цитировал папу Пия: «В системе фашистского учения, делающего упор на принципы порядка, авторитета и дисциплины, я не вижу ничего, что могло бы противоречить католическому учению».

Факты:

По состоянию на 2015 год общее количество иезуитов в мире - 16 740 человек. Абсолютное большинство из них - священники (11 978).

Орден делится на провинции, регионы (зависимые от провинций) и независимые регионы. Весь бывший СССР - независимый российский регион. Всего деятельность ведется в 112 странах.

Глава ордена сегодня - Артуро Соса .

Папский престол сегодня занимает иезуит. Папа Римский Франциск (до папства носил имя Хорхе Марио Бергольо ) - первый иезуит на высшей должности римско-католической церкви.

До создания ордена Общества Иисуса
у церкви не было ничего подобного, нет и теперь.
А. Тонди

Много тайн хранит история ордена иезуитов - одного из самых одиозных католических орденов. Интриги, шпионаж, убийства, шантаж, политические игры, манипулирование вся и всеми и т. д…

Рассказ о тайной истории ордена иезуитов следует начать с истории того, кого называли «генералом папы римского» - испанского идальго дона Игнатио (Иниго) Лопеса де Рекальдо Лойолы, появившегося на свет в 1491 г. в богатой семье в замке Лойола в Стране басков в Испании.

Генерал Папы Римского

В молодые годы он бывал при испанском дворе и, получив приличное по тем временам образование, избрал военную карьеру и поступил на службу к вице-королю Наварры. Он стал блестящим офицером, казалось, жизненный путь идальго предопределен, но судьба распорядилась по другому.


В 30 лет дон Игнатий был тяжело ранен в жестоком сражении во время осады Памплоны 28 марта 1521 г., после чего его перевезли в родовой замок. Благодаря природному здоровью и жажде жизни ему удалось вырваться из лап смерти. Однако выздоровление шло медленно, и у Лойолы было время поразмыслить о довольно важном, как он считал, вопросе: отчего, несмотря на все усилия инквизиции, католическая вера и власть папы в значительной степени ослабли, а Реформация набирает силу? Так, читая книгу «Жизнь Христа», Лойола решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником.

Оправившись от ран, он оставил военную службу и решил всего себя посвятить религиозному подвижничеству и служению папе римскому. В 1523 г. идальго совершил паломничество в Иерусалим, где попробовал свои силы на поприще обращения мусульман в христианство, но потерпел фиаско и, немало раздосадованный неудачей, покинул Святую землю.

Возвратившись на родину, де Рекальдо какое-то время занимался изучением богословия в Саламанке, а потом отправился в Париж, где продолжил богословское образование. Там он познакомился и весьма близко сошелся с видными религиозными деятелями Лайнезом и Бовадильей. Мало-помалу возле этого человека, который обладал почти магнетической волей и излучал энтузиазм и веру, собралась группа студентов. Это были Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, несколько испанцев.

Они частенько встречались, их волновали дела церкви и разные идейные движения. Студенты беседовали о «божественном» и часто молились вместе. Две вещи казались им необходимы и неотложны в сложившейся тогда ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Друзья составили план, который намеревались осуществить сразу же по окончании учебы: вместе отправиться в Иерусалим, но если им не удастся этого сделать, пойти в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы - для «всякой миссии среди верных или неверных».

1534 год, 15 августа — ранним утром семеро товарищей взошли на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников принесли личные обеты в исполнение своего плана. Это произошло во время мессы, которую служил Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами раньше.

В конце 1536 г. сотоварищи, которых теперь уже было 10, отправились из Парижа в Венецию. Но из-за войны с турками в Святую землю суда не отплывали. Тогда друзья отправились в Рим и в ноябре 1537 г., принятые папой Павлом III, поступили на службу церкви - для выполнения любых миссий.

