Материалы творческой работы по литературе пак марины юрьевны. "житие бориса и глеба" Русские святые борис и глеб презентация

Аннотация к материалу

Представлены следующие материалы:

  • разработка урока литературы в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме: «Кто вы, первые русские святые?» (Изучение «Жития Бориса и Глеба») ;
  • кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы»;
  • презентация учителя;
  • занимательный тренажёр «Люди Древней Руси»;
  • презентация учащихся.

…Русский народ, гибкий, терпимый от природы, легко восприимчив к чужой культуре. Но это «заимствование» западного образа жизни не проходит бесследно, как нация, мы теряем свою самобытность. Житийная литература возвращает нас к истокам: смирение, милосердие, совестливость.

Учащиеся 5-классов обладают эмоционально-образным типом мышления и легко откликаются на «чувства добрые», им только необходимо в этом помочь…

Изучение жития не ограничивается рамками двух уроков, учащиеся продолжили знакомство с героями древнерусской литературы, работая в группах. Свой материал они оформили в виде презентации, техническую помощь оказывали учитель и родители.

Тип урока: сообщение новых знаний

Используемый метод: частично-поисковый

Конспект урока

Кто вы, первые русские святые? (Изучение «Жития Бориса и Глеба»)

Цель: формирование навыков анализа жития с учетом жанровых особенностей.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить понятие жития как жанра духовной литературы.
  • Продолжить знакомство учащихся с мировоззрением людей эпохи Древней Руси.
  • Выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба».

Развивающие:

  • Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся.
  • Продолжить формирование умений анализа художественного произведения.
  • Работать над развитием устной и письменной речи учащихся.
  • Способствовать развитию языкового чутья и воображения.

Воспитательные:

  • Привлечь учащихся к раздумьям над художественным текстом.
  • Содействовать в ходе урока этико-эстетическому воспитанию личности.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор, экран навесной, иллюстративный материал. Доска оформлена рисунками ребят, на столе горят две свечи.

Ход урока

I. Организация начала урока

Приветствие.

II. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний

1) Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы».

Слайд № 1

2) Мы часто говорим: "Святая Русь". Вера и правда, любовь и смирение, надежда и подвижничество слышатся в этих словах. "Подвигали" к лучшему, светлому, защищая и укрепляя наши духовные ценности, ратники, земледельцы, монахи, князья... По крупинкам добавлялась святость в нимб страны. Кто вы, первые русские святые?

Борис и Глеб - князья, сыновья Владимира, крестившего Русь, стали мучениками "кроткими и многомилостивыми", "блаженными страстотерпцами", приняв смерть от брата своего Окаянного. Далекие и непонятные слова... Может быть, вчитавшись в текст жития святых, поняв его, приблизив эти слова, мы дадим ответ не только на этот прямой вопрос, но и поймем, какой смысл вкладывался в извечные для нашего народа ценности в ту давнюю эпоху.

3) – Ребята как вы думаете, какова цель нашего урока?

Выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба»

Слайд № 2 ;

Для этого нам нужно решить следующие задачи:

  • закрепить понятие жития как жанра духовной литературы
  • познакомиться с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба;
  • выяснить, в чём проявляется святость Бориса и Глеба.

– Но прежде, чем мы начнем знакомиться с образами русских святых, нам необходимо вспомнить то далёкое время. Итак,

III. Усвоение новых знаний

Слайд № 3

1) Историческая справка Сыновья крестившего Русь Владимира жили в 11 веке. Младшие из двенадцати братьев – Борис (княжил в Ростове) и Глеб (в Муроме). Старший брат Святополк (по одной из версий усыновлённый Владимиром) захватил престол в Киеве после кончины отца, вероломно убив младших братьев. За свои злодеяния прозван в народе окаянным. Это печальное событие нашей истории произошло летом 1015 года.

Слайд № 4

Другой сын Владимира – Ярослав, княживший в это время в Новгороде, отомстил за гибель братьев: после ожесточённой борьбы, длившейся почти четыре года, Ярослав разбил Святополка, и тот бежал из Русской земли. Позднее, став великим киевским князем, Ярослав, прозванный в народе Мудрый, добился у Константинополя причисления Бориса и Глеба к лику святых.

Слайд № 5

Братья были особенно любимы в народе как первые русские святые среди большого сонма святых, пришедших в годы крещения из Византии. Изображения Бориса и Глеба стали появляться уже в 11 веке, а – позже одноимённые церкви и монастыри. Поныне существуют города под названием Борисоглебск в Ярославской и Воронежской областях. Храмы русских святых ставились в Византии и Чехии.

Слайд № 6

Литературная справка

Событие убиения Бориса и Глеба отразилось в целом ряде произведений 11-12 составляющих Борисоглебский цикл. Помимо сокращённых вариантов жития предназначенных для богослужения, сюда вошли летописная повесть под 1015 годом (в составе «Повести временных лет»), «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора-летописца, а также «Сказание, страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу» (произведение конца 11 или начала 12 века).

– Из всех произведений «Сказание» было наиболее популярным: на 150 известных списков «Сказания» приходится всего 30 рукописей канонического чтения. (Выступление подготовленных учеников)

Слайд № 7

2) - Ребята, а кто напомнит,

  • Как называется жизнеописание святых?
  • Какого человека можно назвать святым?

