Наиболее общее определение движения можно рассматривать как. Социальное движение. Причины возникновения социальных движений

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Относительность движения проявляется в том, что поведение любого движущегося тела может быть определено только по отношению к какому-то другому телу, которое называют телом отсчета.

Тело отсчета и система координат

Тело отсчета выбирают произвольно. Следует отметить, что движущееся тело и тело отсчета равноправны. Каждое из них при расчете движения в случае необходимости можно рассматривать или как тело отсчета, или как тело движущееся. Например, человек стоит на Земле и наблюдает, как по дороге едет автомобиль. Человек неподвижен относительно Земли и считает Землю телом отсчета, самолет и автомобиль в этом случае тела движущиеся. Однако, пассажир автомобиля, который говорит, что дорога убегает из-под колес, тоже прав. Он считает телом отсчета автомобиль (он неподвижен относительно автомобиля), Земля при этом – тело движущееся.

Чтобы фиксировать изменение положение тела в пространстве, с телом отсчета нужно связать систему координат. Система координат – это способ задания положения объекта в пространстве.

При решении физических задач наиболее распространенной является декартова прямоугольная система координат с тремя взаимно перпендикулярными прямолинейными осями – абсциссой (), ординатой () и аппликатой (). Масштабной единицей измерения длины в СИ является метр.

При ориентировании на местности пользуются полярной системой координат. По карте определяют расстояние до нужного населенного пункта. Направление движения определяют по азимуту, т.е. углу, который составляет нулевое направление с линией, соединяющей человека с нужным пунктом. Таким образом, в полярной системе координат координатами являются расстояние и угол .

В географии, астрономии и при расчетах движений спутников и космических кораблей положение всех тел определяется относительно центра Земли в сферической системе координат. Для определения положения точки в пространстве в сферической системе координат задают расстояние до начала отсчета и углы и — углы, которые составляет радиус-вектор с плоскостью нулевого гринвичского меридиана (долгота) и плоскостью экватора (широта).

Система отсчета

Система координат, тело отсчета, с которым она связана, и прибор для измерения времени образуют систему отсчета, относительно которой рассматривается движение тела.

При решении любой задачи о движении прежде всего должна быть указана та система отсчета, в которой будет рассматриваться движение.

При рассмотрении движения относительно подвижной системы отсчета справедлив классический закон сложения скоростей: скорость тела относительно неподвижной системы отсчета равна векторной сумме скорости тела относительно подвижной системы отсчета и скорости подвижной системы отсчета относительно неподвижной:

Примеры решения задач по теме «Относительность движения»

ПРИМЕР

Задание Самолет движется относительно воздуха со скоростью 50 м/с. Скорость ветра относительно земли 15 м/с. Какова скорость самолета относительно земли, если он движется по ветру? против ветра? перпендикулярно направлению ветра?
Решение В данном случае скорость — скорость самолета относительно земли (неподвижной системы отсчета), относительная скорость самолета — это скорость самолета относительно воздуха (подвижной системы отсчета), скорость подвижной системы отсчета относительно неподвижной — это скорость ветра относительно земли.

Направим ось по направлению ветра.

Запишем закон сложения скоростей в векторном виде:

В проекции на ось это равенство перепишется в виде:

Подставив в формулу численные значения, вычислим скорость самолета относительно земли:

В данном случае пользуемся системой координат , направив координатные оси, как показано на рисунке.

Складываем вектора и по правилу сложения векторов. Скорость самолета относительно земли:

Курс лекций по физике

Физика - есть наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, и законы ее движения.

Задача физики состоит в том, чтобы создать в нашем сознании такую картину физического мира, которая наиболее полно отражает свойства его и обеспечивает такие соотношения между элементами модели, какие существуют между элементами внешнего мира.

Итак, физика создает модель окружающего нас мира и изучает ее свойства. Но любая модель является ограниченной. При создании моделей того или иного явления принимаются во внимание только существенные для данного круга явлений свойства и связи. В этом и заключается искусство ученого - из всего многообразия выбрать главное.

Физические модели являются математическими, но не математика является их основой. Количественные соотношения между физическими величинами выясняются в результате измерений, наблюдений и экспериментальных исследований и лишь выражаются на языке математики. Однако другого языка для построения физических теорий не существует.