Создание ордена иезуитов

Теперь, когда они знали, что их могут разослать «по всему миру», перед ними возник вопрос о том, как сделать так, чтобы ничто не смогло разрушить их союза. Напрашивалось очевидное решение: раз Господь собрал их, людей столь разного образа мыслей, из различных стран, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединенными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, каким бы великим оно ни было, не могло нас разделить».

При участии богословов Лайнеза и Бовадильи и поддержке единомышленников, которые появились у отставного офицера, дон Игнатио Лопес де Рекальдо Лойола разработал проект монашеского ордена Общества Иисуса, который поздней получил название ордена иезуитов (от латинской формы имени Иисус - Jesus).

Искушенный в военном деле, придворных интригах и богословии, дон Игнатий считал, что главной целью нового ордена должны стать защита и распространение власти Римско-католической церкви и папы. В скором времени проект устава был окончательно сформулирован и представлен папе Павлу III.

1540 год, 27 сентября — орден иезуитов был создан. Папа наделил его чрезвычайными привилегиями, несмотря на то что в то время отношение к монашеским орденам было довольно неоднозначным: на них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в церкви. И все-же, после долгого размышления папа все-таки принял решение основать новый монашеский орден.

На следующий год Игнатий Лойола стал первым генералом ордена. Следует обратить внимание, именно генералом, как в армии! Из всех католических монашеских орденов только у ордена иезуитов главой был генерал. Через 15 лет, 31 июля 1556 г., основатель ордена скончался и уже в 1622 г. был канонизирован католической церковью.

Что из себя представлял орден иезуитов, его задачи?

Основатель ордена считал, что для того, чтобы бороться с Реформацией, необходимо воспитывать особых - избранных - людей, фанатично преданных католической церкви.

Лойола понимал: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его воображения. Он не останавливался на пожеланиях и проповедях - он требовал действия: выбора цели жизни. Для достижения этого и был нужен умело разработанный комплекс упражнений, идеально соответствующих поставленной цели. И Лойола создал свои «Духовные упражнения».

Работая над собой, каждый иезуит должен проделывать духовные упражнения на протяжении сорока дней два раза в своей жизни - при вступлении в «Общество Иисуса» и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты каждый год по 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры - уединенная келья.

Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока в молчаливом сосредоточении, общаясь лишь с духовным наставником и исповедуясь ему. Надо уйти в себя, живя одними только мыслями и воображаемыми образами… Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, основная особенность «Духовных упражнений» состоит в том, что их «необходимо не прочитать, а пережить».

«Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого начала «упражнений» выворачивается наизнанку, его жизнь переворачивается вверх дном; он отвергает теперь то, что ранее почитал», - отмечал А.Тонди, бывший в среде иезуитов 16 лет и «проживший» книгу Лойолы. В такой «кузнице кадров» в действительности выковывались уникальные личности.

‭‬Орден ‭‬о‬ни назвали «Нищие рыцари». ‭‬О‬ни были до такой степени нищи, чт‭‬о…

Если посмотреть на историю возникновения ордена иезуитов, то появляются вопросы: почему папа сразу же дал новому ордену чрезвычайные привилегии и почему во главе монахов поставил генерала? За какие выдающиеся заслуги всего через 60 лет после смерти Лойолу причислили к лику святых? Ведь любая церковь как правило подходит к вынесению такого рода решений достаточно взвешенно и осторожно.

Тут скрыта одна из главных тайн Общества Иисуса. Дело в том, что, разработав проект нового монашеского ордена, Лойола предложил папе создать… католическую политическую разведку! И ко всему в виде полувоенной организации с жесткой дисциплиной.

Лойола был уверен, что инквизиторы не могли эффективно выполнять разведывательные и контрразведывательные функции - они были попросту грубыми мясниками, а их шпионы и доносчики не умели корректировать в нужном направлении ход политических процессов. Наверняка немалое влияние на основателя ордена оказала поездка на Восток, где была сильна секта исмаилитов (так называемых ), которых поздней многие авторы недаром стали называть «мусульманскими иезуитами».