Слайд № 8

Святой (от праслав. svętъ; мн. ч. - святые) - в христианстве благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за членов церкви, еще живущих на земле.

Православная церковь почитает праведников не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая С., относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют С. ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и под.

Где можно увидеть изображения Святых? (На иконах)

Икона – живописное изображение Бога, святого или святых.

А теперь давайте обратимся к конкретному примеру святой жизни.

Слайд № 9

«Прозванный отцем Российской истории; одаренный умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами Киевскими, путешественниками, жителями иных областей Российских; читал Византийские хроники, записки церковные и сделался первым Летописцем отечества». Н.М. Карамзин

Слайд № 10

Перед нами князья Борис и Глеб.

3) Беседа по прочитанному

Расскажите, что вы знаете о детстве и юности князей?

Почему князь Владимир так горячо любил своих младших сыновей?

Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)

Слайд № 11

Каким вы представляете себе Святополка внешне и внутренне?

Почему он замыслил погубить брата?

В каком эпизоде проявляется истинное христианство Бориса?

Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытается её избежать, не оказывает сопротивление Святополку? (Старшинство – безусловная ценность для русского человека того времени.)

С именем Христа Борис спокойно принимает свою смерть.

Чем вызвана расправа Святополка с Глебом?

Как погибает Глеб?

Слайд № 12

«Не дейте мене, братия мои милая, не дейте мене, ничто же вы зла сотворивша... Помилуйте уности моей, помилуйте, господие мои. Вы ми будете господие мои, аз вам – раб. Нс пожнете мене от жития несозрела, не пожнете класа недозревша... Не порежете лозы, не до конца возрастшиа..."

всякое невинное и вольное страдание в мире есть страдание за имя Христово. А дух вольного страдания – по крайней мере, в образе непротивления – торжествует и в Глебе над его человеческой слабостью».

«И когда понял Глеб, что и его хотят лишить жизни, хлынули слезы из глаз его, и взмолился он со слезами к убийцам своим».

Автор «Сказания о святых мучениках Борисе и Глебе» вкладывает в уста святого князя слова, исполненные щемящей жалости к его молодости и беззащитности. Эта мольба Глеба, обращенная к его убийцам, - едва ли не самое проникновенное место во всей древнерусской литературе: «Не трогайте меня, братия мои милые! Не трогайте меня, ибо не сделал я никакого зла вам. Пощадите меня, братия, пощадите! Какую обиду причинил брату моему и вам, братия мои и господа? Если есть какая обида, ведите меня к князю вашему, а моему брату и господину. Сжальтесь над юностью моею, сжальтесь, господа мои!.. Не срезайте колоса, еще не поспевшего, не губите лозы, еще не возросшей! Не убийство это будет, но сырорезание!..»

Видя же немилосердие их, преклонил колена и, помолившись, сказал: «Раз уж начали, приступайте и исполните все, что велено вам».

Какую библейскую историю напомнила нам смерть Бориса и Глеба? («Каин и Авель»)

Почему Святополка в народе прозвали Окаянным?

4) - А теперь давайте попробуем выделить качества, характеризующие святость Бориса и Глеба и поступок Святополка, и заполним таблицу «Христианская добродетель и пороки»

Слайд № 13

Что такое «добродетель» и что такое «пороки»?

Добродетель - положительное нравственное качество человека. Порок - недостаток нравственный, духовный; всё, что противно истине и добру.

После совместного обсуждения графы в таблице заполняются одним из учеников на интерактивной доске и в тетрадях, затем появляется слайд №14. Учащиеся проверяют свои записи, вносят необходимые поправки.

Слайд № 14

Вы видите, что образы главных героев противопоставлены в сказании, такой прием в литературе называется контрастом .

А какие, на ваш взгляд, добродетели являются главными в этом списке, они словно вбирают в себя остальные нравственные качества? (Блаженные, святые)

Всем ли понятен смысл слова «блаженный»? Подберите однокоренные слова.

(Благо, благодать, благодетель, благодарность, благость, благовещение)

Блаженный . - это душевно чистый; тот, кто творит благо; мученик.

За что, ответьте ещё раз, они первыми причислены к лику святых?

Для этого нужно вспомнить заповеди Христа, сформулированные в Нагорной проповеди.

Слайд № 15

Ученикам предлагается на выбор:

"Блаженны плачущие, ибо они утешатся";

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю";

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят";

"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими".

Слайд № 16

В 1072 году были канонизированы братья, князья Борис и Глеб, во время, когда окончательно "разодралася" земля русская и брат шел на брата, невзирая на старшинство. Мира хотели святые Борис и Глеб.

"Борис и Глеб святые, блаженные, потому что они миротворцы" .

Слайд № 17

5) Совестливость, милосердие, святость были мерилами душевной чистоты человека в то далёкое время.

Давайте рассмотрим схему «Механизм врастания» в святость.

“Механизм врастания” в святость образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей…

Какое представление о жизни и отношениях между людьми отражено в этом рисунке?

Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга”.

Монашеское деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия – М..1991

Как сложилась дальнейшая судьба Святополка?