Курс общей физики рассчитан на три семестра и состоит из 6 разделов:

МЕХАНИКА 1семестр

ТЕРМОДИНАМИКА И СТАТ. ФИЗИКА ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ III семестр

ОПТИКА 2 семестр

АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА

Основные учебники: Савельев общей физики т.1-3

Курс физики т.1-3

Дополнительный: Яворский, Детла Курс физики Задачник: Иродов по общей физике

РАЗДЕЛ МЕХАНИКА

1) Кинематика

2) Динамика и статика

3) Законы сохранения


4) Колебания

Г лава1 .Кинематика

1.1 Механическое движение

Движением в широком смысле слова называется всякое изменение вообще. Простейшей формой движения является механическое движение, которое заключается в изменении с течением времени положения тел или их частей друг относительно друга. В этой части курса будет изучаться движение двух модельных объектов - материальной точки и абсолютно твердого тела (АТТ). Это делается для того, чтобы выявить наиболее общие закономерности механического движения.

Материальная точка - тело, размерами которого можно пренебречь по сравнению с расстояниями до других тел в данной задаче. Примерами такого объекта могут быть Земля при ее движении вокруг Солнца (но не для человека, находящегося на ее поверхности); молекула в разреженном газе.

Абсолютно твердое тело - это тело, деформациями которого (но не размерами) можно пренебречь в условиях данной задачи.

Как ясно из определения механического движения, необходимо определить тело отсчета, то есть то тело, относительно которого изучается движение. Кроме того, должна быть определена система координат, связанная с этим телом, и прибор для измерения времени. Все это вместе называется системой отсчета. Примером такой системы отсчета может быть декартовая система координат с началом в некоторой точке и секундомер. Иногда в качестве системы координат выбирают сферическую или цилиндрическую.

Теперь мы можем однозначно определить положение тела в пространстве. Пусть материальная точка находилась в положении 1 и переместилась в положение 2 . Линия, соединяющая точки, через которые проходило тело, называется траекторией, а ее длина характеризует пройденный путь. Так как путь - это длина, то она не может быть отрицательной.

Y По характеру траектории движение можно

разделить на два простейших вида, которые мы и будем начать: прямолинейное и движение по окружности. Из этак движений можно составить любое, даже очень сложное движение. Отрезок прямой, проведенный из одной точки траектории в другую, называется перемещением. Перемещение характеризуется не только длиной отрезка па, но и его направлением, поэтому перемещение - это отрезок со стрелкой, то есть вектор. Законы сложении таких величин сложнее, чем чисел. Вектора складываются или вычитаются геометрически.

Кроме координат, перемещения и пути, важной величиной является время движения и связанная с ними скорость. Если тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути, то движение называется равномерным; тогда величина v = S / At будет определять скорость движения в любой момент времени. Если же движение в течении этого

времени было неравномерным, то эта величина будет так называемой средней скоростью < v > = S / At. Хотя в каждый момент времени скорость может быть и не равна средней скорости, но средняя скорость характеризует движение за этот промежуток времени в целом. Чтобы перейти к мгновенной скорости, нарисуем график зависимости пройденного пути от времени. Отметим, что tga = S / At. Теперь будем уменьшать промежуток времени At.

Иначе это можно записать v = dr/dt - производная от радиуса - вектора по времени. В проекциях на оси координат скорость можно записать так:

Зная зависимость радиус - вектора r(t), можно определить скорость тела в любой момент времени. Но часто встречается и другая задача: известна зависимость v(t) и надо определить пройденный путь.


На графике зависимости скорости от времени пройденный путь численно равен площади под кривой, ограниченной моментами времени t1 и t2.

Теперь дадим определение еще одной величине, описывающей движение материальной точки - угловой скорости. Для этого рассмотрим вращение малого шарика А

на веревке вокруг некоторой точки. Линия, перпендикулярная плоскости вращения, проходящая через точку О, называется осью вращения. За некоторое время dt точка А повернулась на угол dp. Тогда можно ввести понятие угловой dp

скорости О ---. Но это определение не dt

https://pandia.ru/text/80/159/images/image002_147.jpg" width="177" height="169 src=">

В этих вычислениях использовано подобие треугольников и также то, что I т(0 I = I тО+At) I =1. Таким образом, в этом случае ускорение направлено перпендикулярно

скорости и называется центростремительным: a = v2/R n.