Встав во главе ордена, монах-генерал стал создавать армию шпионов и лазутчиков, которые исповедовали совсем не христианское милосердие, их девизом стали слова: «Цель оправдывает средства». Это полностью развязывало иезуитам руки, в особенности в отношении язычников и еретиков, коими являлись для Лойолы и христиане-некатолики (к примеру, православные христиане).

На протяжении оставшихся 15-ти лет своей жизни Игнатий руководил обществом (он поддерживал впечатляющую переписку: 6 800 писем) и составлял Конституцию нового института. Ко дню его кончины она практически была завершена. Первая конгрегация, которая изберет его преемника, внесет в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены ордена, число которых стремительно росло, отправлялись по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправился в Индию, затем в Японию и умер у границ Китая. Нобрега в Бразилии, прочие - в Конго и Мавритании служили церкви. Четыре члена Общества участвовали в Тридентском соборе, который занимался реформой католической церкви.

Первый век существования общества отмечен замечательным развитием, в частности в области науки. Коллегии множатся. Это тяжелая ноша для ордена, но они вносят свой вклад в численный рост Общества и в его общественное влияние: в 1565 г. орден иезуитов насчитывал 2000 членов, а в 1615-м, когда умер пятый генерал ордена, - 13 112.

Успехи Общества Иисуса в течении первого столетия его существования возбудили соперничество, зависть и интриги других религиозных обществ. Во многих случаях борьба была до такой степени ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование. В эпоху, обуреваемую рождением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм, просвещение, иезуиты принимали участие во всех спорах.

При этом продолжалась миссионерская деятельность ордена. Иезуиты появились во Флориде, в Мексике, Перу, на Мадагаскаре, Филиппинах, в Тибете… В Азии они смогли добиться больших успехов. 1614 год — больше миллиона японцев стали христианами (до того как общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получили от императора право на миссионерство благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

После смерти Лойолы его последователь Иаков Лайнез несколько реорганизовал орден иезуитов в соответствии с замыслами и заветами своего «учителя». Вот как стала выглядеть после этого структура общества с точки зрения современных спецслужб.

Организация ордена иезуитов

Будучи военной организацией, орден делился на разряды.

Первый разряд это испытуемые. На протяжении 2-х лет они проходили суровую школу орденской дисциплины, которая не допускала даже мысленных сомнений и малейших колебаний при выполнении приказа вышестоящего иезуитского начальника: и было все равно, шла ли речь о доставке тайного послания или убийстве неугодного человека.

Ко второму, более высокому в иезуитской иерархии разряду относились схоластики. На протяжении 5-ти лет они изучали общие науки и богословие. При этом далеко не все испытуемые, а только особо доверенные и способные становились схоластиками и получали довольно основательное по тем временам образование. Во время обучения они должны были таиться друг от друга и заниматься доносительством. Кроме всего, их обучали конспиративной работе, а также давали практические знания, которые были необходимы для того, чтобы стать «ловцами душ», то есть вербовщиками агентуры.

Третий разряд это коадъюторы, принимавшие монашеские обеты и ведущие соответствующий образ жизни. Испытуемые же и схоластики, хотя и являлись членами ордена, могли, ничем не выделяясь, свободно жить в миру. Именно из таких законспирированных иезуитов состояла обширнейшая шпионская сеть «Общества Иисуса».

В свою очередь, коадъюторы также делились на два разряда. Одни становились духовными коадъюторами, принимали духовный сан и занимались воспитанием юношества, миссионерством и проповедничеством. Ну, а по линии тайной деятельности в их обязанности входил негласный поиск подходящих кандидатов для привлечения в ряды членов ордена, а также выведывание различных тайн и распространение необходимых иезуитам сведений и слухов.