Какую роль сыграли братья Борис и Глеб в русской истории?

- «С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли.

Почему благоверных князей Бориса и Глеба называют ещё страстотерпцами?

(Терпеть страсть, кротко сносить физические муки)

Слайд № 18

6) - Сообщение учащихся о чудотворениях, связанных свв. Борисом и Глебом (по учебнику и дополнительной литературе).

IV. Закрепление новых знаний

Слайд № 19

1) - Посмотрите на слайд.

Все ли черты жанра жития перечислены и все ли названы правильно, исправьте и назовите недостающие.

2) Работа с занимательным тренажёром «Люди Древней Руси».

V. Подведение итогов урока

Ребята, вам понравилось житие? Что именно?

Чем житие может быть интересно нам, живущим в 21 веке?

Мы задумываемся о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если и мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие…

Молодцы! Именно эти заветы оставили нам первые русские святые – князья Борис и Глеб… Их подвиг– это подвиг непротивления злу. Своей мученической смертью они выступили за мир.

Слайд № 20

Было воскресенье, 6 августа 1015 года. Тело Бориса завернули в шатер, положили на телегу и повезли тайно в Вышгород, где и похоронили в церкви Святого Василия.

6 августа… Теперь этот день считается православным праздником. По старому стилю. По новому – 24 июля.

Слайд № 27

VI. Информация о домашнем задании

1. Письменно ответить на вопрос: «Что такое святость в понимании автора жития?»

2. Закончить работу над характеристикой «своего героя», оформить полученный материал в виде презентации.

Используемая литература

  1. Литература.5 кл. Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова). Составитель Л.М.Серёгина – Волгоград:Из-во «Учитель», 2003.
  2. Приложение к журналу «Литература в школе» № 2-2005.
  3. Православный календарь, 2008.
  4. Храм святого равноапостольного князя Владимира
  5. Что такое православная икона?
  6. Сказание о Борисе и Глебе. Историко-филологический урок-диалог. Анна ТКАЧЕНКО, учитель литературы Сергей СЕЛЕМЕНЕВ, учитель истории Новосибирск

Мультимедиа компоненты урока

  1. Кроссворд (файл krossvord.htm ).
  2. Презентация учителя (файл Презентация учителя.ppt ).
  3. Занимательный тренажёр (файл ludi.htm ).
  4. Проект учащихся (файл Презентация учащихся.ppt).

Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы»

Учащиеся уже имеют общие представления о жанре, полученные на предыдущем уроке, поэтому данный вид работы помогает войти в мир жития и активизировать познавательную деятельность пятиклассников.

Презентация применяется учителем на протяжении всего урока, выполняя следующие функции :

1. Ознакомительную

  • вхождение в мир древнерусской литературы;
  • знакомство с особенностью эпохи;
  • перекличка с современностью (иллюстрации городов под названием Борисоглебск, фотографии монастырей, церквей в честь Бориса и Глеба). Слайды №3 - №6, №8 - №12, №18, №20 - №26.

2. Учебную

  • вопросы для обсуждения, слайд №7;
  • работа с таблицей на интерактивной доске, слайды №13 - №14;
  • решение исследовательской задачи, слайды №15 - №16;
  • работа со схемой «Образ мира в христианском понимании», слайд №17;
  • закрепление понятия жанра жития, слайд №19.

3. Информативную

  • информация о домашнем задании, слайд №27.

Занимательный тренажёр «Люди Древней Руси»

Задания помогают закрепить знания учащихся, полученные на уроке. В качестве учебного материала ребятам предлагается иллюстративный материал из презентации учителя.










1 из 9

Презентация на тему: Житие Бориса и Глеба

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

«Житие Бориса и Глеба» является образцом древнерусского книжного жития. Оно создано в конце XI–начале XII века и дошло до нас в двух вариантах: «Сказание» и «Чтение». Автор сказания неизвестен, «Чтение» принадлежит Нестору. В основе этих произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол.

№ слайда 4

Описание слайда:

В 1015 году умер князь Владимир. Власть в Киеве захватил его сын Святополк. По приказу князя был убит его брат Борис, а через месяц - другой брат Глеб. Но третий брат Ярослав двинулся в поход против Святополка, одержал над ним победу и сам утвердился в Киеве. Борис и Глеб были погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Их могилы стали местом паломничества1. При постройке новой церкви взамен сгоревшей обнаружилось, что тела Бориса и Глеба нетленны. Это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми. Культ Бориса и Глеба имел важный политический смысл: он «освящал» и утверждал государственную идею, согласно которой все русские князья - братья, и в тоже время подчеркивал обязательность подчинения младших князей старшим.Житие сосредоточивает внимание на гибели братьев. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают мученический венец.