1.4 Роль начальных условий

Итак, если известна зависимость r(t), то можно однозначно найти зависимость скорости и ускорения от времени. Однако, при решении обратной задачи механики (известна зависимость ускорения от времени и надо найти скорость и радиус-вектор) возникают существенные особенности. Знания a(t) недостаточно, необходимо еще знать так называемые начальные условия, а именно: начальное положение тела r0 и начальную скорость v0. Убедимся в этом:

так как a = dv/dt, то dv = a dt и v = J a dt + Ci. Возникает эта константа потому, что при

обратном дифференцировании она исчезает - dC1 / dt = 0. И определить ее можно только зная значение скорости в начальный момент времени v 11=0 = v0. Далее, зная, что v = dr / dt,

получаем r = J v dt + C2.

Окончательно r(t) = JJ a dt dt + C1 t + C2. Это общее решение обратной задачи механики. И

опять необходимо знать вектор r|t=0 = r0, что бы определить частное решение, соответствующее данному случаю. В качестве примера рассмотрим движение тела в поле

силы тяжести (об этом понятии чуть позднее) с ускорением g: a = g = Const. Тогда v = J g dt

V0 = v0 + g t и r = r0 + v0 t +g t /2.

Г лава 2. Динамика и статика.

1.5 Инерциальные системы отсчета, I закон Ньютона.

Если рассматривать движение некоторого объекта, например самолета, в разных системах отсчете (с земли, из салона самолета или из другого самолета), то и выглядеть оно будет по разному. В качестве наглядного примера изобразим траекторию движения точки на ободе колеса вагона поезда в двух системах отсчета:

СО - вагон поезда СО - наблюдатель на Земле. В результате первая

кривая - окружность, а вторая - циклоида.

Таким образом, выбор системы отсчета для каждой конкретной задачи очень важен - он может как облегчить решение, так и усложнить его.

Имея все это ввиду, рассмотрим движение материальной точки А в двух системах отсчета, которые движутся в пространстве друг относительно друга со скоростью Vo, а расстояние между началами координат этих систем r0. Эти величины могут зависеть от времени. Из рисунка видно, что r = r0 + r.

shortcodes">

Если исходить из самого общего определения социальных движений как организованной деятельности людей по реализации общей цели, можно заметить, что оно близко к определению целевой группы. Это сходство неслучайно. В широком смысле каждую целевую группу можно рассматривать как форму выражения совместного стремления людей к достижению цели.

Другое дело, что в социологии феномен социальных движений тесно связан с проблематикой социальных изменений. Поэтому более точным является определение социальных движений как массовой организованной деятельности людей, направленной на поддержку или борьбу с изменениями в обществе. Ряд специалистов относят социальные движения к наиболее важным типам коллективного поведения, поскольку они отличаются осознанной организацией членов и часто оказывают продолжительное влияние на жизнь общества.

В современный период социальные движения отмечаются чаще, чем в предыдущие эпохи, в силу большего разнообразия суб– и контркультур. Практически любой важный вопрос в жизни общества порождает социальные движения его сторонников или противников.

Существуют различные классификации социальных движений, в частности, их разделяют на три типа:

1) реформаторские, когда стремления к изменениям не затрагивают устои общества, протекают без особых эксцессов, развиваются в рамках установленного социального порядка, например – образовательные и политические движения за культурное многообразие, против расовой дискриминации;

2) революционные, добивающиеся коренного изменения социального порядка;

3) экспрессивные, охватывающие иногда широкие круги и общности людей, ищущих удовлетворения потребности самовыражения в эстетических, религиозных и других формах.

Более поздние типологии выделяют также коррекционные, или исправительные, движения, направленные на отдельных людей, предусматривающие радикальные изменения в их жизни, например американское общество анонимных алкоголиков, ставящее своей целью отказ от алкогольного образа жизни.

Встречается также термин альтернативные социальные движения, выдвигающие лозунги ограниченных изменений отдельных категорий людей. Например движение «Верные слову», убеждающее мужей быть более внимательными к своим семьям. (Непонятно, правда, в чем именно тут альтернативность.)

Социальные движения обычно возникают на основе экономических или культурных изменений либо идей, привнесенных из других обществ, поэтому они не являются основным фактором общественного развития, но могут представлять собой силу, видоизменяющую общество.

Существует несколько теорий, объясняющих механизмы возникновения социальных движений. Согласно теории депривации, движения зарождаются среди людей, которые испытывают какие-либо лишения, воспринимают свое положение как невыгодное, по сравнению с другими. Так, согласно Алексису де Токвилю (1856), Великая французская революция произошла, потому что французские крестьяне почувствовали улучшение своей жизни, которое возбудило их ожидания. К. Маркс также указывал на роль относительной депривации в формировании социальных движений. Современный исследователь Тед Гарр на основе анализа исторических данных и многолетних эмпирических исследований более чем в 100 странах мира вывел «меру относительных деприваций». Ее суть в разрыве между уровнем запросов (УЗ) людей и возможностями достижения (ВД) желаемого. Разрыв между УЗ и ВД вызывает в обществе состояние массовой фрустрации и создает благоприятную почву для политического взрыва.