Временами коадъюторов использовали и для выполнения важных заданий, хотя более часто для этого привлекались схоластики.

К примеру, известный французский шпион-авантюрист шевалье Эон де Бомон был тайным иезуитом и имел степень схоластика.

Переодеваясь женщиной, он в переплете книги Монтескье «Дух законов» доставлял секретные послания короля Франции Людовика XV российской императрице Елизавете Петровне. В корсете этой «дамы» были зашиты полномочия на ведение переговоров, а в подошве башмака спрятан ключ от шифрованной переписки.

Поздней, будучи секретарем французского посла в Лондоне, де Бомон ухитрился незаметно стащить портфель заместителя английского министра иностранных дел Вуда, пока того угощали ужином. Ловкий иезуит успел скопировать находившиеся в портфеле важные документы и так же незаметно вернул портфель дипломату. Естественно, что обо всем он в подробностях информировал своих начальников по ордену.

Вообще вербовке агентуры и подготовке собственных лазутчиков в «Обществе Иисуса» уделялось большое внимание. Недаром уже пятый по счету генерал ордена Клавдий Аквавива (1582–1616) сам составил для них учебную программу и всячески способствовал открытию новых иезуитских учебных заведений, где можно было бы тайно проводить обучение преданных людей.

Кроме духовных, существовали еще и светские коадъюторы, работавшие экономами, поварами, управителями и т. п. На первый взгляд кажется странным, что люди, которые получили практически университетское образование, столь редкое в Европе в те времена, потом шли в услужение. Но такая странность объясняется просто: ведь в руках экономов и управляющих со временем оказывались огромные средства, а от поваров-иезуитов зависела жизнь политических деятелей. Так что «Общество Иисуса» могло распоряжаться и тем и другим.

Самую высшую степень посвящения в ордене представляли так называемые профессы, которые принимали кроме трех обычных монашеских обетов еще и четвертый - обет безусловного повиновения папе. Верней, генералу ордена. Профессы, как правило, назначались миссионерами в какую-либо страну, то есть были, по сути, профессиональными разведчиками-резидентами, руководившими всей агентурной сетью в этой стране, а то и в целом регионе.

В «странах еретиков» - таких как, к примеру, Россия, - профессы становились духовниками при дворах влиятельных князей, где вербовали сторонников, то есть, если выражаться языком современных спецслужб, приобретали агентуру влияния.

Глава профессов выбирался из своей среды генералом ордена. А он, в свою очередь, назначал остальных профессов на должности и руководил деятельностью всего ордена. Следует обратить внимание: главу ордена иезуитов назначал не папа римский, иезуиты сами выдвигали его из своей среды и отчитывались только перед ним! Объяснялось это тем, что в разведке, а именно этим в первую очередь занимался орден, к профессиональным секретам стараются не допускать никого.

1616 год — орден насчитывал уже больше 18 000 членов - по тем временам огромная армия! - и сумел опутать агентурной сетью многие страны мира. Иезуиты активно действовали в Испании, Италии, Португалии, католической Германии, Баварии, проникли в Вест-Индию, Японию, Китай, Бразилию и Парагвай.

Список преступлений, которые совершили иезуиты и их шпионы, занял бы не один том. К примеру, во Франции они всячески разжигали войну между католиками и гугенотами, действуя под покровительством герцогов Гизов. Считается, что именно иезуиты были организаторами покушения на короля Генриха IV, после чего их первый раз изгнали из Франции. Однако в 1603 г. орден смог вернуться, чему немало способствовали приобретенные ранее агенты влияния. В Германии стараниями иезуитов не прекращалась Тридцатилетняя война, которая разорила страну и унесла множество жизней. Но утопить Реформацию в крови они так и не смогли.