№ слайда 5

Описание слайда:

Борис во всем покорен старшим князьям. По велению отца, князя Владимира, он отправляется в поход против печенегов. На обратном пути он узнает, что отец скончался, а киевский престол захватил Святополк. Борис оплакивает смерть отца. Дружина предлагает ему пойти на Киев, но, подчиняясь долгу вассала, он отказывается и предпочитает смерть измене. «Идя дорогой, Борис размышлял о красоте и доброте своей и слезами заливался, и хотел удержаться от них, но не мог. И все, видевшие его в слезах, плакали о благородстве и честном разуме юности его, и каждый в душе своей скорбел в горести сердечной, и все пребывали в печали... Вид Бориса был уныл, взор и сокрушенное сердце, как у святого. Был блаженный правдив, щедр, тих, кроток, смиренен, всех миловал и обо всех заботился»2. Борис думал: «Знаю, что брата моего зла ради толкнут люди на убийство мое и погубят меня

№ слайда 6

Описание слайда:

Если прольет кровь мою, то буду мученик, перед Господом моим, и душу мою примет господь» Скорбь Бориса сменялась утешениями божьими: «Кто погубит душу свою меня ради и моего учения, тот найдет и сохранит ее в жизни вечной». И радость наполнила сердце Бориса. Он обратился к Богу, говоря: «Не отвергай, Господь, премилостивый, меня, уповающего на тебя, но спаси душу мою»4.Борис начинает готовиться к смерти. При мысли, что ему предстоит умереть, он испытывает страх. Предчувствие смерти переходит в уверенность. Растет тревога, Борис не в силах сдержать сердечного волнения. Заговорщики, посланные Святополком, окружают шатер, где молится князь, и поражают его копьями. Смертельно раненный Борис просит дать ему время помолиться. Его везут на телеге в город, и два варяга добивают мученика ударом меча в сердце.Глеб такой же герой-мученик, как и Борис. Когда Святополк его зовет в Киев, он немедленно отправляется в путь. Недалеко от Смоленска его настигают посланные Святополком убийцы, и Глеб безропотно, не оказывая никакого сопротивления, позволяет убить себя. Однако образ Глеба не во всем повторяет Бориса. В отличие от Бориса, томимого мрачным предчувствием, Глеб ничего не подозревает, даже когда узнает о смерти отца и гибели брата. Он только выражает желание поскорее встретиться с любимым братом на небесах, если уж нельзя на земле.

№ слайда 7

Описание слайда:

Наивно-восторженно Глеб относится к окружающему миру, он не верит, что его могут убить. При виде убийц, подплывающих к нему в лодке, он, не замечая их мрачных лиц, радуется встрече. О том, что его собираются убить, Глеб догадывается лишь тогда, когда они стали «скакать» в его лодку, держа в руках мечи. Глеб, дрожа всем телом, просит о пощаде, как просят дети: «Не троньте меня, не троньте меня!» Он не понимает, за что и почему должен умереть. Беззащитность Глеба очень трогательна. Это один из самых светлых образов древнерусской литературы.

№ слайда 8

Описание слайда:

Вводятся в «Повесть» и внутренние монологи. Их произносят, как пишет летописец, герои, «глаголаше в сердце своем».Психологическое состояние персонажей воспроизводится и в авторских описаниях. Автор даже пытается донести до читателей противоречивость чувств, охвативших героев. Так, в душе Бориса одно чувство сменяется другим: скорбь в связи с предчувствием гибели и радость в ожидании мученического конца идеального христианского героя. Это живая непосредственность в выражении чувств, характерная для древней литературы, более того, это уже отчетливо выраженные черты психологизма.Монологи Бориса и Глеба не лишены образности и лиризма. Так, например, плач Бориса по умершему отцу: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставление неразумия моего! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, на кого взгляну? Где восприму столь благое учение и наставления разума твоего? Увы мне, увы мне! Закатилось солнце мое, и не было меня с тобой!»5.В этом монологе автор обратился к ораторской прозе и в то же время к образности народного плача. Народная поэзия придала речи героя определенный лиризм, позволила ярче выразить чувства сыновней скорби. В душе Глеба смешиваются два чувства - скорбь от предчувствия гибели и радость, которую должен испытывать идеальный герой-мученик в ожидании мученического конца.

№ слайда 9

Описание слайда:

В образе князя Святополка миру света и добра, как и в русском фольклоре, резко противопоставляется мир тьмы и зла. Уже в начале произведения автор приписывает ему эпитет «окаянный», при его изображении не жалеет черных красок. Святополк - «треклятый», «второй Каин, мысли которого уловлены дьяволом», у него «прескверные уста», «злой глас». За совершенные преступления Святополк несет достойное наказание. Разбитый Ярославом, в паническом страхе бежит он с поля боя. Автор пишет: «Окаянный Святополк побежал и напал на него бес. И расслабло тело его так, что он не мог на коне сидеть. И несли его на носилках». Ему постоянно слышится топот коней преследующего его Ярослава: «“Бежим! Вот преследуют нас!” И посылали посмотреть, но не было ни гонящихся, ни преследующих его. А он, лежа в немочи, восклицал, говоря: “Бежим! Опять преследуют!” И не мог остаться на одном месте. И прибежал в Ляшскую землю, гонимый гневом божьим. И прибежал в необитаемое место между чехами и ляхами и здесь в муках окончил жизнь свою. И принял возмездие от Бога, наславшего на него губительные язвы и после смерти муку вечную». И, если убитые им братья считаются святыми, то от могилы Святополка «исходит смрад в назидание людям... И с этого времени прекратилась крамола на русской земле». Этим подчеркивается стремление автора к единению Руси.