По теории массового общества, общественные движения подпитываются социально изолированными людьми, у которых отсутствует чувство личной значимости. Такие движения возникают в обществах масс– точнее, если вспомнить Гюстава Лебона, в обществах толп.

Одна из самых влиятельных теорий – теория структурной напряженности, принадлежит Н. Смелзеру (1962). Он выделил шесть факторов, способствующих развитию социальных движений:

1) фактор структурной обусловленности– люди начинают думать, что в их обществе есть серьезные проблемы;

2) структурная напряженность– относительная депривация возникает, когда общество не отвечает ожиданиям людей;

3) понимание проблемы – необходима ясная формулировка проблемы, причин ее возникновения и путей решения;

4) фактор ускорения – неудовлетворенность зреет долгое время, но коллективные действия порождаются только в результате конкретного события;

5) мобилизация к действиям – когда степень обеспокоенности людей становится высокой, они готовы к действиям;

6) недостаточный социальный контроль – успех социального движения зависит от силы и реакции институтов социального контроля.

К числу недостатков данной теории относится то, что в ней не отражена зависимость результатов социальных движений от позиции средств массовой информации и иностранной поддержки.

Этот недостаток восполняет теория мобилизации ресурсов, согласно которой для успешной реализации целей социального движения необходимы два условия: наличие ресурсов и неудовлетворенность людей.

Культурная теория утверждает, что степень мобилизации людей в социальном движении чаще всего зависит от общности их представлений о мире, которые придают легитимность коллективным действиям и побуждают их.

Теория новых социальных движений подчеркивает, что участники социальных движений обеспокоены вопросами качества жизни, причем не столько экономическими. Для современных движений характерен международный характер, чему способствует глобализация СМИ и новых информационных технологий.

Каждая из этих теорий лишь частично объясняет причины социальных движений. В целом же роль социальных движений заключается в стимулировании (или подавлении) социальных изменений в обществе.

Рассмотрим наиболее общий случай движения твердого тела, когда оно является свободным и может перемещаться как угодно по отношению к системе отсчета Охухгг (рис. 180). Установим вид уравнений, определяющих закон рассматриваемого движения. Выберем произвольную точку А тела в качестве полюса и проведем через нее оси которые при движении тела будут перемещаться вместе с полюсом поступательно. Тогда положение тела в системе отсчета Ox будет известно, если будем знать положение полюса А, т. е. его координаты и положение тела по отношению к осям определяемое, как и в случае, рассмотренном в § 60, углами Эйлера (см. рис. 172; на рис. 180 углы Эйлера не показаны, чтобы не затемнять чертеж). Следовательно, уравнения движения свободного твердого тела, позволяющие найти его положение по отношению к системе отсчета в любой момент времени, имеют вид

Установим теперь геометрическую картину рассматриваемого движения. Нетрудно видеть, что первые три из уравнений (79) определяют то движение, которое тело совершало бы при постоянных углах , т. е. при поступательном движении тела вместе с полюсом А.

Последние же три уравнения определяют движение, которое происходило бы при постоянных значениях координат т. е. когда точка А неподвижна. Но движение тела вокруг неподвижной точки, как установлено в § 60, слагается из элементарных поворотов вокруг мгновенных осей вращения.

Отсюда заключаем, что в общем случае движение свободного твердого тела можно рассматривать как слагающееся из поступательного движения, при котором все точки тела движутся как произвольно выбранный полюс А со скоростью и из серии элементарных поворотов с угловой скоростью вокруг мгновенных осей вращения, проходящих через полюс А (рис. 181). Такой будет, например, картина движения любого непоступательного перемещающегося в воздухе тела: брошенного камня, самолета, проделывающего фигуры высшего пилотажа, артиллерийского снаряда и т. д. Наконец, аналогичной может быть картина движения и несвободного твердого тела при наличии соответствующих связей (см., например, в § 72 рис.207; в том же параграфе показано, как можно еще иначе представить геометрическую картину движения свободного твердого тела).