Изощренные интриги, шпионаж, отравления, убийства, шантаж, подкупы и прочие довольно неблаговидные дела иезуитов в конечном счете вызвали возмущение во многих странах. 1759 год — орден изгнали из фанатично верующей католической Португалии, в 1764-м - вторично из Франции, а в 1767-м иезуитов буквально вышвырнули из цитадели католицизма Испании. В конце концов оппозиция «Обществу Иисуса» дворов, великих католических монархов Европы вынудила папу Климента XIV буллой от 21 июня 1773 г. упразднить орден, его ликвидировали повсеместно. Последний генерал ордена был заключен в римскую тюрьму, в которой и скончался спустя 2 года.

Закрылись коллегии, миссии, были остановлены разнообразные начинания. Иезуиты присоединены к приходскому клиру.

Однако именно этот удар и явился исходным пунктом для новых побед иезуитов. При помощи 358 изгнанных из России отцов орден смог возобновить свою деятельность в Италии, Англии и Америке. В скором времени и Португалия позволила ордену действовать на ее территории (1829), потом Бельгия (1831), Голландия (1832). Даже в старых протестантских странах иезуиты вновь начали вести работу среди населения.

С этого времени в течении практически всего XIX столетия орден иезуитов оказывал огромное влияние на жизнь католической церкви, в особенности на богословие, что в конечном счете способствовало укреплению неограниченной власти папы в католическом мире - возведенное в догмат учение о примате папы и папской непогрешимости.

В XX столетии иезуиты продолжили свою деятельность, активно вмешивались не только в церковные, но и в мирские дела по всему миру.

На 2006 год число иезуитов составляло 19 573 человека, из них 13 736 - священники. Около 8 500 иезуитов живут в Америке, а всего они ведут работу в 122 странах мира, служат в 1536 приходах. Этот самый большой орден католической церкви разрешает своим членам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена, в основном, на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в колледжах и университетах.

Итак, детище Игнатия Лойолы оказалось на диво жизнеспособным. Орден иезуитов пережил расцвет и гонения и до сегодняшнего дня играет активную роль в религиозной и общественной жизни многих стран.

Нас приучили не мыслить, а использовать готовые шаблоны, заботливо подброшенные манипуляторами в наше сознание.

Поэтому в большинстве своём люди реагируют на события как малые дети, которые только лишь начинают учиться думать...

Абсолютное большинство людей, услышав словосочетание «теория заговора», начинает снисходительно улыбаться или крутить пальцем у виска. Казалось бы, если принципы, на которых строятся всевозможные теории заговора, столь нелепы, что неизменно вызывают издевательскую улыбку, то почему на вышучивание и окарикатуривание подобных теорий, доведение их до полного и явного абсурда тратятся значительные средства? Почему на дискредитацию тех людей, которые такие теории выдвигают, СМИ не жалеют сил?

Право слово, что-то тут не так

Между прочим, когда о чём-то или вообще не говорят или, напротив, слишком много говорят и слишком остро реагируют – то дело нечисто. Ведь, чтобы заткнуть всем глотки, надо иметь, во-первых, серьёзную власть, а во-вторых, серьёзный мотив. Само по себе отношение общества к теориям заговора очень показательно. Когда начинаешь анализировать данный феномен, то сразу выходишь на характернейшие признаки манипуляции сознанием. Как правило, реакция такая: «Теория заговора, говорите? Ха-ха-ха!» А на вопрос: «Что вас так рассмешило?», мало кто вообще снизойдёт отвечать. Подумаешь, какие глупости.

То есть, диалог не складывается, предвзятое отношение к проблеме вбито в голову настолько сильно, что даже не требует никаких доказательств. Однако, если всё-таки и удаётся разговорить оппонента, то в большинстве случаев аргументы не будут предоставлены. Здесь имеет место внушение, то есть принятие идеи без её критического осмысления и понимания её сути.