Данные об авторе

Пак Марина Юрьевна

Место работы, должность:

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5, г.Искитим, Новосибирской области

Новосибирская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

В методической разработке представлены следующие материалы: разработка урока литературы в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме: « Кто вы, первые русские святые?» Изучение «Сказания о Борисе и Глебе»); кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы»; презентация учителя; занимательный тренажёр «Люди Древней Руси»; презентация учащихся.

Пояснительная записка

Курс «Духовная литература» является сквозным в программе А.Г. Кутузова, на изучение темы в 5-ом классе отводится 6 часов.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Духовная литература. Библия

Новый Завет.

РРПритчи Иисуса Христа

В мире древнерусской литературы

4.

Кто вы, первые русские святые? (Изучение «Жития Бориса и Глеба»)

Работа над проектом «Житие Бориса и Глеба»

Защита проекта

Этот курс открывают уроки по Библии, которые становятся опорой и задают

этические и эстетические образцы христианского сознания.

Непосредственное изучение «Сказания о Борисе и Глебе» предваряет урок по теме: «В мире древнерусской литературы», на котором были рассмотрены вопросы:

· возникновение древнерусской литературы;

· мироощущение средневекового человека;

· жанры религиозной литературы;

· житийный канон.

Изучение «Сказания о Борисе и Глебе» является первым знакомством пятиклассников с древнерусской литературой в этом разделе. Материал очень сложный для восприятия подростков. На уроках, отведенных на изучение жития, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как

святой

икона

житийный канон

страстотерпцы

добродетель

порок

жанр жития

христианское мировоззрение

контраст.

Понятия довольно сложные не только для ребёнка, но и для взрослого человека.

Учащиеся 5-классов обладают эмоционально-образным типом мышления и легко откликаются на «чувства добрые», им только необходимо в этом помочь… Житийная литература возвращает нас к национальным истокам: смирение, милосердие, совестливость. К тому же психологи отмечают, что именно эмоциональные переживания способствуют лучшему запоминанию информации. Мы испытываем радость от познания, когда открываем новое. Процесс удивления, пожалуй, самый яркий: ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Компьютерные технологии помогают решить проблему наглядности.

Мультимедиа компоненты урока

1. Кроссворд (файл krossvord .htm ).

2. Презентация учителя (файл Презентация учителя.ppt).

3. Занимательный тренажёр (файл ludi.htm).

4. Проект учащихся (файл Презентация учащихся.ppt).

Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы».

Поскольку учащиеся имеют общие представления о жанре, полученные на предыдущем уроке, этот вид работы помогает войти в мир жития и активизировать познавательную деятельность пятиклассников.

Презентация применяется учителем на протяжении всего урока, выполняя следующие функции:

1. Ознакомительную

  • вхождение в мир древнерусской литературы;
  • знакомство с особенностью эпохи;
  • перекличка с современностью (иллюстрации городов под названием Борисоглебск, фотографии монастырей, церквей в честь Бориса и Глеба). Слайды №3 - №6, №8 - №12, №18, №20 - №26.

2.Учебную

  • вопросы для обсуждения, слайд №7;
  • работа с таблицей на интерактивной доске, слайды №13 - №14;
  • решение исследовательской задачи, слайды №15 - №16;
  • работа со схемой «Образ мира в христианском понимании», слайд №17;
  • закрепление понятия жанра жития, слайд №19.

3. Информативную

  • информация о домашнем задании, слайд №27.

Презентация учителя на данном уроке способствует более глубокому восприятию текста, причём учащиеся не пассивно воспринимают информацию, а учатся слушать, наблюдать, думать.

Слайды №3 - №6 сопровождаются выступлениями заранее подготовленных учеников

Во время совместного обсуждения пороков и добродетелей (слайды №13 - №14), заполнение таблицы происходит на интерактивной доске. После этого появляется слайд №14. Учащиеся сверяют свои записи и оценивают себя.

Во время знакомства собразом мира в христианском понимании (слайд №17)стрелки на опорной схеме, которые появляются не сразу, а по щелчку, играют роль подсказки, направляющей мысли ребят. Причём продолжение цитаты появляется также по щелчку после обсуждения вопроса: «Какое представление о жизни и отношениях между людьми отражено в этом рисунке?».На мой взгляд, без наглядной схемы и направляющих вопросов пятиклассникам сложно было бы понять этот материал.

А так не хочется, чтобы древнерусская литература воспринималась современными школьниками, как латынь… Поэтому постаралась вовлечь ребят в работу над проектом по данному произведению.

При работе со слайдом №19 учащиеся должны внести необходимые исправления и добавить недостающую черту жанра жития (устно), после этого по щелчку (2 раза) появляются правильные ответы.

Занимательный тренажёр «Люди Древней Руси».

Задание выполняется парами и помогает поверить знания учащихся, полученные на уроке. В качестве учебного материала ребятам предлагался иллюстративный материал из презентации учителя.

Работа над проектом

После рассмотрения «Жития Бориса и Глеба», учащиеся продолжили работу в группах, собирая материал о князе Владимире, о Борисе, о Глебе, о Святополке и представили свой материал в виде презентации.

Перед изучением сказания класс разделился на группы: «Владимировичи», «Борисовичи», «Глебовичи», «Историки» (сбор сведений о Святополке).