Основными кинематическими характеристиками движения являются скорость и ускорение полюса, определяющие скорость и ускорение поступательной части движения, а также угловая скорость и угловое ускорение 8 вращения вокруг полюса. Значения этих величин в любой момент времени можно найти по уравнениям (79). Заметим, что если за полюс принять другую точку тела, например точку В (см. рис. 180), то значения окажутся отличными от (предполагается, что тело движется не поступательно). Но если связанные с телом оси, проведенные из точки В (на рис. 180 не показаны), направить так же, как и в точке А, что можно сделать, то значения углов а следовательно, и последние из уравнений (79) не изменятся. Поэтому и здесь, как случае плоского движения, вращательная часть движения тела, в частности значения , от выбора полюса не зависят.

Движение свободного твердого тела может быть в частном случае плоскопараллельным; при этом векторы будут все время перпендикулярны плоскости, параллельно которой движется тело.

Скорости и ускорения точек тела. Скорость любой точки М тела в рассматриваемом движении слагается, как и в случае плоскопараллельного движения (см. § 54 и рис. 147), из скорости полюса А и скорости которую точка М получает при движении вместе с телом вокруг полюса А. При этом, так как движение тела вокруг полюса А происходит как движение вокруг неподвижной точки, то значение определяется формулой (76), где

Важнейшим атрибутом материи является движение. Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по себе», движение «ничего». В расширяющейся Вселенной «разбегаются» в разные стороны планеты, вокруг которых вращаются их спутники, мчатся по различным траекториям кометы и потоки метеоритов, бездонный космос пронизывают различного рода волновые и квантовые излучения. В движении находятся и органические системы.

В каждой из них непрерывно происходят те или иные процессы, связанные с поддержанием жизни: обмен веществ и обмен информацией, осеменение и размножение, простейшие физиологические и сложнейшие биологические изменения. В постоянном движении пребывают и социальные системы. Это, прежде всего, движение, связанное с изменениями человека и человечества в процессе онто- и филогенеза. Таким образом, всё в мире движется, все стремится к чему-то иному, к своему инобытию.

Движение - это способ существования материи, а значит, оно, как и материя, вечно, несотворимо и неуничтожимо, не возникает в силу каких-либо внешних причин, а лишь превращается из одной формы в другую, являясь причиной самого себя.

Движение вещи есть изменение её свойств, вызываемое событиями внутри нее и (или) процессами ее внешнего взаимодействия с другими вещами. В понятии движения мыслят изменения любого характера: существенные и несущественные, качественные и количественные, прерывистые и плавные, необходимые и случайные и т. д.

Движение носит всеобщий и абсолютный характер. Любой предмет, кажущийся нам покоящимся, неподвижным, на самом деле движется, во-первых, потому что Земля каждые сутки совершает полный оборот вокруг своей оси, а вместе с ней движется и всё, что на ней есть. Во-вторых, в соответствии с теорией расширения Вселенной вместе с нашей галактикой рассматриваемый предмет может удаляться от других галактик. В-третьих, предмет являет собой совокупность подвижных элементарных частиц.

Если движение абсолютно, то покой относителен. Он представляет собой частный случай движения. Не существует вечного состояния равновесия, покоя. Оно обязательно нарушается. Однако состояние покоя, равновесия оказывается необходимым условием сохранения определённости вещей объективного мира, да и самого мира в целом. Каждый человек с течением времени меняется: изменяются его рост, походка, внешность, манера поведения, меняется его мировоззрение и т. д. Однако все эти изменения происходят в рамках относительно устойчивой формы, что даёт нам возможность даже по прошествии долгого времени отождествить этого человека в настоящем с ним самим в прошлом.


Движение существует в различных формах, которые, кроме общих свойств, имеют и весьма существенные качественные отличия. Формы движения являются, по сути, способами существования качественно определённого вида материи. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой и соответствующие рассмотренным выше структурным уровням её организации.

1. Физическая форма движения материи - простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные, оптические и другие процессы.

2. Химическая форма - неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ, и другие процессы.

3. Биологическая форма - различные биологические процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственность, приспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т. п.

4. Социальная форма - материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех её многообразных проявлениях.

Каждая форма движения материи органически связана с определенным уровнем её структурной организации. В силу этого каждая из форм движения имеет свои специфические закономерности и свой носитель. Иначе говоря, качественное своеобразие одной формы, одного уровня движения отличается от качественных характеристик другого.

На этой основе сформулирован методологический принцип несводимости : высшие формы материи не могут быть в принципе объяснены с помощью закономерностей низших форм (биологические - с помощью химических, социальные - посредством биологических и т. д.). Такое сведение высшего к низшим в философской литературе может обозначаться как редукционизм. (Его не следует смешивать с редукцией, означающей методологический прием, связанный с действиями или процессами, мысленно упрощающими структуру какого-либо объекта, например, при изучении рефлекторного поведения человека на базе функционирования рефлексов у высокоразвитых животных).