А ведь это стержень техники манипуляции сознанием. Но если теория заговора столь нелепа, то почему же для борьбы с ней потребовалось применять манипуляцию? Расскажите всё как есть, покажите, почему такая теория неверна и абсурдна, короче вбейте в гроб последний гвоздь и забудьте о ней. Но нет. В жизни всё происходит не так, вместо объяснения – манипуляция, вышучивание и окарикатуривание, то есть, по сути, опровержение отсутствует.

Давайте сначала разберёмся

Давайте сначала разберёмся с тем, о чём вообще идёт речь. Ещё одной чертой, характерной для манипулятивных технологий, является расплывчатость определений. Отсутствие ясности в вопросе позволяет манипуляторам наклеивать ярлыки на целый спектр разнородных явлений. Интернет-энциклопедия «Википедия» даёт такое определение «теории заговоров»:

«Теория заговора – подразделение конспирологии, наиболее широко отражённое в произведениях искусства и в СМИ. Сущность явления – вера в то, что существует один или несколько тщательно скрываемых заговоров «сильных мира сего»: президентов, высокопоставленных сотрудников спецслужб, богачей, глав международных организаций, религиозных иерархов, членов тайных обществ, и так далее. Обычно целью этого заговора указывается оболванивание и порабощение человечества (или, по меньшей мере, стремление участников заговора к неограниченной власти).

Конспирология (от англ. conspiracy – секретность, заговор) – система взглядов, течение в истории и политологии, объясняющее те или иные события как следствие заговоров тайных сил (например, тайных обществ, спецслужб, инопланетян, оккультных явлений и пр.). Начальной аксиомой конспирологии является идея о существовании тайного общества, члены которого стремятся подчинить себе весь мир и создать совершенно новый порядок, в котором они будут занимать ключевые позиции и безраздельно властвовать…»

Так что же в данной трактовке нелепого и настолько смешного, что практически полностью блокирует любые обсуждения состоятельности теории заговора? Получается, что с точки зрения теории заговора, историческим субъектом является группа влиятельных лиц, поставивших перед собой определённую цель и добивающихся её. А много ли таких влиятельных людей? Конечно же, нет, именно в силу того, что речь идёт о лицах, имеющих возможность продавливать выгодные им законы и решения на высшем уровне. То есть налицо ещё один важнейший элемент теории заговора – наличие узкой группы влиятельных людей.

Идём дальше

Идём дальше. Разве хоть кто-то удивится, узнав, что практически вся экономика нашей страны, контролируется очень узкой группой лиц? Да это такая банальность, что давно уже и не обсуждается. То же самое относится и к остальным странам мира, чьи ресурсы и экономика принадлежат и/или управляются буквально горсткой людей, принадлежащих к считанным финансово-промышленным кланам, многие из которых имеют долгую историю. И таким ли уж диким является предположение, что представители упомянутых кланов, способны координировать между собой свою деятельность, договариваться, проводить согласованную политику. Что нелепого в данном предположении?

Известный американский журналист Ричард Конифф долгое время занимался изучением стиля жизни богатейших семей мира. Свои наблюдения он изложил в книге «Естественная история богатых», ставшей бестселлером. В ней автор просто рассказывает о том, что едят представители мировой элиты, во что одеваются, как отдыхают, какие отношения царят в их кругу и так далее. Конифф не пишет ни слова о теории заговора, но вот любопытная вещь: из его книги видно, что практически все представители мировой бизнес-элиты знают друг друга в лицо. Их дети ходят в одни и те же школы, а позже учатся в одних и тех же университетах.

Одеваются они у одних и тех же кутюрье, покупают одни и те же эксклюзивные машины у одних и тех же продавцов. В качестве развлечения посещают одни и те же закрытые клубы, отдыхают на одних и тех же курортах, то есть с младых ногтей варятся в собственном соку. И хотя мировая элита состоит из представителей разных народов, у них общая система ценностей, своя собственная система опознавательных знаков, свой круг тем для обсуждения. По сути, мы имеем дело с особым квазинародом. Сам Конифф шутливо называет их отдельным человеческим видом.