Цель - развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Время выполнения работы: 2 недели.

Режим работы: урочно-внеурочные занятия.

Подготовительный этап

Определение темы;

выбор рабочих групп и распределениеролей;

определение источников информации, постановка задач;

выбор критериев оценки.

Основной этап
Разработка проекта
(сбор и уточнение информации)

Заключительный этап
Защита проекта

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри

Критерии оценки

Содержание

Оформление

Выступление

ü глубина материала

ü наличие иллюстративного материала

ü грамотность речи

ü логичность изложения

ü отражение идеи исследования

ü убедительность, умение отвечать на вопросы

ü критичность

(Собственные выводы)

ü выдержанность стиля

ü выразительность речи, артистизм

Материалы урока и проекта учащихся успешно апробированы, пятиклассники проявили живой интерес к духовной литературе. Теперь они легко узнают «блаженных» героев в других произведениях.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы повышает интерес учащихся, создаёт эмоциональный настрой детей на восприятие информации, формирует целостное отношение к знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

Используемая литература:

1. Литература.5 кл. Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова). Составитель Л.М.Серёгина - Волгоград:Из-во «Учитель», 2003.

2. Приложение к журналу «Литературав школе» № 2-2005.

3 . Православный календарь, 2008. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6471.htm

4 . Храм святого равноапостольного князя Владимира

73 KB 2.79 MB 50.5 KB 201.79 KB 9.23 KB

Материал "Благоверные князья российские Борис и Глеб" подготовлен по теме духовно-нравственного воспитания "Час духовного общения". Дети находятся на реабилитации в ОГБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и посещают занятия один раз в неделю.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

ОБГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», Белгородская область, Белгородский район, с.Веселая Лопань

Сценарий тематического вечера

Благоверные князья российские Борис и Глеб

Составитель: инструктор по труду

Малышева Светлана Николаевна

2014 г.

Слайд 1,2

Ведущий 1: Благоверные князья российские Борис и Глеб, в святом крещении Роман и Давид, были дети князя Владимира, который ввел христианскую веру в нашем отечестве.

Ведущий 2: Святой князь Владимир крестился в 988 году по Р.Х.. У князя Владимира было 12 сыновей. Когда Владимир крестился, то крестил и своих сыновей.

Слайд 3

Ведущий 1: В нашем Отечестве вначале было так, что великий князь управлял главною и большею частью его, а всю остальную разделял между своими братьями, сыновьями и племенниками. В 987 году Борис получил Ростов, а Глеб Муром.

Слайд 4

Ведущий 2: Святые князья, подобно своему отцу, были очень благочестивы и любили чтение священных книг, писаний святых отцов и житий святых. Они были добрыми, милостивыми, горячо любили и уважали отца.

Ведущий 1: Ни тот, ни другой не вступали в брак, хотя отец и желал видеть их женатыми. В своих уделах они заботились о распространении веры Христовой и в делах правления отличались правосудием.

Слайд 5

Ведущий 2: В 1015 году великий князь Владимир Святославич заболел, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов.

Ведущий 1: Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола сводным братом Святополком.

Слайд 6

Ведущий 2: Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками.

Ведущий 1: Киевляне не любили Святополка – они очень любили Бориса, - и Святополк, чтобы удержать за собой великокняжеский престол, решился на братоубийство.

Слайд 7

Ведущий 2: Борис уже возвращался домой и очень горевал о смерти своего отца. Дорогой он услышал, что против него задумал зло Святополк, но не поверил. Святой Борис обратился к Богу с молитвой, причастился Святых Тайн, но убийцы ворвались в шатер и пронзили его копьями. Это произошло на берегу реки Альты близ Переяславля.

Ведущий 1: Верный слуга Бориса Георгий хотел было заслонить собою господина от ударов убийц, но пал, сам пораженный копьем. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет.

Слайд 8

Ведущий 2: После этого Святополк решил убить и Глеба. В это время Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата - Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев.

Ведущий 1: Горько было слышать обо всем этом Глебу. Когда он был на реке Смядыни убийцы не пожалели и его. Они бросили тело Глеба на берегу реки. Только спустя уже довольно долгое время оно было найдено нетленным и погребено в Смоленске.

Слайд 9

Ведущий 2: После Господь поразил Святополка, подобно братоубийце Каину, таким страхом, что везде ему чудилось, что его преследуют. Святополк умер за пределами своего отечества, в степях Богемии, получив прозвище «окаянного».

Ведущий 1: Скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение. В 1021 году были открыты их святые мощи.

Ведущий 2: Чудеса: 1-е («О хромем» - исцеление отрока вышгородского посадника Миронега) и 2-е («О слепьци») послужили для кн. Ярослава основанием выстроить по совету митр. Иоанна в Вышгороде большую пятиглавую деревянную церковь во имя Бориса и Глеба, освященную 24 июля, куда в тот же день были перенесены мощи св. князей. На этот день, к которому приурочивалось убиение Бориса, был установлен и ежегодный праздник святым. На первой же литургии в новой церкви на глазах князя и митрополита произошло 3-е чудо («о хромем»).

Слайд 10

Ведущий 1: В 13 веке, во время нашествия татар на наше Отечество, Вышгород был разрушен до основания. Место святых князей было скрыто и остается доселе неизвестным.

Слайд 11

Ведущий 2: Святые князья Борис и Глеб были первыми святыми канонизированными Византийской и Русской церковью в 11 веке. В 1072 году 2 мая (15 мая новый стиль) учрежден праздник святым братьям, по случаю перенесения их святых мощей. 24 июля (6 августа нов.стиль) праздник памяти святых мучеников.

Слайд 12

Ведущий 1: Выбрав путь непротивления злу, отказ от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных ценностей, братья стали символом русского патриотизма, совестливости и нравственности.

Ведущий 2: С течением времени все более укреплялась вера в святых Бориса и Глеба как защитников Русской земли и помощников русским князьям, позднее царям в войнах против захватчиков.

Используемая литература:

  1. Православный календарь «Жития святых» 2014 год. Москва, ООО Артос-Медиа, 2013г.
  2. Электронная версия "Православная энциклопедия", сайт -

Фильм о святых страстотерпцах Борисе и Глебе был показан учащимся в 2012 году, неоднократно представлен вниманию на конференциях педагогов Сергиев-Посадского района, распространён на диске"Русская Голгофа" в 2015 году на Сергиевских Чтениях. Работа интересна своей актуальностью, связью с современностью. Почему именно Бориса и Глеба Русь назвала святыми? В чём суть Их подвига? Материал воспринимается учениками легко, с живым интересом.

Истомина Елена Евгеньевна,

учитель МБОУ «КСОШ №7»,

Сергиево-Посадский район,

Московская область.

2012 год

Текст к слайд-фильму «Древняя Русь в сокровищах Государственной Третьяковской галереи. Икона XIV века «Борис и Глеб с житием»»

Текст читается в музыкальном сопровождении, слайды пронумерованы, меняются автоматически. Фильм выложен в разделе "видео".

1. Мировая художественная культура.

2. «Древняя Русь в сокровищах Государственной Третьяковской галереи». Идейное содержание иконы XIV века «Борис и Глеб с житием».

3. И вспомнилось мне не случайно
о первых российских святых…

Не бросились в буйную сечу,
Не вырвали жизни в борьбе,
А просто шагнули навстречу
Своей беспощадной судьбе.

(Д. Мизгулин).

4. В далёком XI веке жили на русской земле два юных князя - Борис и Глеб. Они погибли в политической усобице, как умирали и до них, и после.
Но почему же именно их имена сохранила история? Чем поразили свою страну на тысячу лет вперёд Борис и Глеб? Отчего так много храмов, монастырей, икон в честь святых князей?

5. Войдём же в залы Третьяковской галереи, посвящённые древнерусскому искусству!

6. Мы обратимся к иконе «Борис и Глеб с житием» и прекрасному сказанию «Чтение о житии и погублении... страстотерпцев Бориса и Глеба» конца XI века, в соответствии с которым и была написана эта икона.

7. На первом клейме иконы князь Владимир посылает своего смелого сына Бориса на войну с печенегами.

Больше они не встретятся - вскоре креститель Руси Владимир Красно Солнышко отойдёт к Богу.

8. Мы видим, как коварный Святополк после смерти отца, князя Владимира, захватывает власть в Киеве. Святополк изображён в коричневом плаще.

Святополк решает убить всех своих братьев, чтобы править единолично!

9. Князь Борис предупреждён о готовящейся расправе.

Он может защитить себя, его воины отважны и готовы свергнуть Святополка.

Но князь решает отпустить войско и не противиться смерти.

10. Борис обращается к своему войску: «Воины, слушайте меня! Я отпускаю вас». «Кто говорит: «Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец»». «Не подниму руку на брата!»

11. «Если Господь судил мне умереть, то пусть прольётся только моя кровь и ничья другая».

12. Молитвенно сложены руки князя, глубоко ранит его любящую душу намерение коварного брата… «Если бы враг поносил меня – это я стерпел бы; если бы ненавистник мой клеветал на меня – укрылся бы я от него. Но Ты, Господи, будь свидетель и сверши суд между мною и братом моим».

13. На клейме иконы изображён момент убийства. Не от рук гонителей христианства погибает Борис! Разве печенеги стоят над ним с копьями? Свои, родные, в знакомых шлемах и плащах…

14. Братьями называет их князь и не противится смерти!

15. «Не осуждай их, Господи, за грех этот, но прими с миром душу мою».

16. Подобно Борису, погибает и Глеб. Узнав о готовящемся злодействе, мальчик снимает с пояса меч, отпускает дружину и плывёт по реке Смядыни в Киев навстречу смерти.

17. О чём он размышлял перед смертью? Летопись сохранила молитву отрока Глеба: «Господи! Воззри на сокрушение сердца моего: убивают меня неведомо за что, неизвестно, за какую вину».

18. Перед смертью Глеб вспоминал слова Христа, сказанные апостолам:

"За имя Мое, Меня ради поднимут на вас руки… и брат брата предаст на смерть». Глеб принимает свою судьбу…

19. Глеб был брошен злодеями на берегу реки без погребения. Неизвестный иконописец жалеет нашего первого русского святого - мальчика, который не умел ненавидеть.

20. «О чём рассказала икона. Идейное содержание иконы XIV века «Борис и Глеб с житием».