Сложив кусочки картины

Сложив кусочки картины, мы получаем теорию заговора в чистейшем виде:

Существует группа влиятельных лиц в стране и шире в мире. Данные лица имеют возможность вести успешную лоббистскую деятельность по проталкиванию выгодных им решений на высшем уровне (Парламент, Правительство, Президент).

Влиятельные лица способны договариваться между собой, а значит, проводить скоординированную политику.

Каждый пункт естественен, и отнюдь не комичен, а вместе получаем «теорию заговора», которую и обсуждать-то в приличном обществе нельзя. Получаем теорию, использование которой считается уделом параноиков и психопатов, верящих в то, что цены на нефть повышают «зелёные человечки».

А давайте попробуем пойти дальше в наших рассуждениях. Давайте подумаем, а выгодно ли мировой элите афишировать свою деятельность? Мировая элита ведёт исключительно закрытый стиль жизни. Всевозможные папарацци, конечно, исправно снабжают остальное население фотографиями «звёзд», но всё это лишь поверхностная пена, журналистов не пускают туда, где вырабатываются серьёзные решения. Надо уметь отличать места, где обсуждаются серьёзные вопросы от всевозможных балаганных «саммитов и встреч».

Всё это разновидность ток-шоу на потребу массам. Пусть смотрят по телевизору бодрые выступления политиков и слушают их бесконечное словоблудие о партнёрстве, дружбе и сотрудничестве, поиске компромиссов и прочей ерунде. Не путайте говорящую голову, поставленную во власть корпорациями, с руководством корпораций. Это разные люди и о своих встречах и переговорах они предпочитают не трубить на всех углах.

Характернейший пример

Конифф приводит характернейший пример подобной «скромности»: глава издательско-информационной группы Thompson лорд Кеннет Томпсон – один из богатейших и влиятельнейших людей мира – почти неизвестен в своём родном городе. Его там мало кто знает в лицо. Также уместно процитировать Паршева: «Вы можете сходить на экскурсию в Конгресс США и послушать там прения, но во время заседания руководства МВФ журналистов не подпускают даже близко к зданию».

По совершенно естественным причинам властвующей элите невыгодно афишировать свою деятельность. Публично брать ответственность за происходящее в стране и в мире им ни к чему, для этого существуют «говорящие головы». Правительства меняют, как перчатки, президентов избирают каждые 4 года, а финансово-промышленные кланы и их интересы существуют десятками и даже сотнями лет. Уж это кое о чём да говорит!..

Замалчивание информации о себе

Но простое замалчивание информации о себе – недостаточно эффективный способ оставаться серыми кардиналами. Гораздо надёжнее сделать так, чтобы сама деятельность властвующей элиты, истинной, а не публичной, не становилась предметом обсуждения. А для этого нет ничего лучше, чем окарикатурить и высмеять любые попытки обычного человека увидеть в исторических событиях не слепое сочетание случайностей, не действие объективных законов, которые от человека не зависят, а волю отдельных влиятельных личностей и узких элитарных групп.

Вот поэтому-то в СМИ теорию заговора и подают в столь безумном виде.

А теперь представьте другую картину. В частном клубе собираются респектабельные люди обсудить свои дела. Поскольку бизнес, политика и пиар – вещи тесно связанные, то в этом клубе можно встретить и бизнесменов, и политиков, и медиа-руководителей. Нелепо? Совершенно нет. И древние римляне, положившие в основу знаменитого римского права принцип «ищи, кому выгодно», не были дураками. В наше время данный принцип отнюдь не потерял актуальности.

Бжезинский признал

Бжезинский признал, что Новый Мировой Порядок может и не наступить

Новый Мировой Порядок стремительно наступает, являясь главной угрозой для гражданских свобод и жизни каждого человека на Земле. Многие, кому известна эта тревожная тенденция, считают, что ситуацию нельзя остановить, потому что силы гражданского общества и тайных кукловодов закулисной политики слишком не равны. Однако, как выясняется, это отнюдь не так – и об этом говорит один из архитекторов НМП, одиозный политолог Збигнев Бжезинский.

Во время своего недавнего выступления в Польше Бжезинский, бывший советник правительства США по вопросам национальной безопасности, признал, что «гражданский активизм», который всё более набирает силу в разных странах, отвергающих возможность «внешнего управления» их государствами, может стать реальной угрозой по срыву наступления нового политического устройства во всём мире.

Бжезинский опроверг распространённое утверждение, что 21 столетие будет веком Америки. Напротив, подчеркнул он, прогресс работает не столько на, сколько против США – ведь, чем больше средств коммуникации возникает, тем больше плюрализм мнений, а это значит, что в этой борьбе различных идеологий и точек зрения США становится всё сложнее и сложнее вести свою линию. Коммуникации пробуждают политическое и социальное сознание у людей, и у США больше нет монополии на самую мощную пропагандистскую машину в мире.

Бывший советник добавил, что одна из особенно больных тем – это любая политическая аллюзия на возвращение эпохи колониализма и империализма. Прогресс позволил большинству людей лучше узнать свою историю – и им очень не нравится, когда современная политика напоминает им о тёмных днях прошлого. К тому же, тенденция такова, что политические активисты становятся всё более и более упорными в своих взглядах.

Можно даже говорить о том, что возник своеобразный, но устойчивый новый класс «гражданских активистов», и он успешно вербует в себя всё новых и новых членов, благодаря возможностям интернет-пропаганды и политическим ошибкам ведущих держав. И с ними очень нелегко справиться!

Хотя Бжезинский пытался говорить обо всём этом в нейтральном тоне, но сквозь него прорывались нотки разочарования и тревоги. Его речь прозвучала на собрании Европейского Форума Новых Идей – организации, которая выступает за трансформацию Европейского Союза в единое федеральное супергосударство. В нём не обойтись без мощного бюрократического аппарата, а это именно то, что сейчас расценивается массами как «внешнее управление».

Учитывая, что именно движение по пути максимального стирания национальных границ и объединения всех государств под единой управленческой эгидой есть путь установления Нового Мирового Порядка – из слов Бжезинского следует, что именно гражданский активизм в разных странах стоит на пути этого процесса. Будет нелишним вспомнить, каким именно представляет себе будущий мир Бжезинский в своей книге «Между двумя эрами: роль Америки в технотронную эпоху». Вот что он пишет:

«Технотронная эра делает актуальным постепенное появление более контролируемого общества. Такое общество будет возглавлять элита, не связываемая больше традиционными ценностями. Скоро станет возможным полный и ежесекундный контроль над каждым гражданином и такой же мгновенный доступ властей к этой информации. В технотронную эру общество будет представлять собой скопление разрозненных индивидов, каждый из которых находится под непосредственным контролем тех, кто задаёт им всё – от эмоций до поступков…»

В заключение

Бжезинского с полным основанием можно назвать одним из самых осведомлённых инсайдеров мировой элиты. Он был основателем Трёхсторонней Комиссии, Совета по международным отношениям и постоянный член Бильдербергского Клуба. Барак Обама назвал его одним из самых выдающихся мыслителей, которые есть сегодня в США.

Ещё в 2010 году Бжезинский предостерегал в своих выступлениях, что именно массовые протесты гражданского общества могут стать той дополнительной силой, которая, войдя в резонанс с борьбой внутривластных элит, может разрушить зарождающийся Мировой Порядок.

Помочь, проекту
"Провидѣніе"

Помочь, проекту Провидѣніе © 2009, Вы, можете, оказав перечислив небольшой благодарственный платёж на.

Похожие статьи

© 2022 alexeygolev.ru. Привороты, астрология, талисманы, гадания, береги.