21. Давняя история короткой жизни юных князей не забылась. Почему Русь X века назвала Бориса и Глеба святыми?

22. Ответ мы находим в правилах веры, по которой жили Борис и Глеб:

«Блаженны миротворцы…»

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

«Блаженны чистые сердцем…»

Видимо не сопротивляясь злу, по сути, Борис и Глеб дали ему жёсткий отпор, потому что они отказались грешить. Своим подвигом князья утверждали: греха, а не смерти нужно страшиться более всего!

23. На последнем клейме иконы в странном костюме восточного типа изображён Святополк Окаянный, который, по словам летописца, «пропаде в пропасть».

24. Чем поразили Русь юные князья, погибшие, казалось бы, бесславно, в политической усобице? Среди великого разбоя, под страхом смерти Борис и Глеб героически утверждали новые добрые законы Православия: любовь превыше всего!

25. Любовь к кому? К заблудшему брату Святополку, к милым русичам, к своей тихой Родине!

26. Смиренные князья выразили в своём поступке любовь к Богу и безграничное доверие к Его воле. Разве нам непонятны их чувства?

Разве мы не видим, что не меч, а добрый крест был оружием Бориса и Глеба?

27. "Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любил Его образ по - своему, то есть до страдания". Ф. М. Достоевский.

«Видно, Премудрость явилась к нам неспроста:

Приняла Русь Божью милость – Спаса Христа! » (Иеромонах Роман).

28. Князья ушли в мир иной в своём законном статусе – наследниками крестителя Руси князя Владимира. Они не теряли власть и не отнимали её. Поэтому власть им и принадлежит – по праву сильных. Тех, кто не ищет во власти корысти.

«Ночью черниговской с гор араратских,

Шёрсткой ушей доставая до неба,

Чад упасая от милостынь братских,

Плачет Господь с высоты осиянной,

Церкви горят золочёной извёсткой,

Меч навострил Святополк Окаянный,

Дышат убивцы за каждой берёзкой.

30. Киев поникнет, расплещется Волга,

Глянет Царьград обречённо и слепо,

Как от кровавых очей Святополка

Скачут лошадки Бориса и Глеба.

Ныне и присно по кручам Синая,

По полю русскому в русское небо,

Ни колоска под собой не сминая,

Скачут лошадки Бориса и Глеба».

(Б. Чичибабин)

31. «Русское небо» - так обозначен в стихотворении путь Бориса и Глеба. Что имел в виду поэт? Вечность зажгла свечу юных князей!

…Их жертву приняли на Руси как самую заветную святыню.

32. Подвиг любви Бориса и Глеба к ближним, братьям, родной земле многократно повторён на Руси. Это национальный подвиг нашего народа…

33. В 1918 году в период новой усобицы – революционного переворота - без вины, сознательно, приняла смерть Царская Семья…

34. Подвал Ипатьевского дома. Последняя молитва Царских Детей.

35. Кровь праведников

Вопияет «от земли на небо,

Пробудит в нас совесть

И дорогой узкой

Приведёт нас всех она

От Бориса с Глебом

К Семерым умученным На Голгофе русской».

36. «Не подниму руку на брата!»

По сей день в неспокойном мире звучит, вслед за юными князьями и множеством святых, в земле Российской просиявших, негромкий, но внятный голос совести родной земли – голос Русской Православной Церкви.

«Кровь, пролитая в XX -м веке, не даёт нам права на разделение и вражду. Все недоумения и разногласия должны быть преодолены миром».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

37. О чём рассказала нам древнерусская икона? Неубитая мечта русского народа о жизни с Богом воплотилась в ней. До сих пор по дорогам русской истории скачут лошадки Бориса и Глеба, напоминая о духовных уроках Святой Руси.

38. Не исчезли храмы и монастыри! По-прежнему повсеместно в России звучат слова молитв, зажигаются свечи, многие люди стараются выстроить свою жизнь по законам Святой Руси.

39. Наша Русь и по сей день – неподвижная праведница среди беснующегося мира, стоящая, «яко камень живой»!

40. Почему имена Бориса и Глеба сохранила история? Вот суждения современных школьников:

«Нельзя любить и ненавидеть одновременно, потому что Бог велел любить всех. Если ты ненавидишь кого-нибудь, ты уже считаешься лжецом и заблуждаешься в своих мыслях.

А Борис и Глеб в себе не заблуждались, никого не ненавидели даже в тот момент, когда их убивали» (Виктория, 9 класс).

41. «Русский человек очень хорошо понимает, что он будет держать ответ за совершённые им дела и поступает, исходя из этого» (Константин, 9 класс).

42. «Если бы люди следовали мирной традиции Бориса и Глеба, в России не случилось бы революции 1917 года» (Константин, 9 класс).

43. «Борис и Глеб поступили по правилам Евангелия, отдав свои жизни. Они не пожелали пойти против своего брата даже под страхом смерти» (Максим, 10 класс). «Борис и Глеб отдали свои жизни ради мира в стране» (Евгений, 10 класс).

44. Небесные вехи в нашем сложном мире – древние русские иконы…

Похожие статьи

© 2022 alexeygolev.ru. Привороты, астрология, талисманы, гадания, береги.