Вполне возможно, что в перспективе будут выделены и другие основные формы движения. Уже сейчас выдвинута гипотеза о существовании геологической, информационной и космической его формах. Однако она не получила пока убедительного подтверждения ни на теоретическом, ни на эмпирическом уровне познания.

Развитие - это такое количественно-качественное изменение материальных и идеальных объектов, которое характеризуется направленностью, закономерностями и необратимостью.

Из данного определения видно, что понятия «развитие» и «движение» не являются синонимами, они не тождественны. Если развитие - это всегда движение, то не всякое движение является развитием. Простое механическое перемещение предметов в пространстве, конечно, является движением, но это не развитие. Не являются развитием и химические реакции типа окисления.

Но вот изменения, происходящие с течением времени с новорожденным ребенком, несомненно, представляют собой развитие. Точно так же развитием являются и изменения, происходящие в обществе на том или ином историческом отрезке.

Развитие по своей направленности может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему, от простого - к сложному) или регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация).

Существуют и другие критерии прогресса и регресса: переход от менее разнообразного к более разнообразному (Н. Михайловский); от систем, обладающих меньшим количеством информации, к системам с большим ее количеством (А. Урсул) и др. Естественно, что применительно к регрессу эти процессы будут проходить в обратном направлении.

Прогресс и регресс не изолированы друг от друга. Всякие прогрессивные изменения сопровождаются регрессивными и наоборот. При этом направление развития определяется тем, какая из этих двух тенденций будет преобладать в конкретной ситуации. При всех издержках развития культуры, например, в нем преобладает прогрессивная тенденция. В развитии же экологической ситуации в мире - регрессивная тенденция, которая, по мнению многих известных ученых, достигла критической отметки и может стать доминантой во взаимодействии общества и природы.

Возникновение в материальной системе качественно новых возможностей, не существовавших ранее, как правило, свидетельствует о необратимости развития. Иначе говоря, возникшие на том или ином этапе развития системы качественно иные отношения, структурные связи и функции, в принципе гарантируют то, что самопроизвольного возврата системы к исходному уровню не произойдет.

Для развития характерны также свойства новизны и преемственности . Новизна проявляется в том, что материальный объект при переходе из одного качественного состояния в другое приобретает такие свойства, которыми ранее он не обладал. Преемственность же состоит в том, что этот объект в его новом качественном состоянии сохраняет те или иные элементы старой системы, те или иные стороны ее структурной организации. Свойство сохранять в новом состоянии в той или иной степени исходное состояние данной системы обусловливает саму возможность развития.

Таким образом, можно констатировать, что указанные существенные признаки развития в своей совокупности позволяют выделить этот тип изменения из любых других типов изменений, будь то механическое движение, замкнутый цикл или разнонаправленные неупорядоченные изменения в социальной среде.

Развитие не ограничивается сферой лишь материальных явлений. Развивается не только материя. С процессом поступательного развития человечества развивается сознание человека, развивается наука, общественное сознание в целом. Причем развитие духовной реальности может происходить относительно независимо от его материального носителя. Развитие духовной сферы личности может опережать физическое развитие человека или, наоборот, отставать от него. Аналогичная ситуация характерна и для общества в целом: общественное сознание может «вести» за собой материальное производство, способствовать его прогрессивному развитию, а может тормозить, сдерживать его развитие.

Таким образом, можно сказать, что развитие происходит во всех сферах как объективной, так и субъективной реальности, оно присуще природе, обществу и сознанию.

Глубокая разработка сущности развития и различных его проблем находит свое выражение в учении, которое называют диалектикой . В переводе с греческого этот термин означает «искусство вести беседу» или «искусство спора». Диалектика как умение вести диалог, полемизировать, находить общую точку зрения в результате столкновения противоположных мнений высоко ценилась в Древней Греции.

Впоследствии термин «диалектика» стали использовать применительно к учению о наиболее общих закономерностях развития. В этом значении он используется и в настоящее время.

Диалектику в сегодняшнем её понимании можно представить как определённую систему категорий, связанных с основными законами развития. Эта система может рассматриваться либо как отображение объективных связей действительности, как определение бытия и его всеобщих форм, либо, наоборот, как основание, начало вещного мира.

Диалектика - теория и метод познания действительности, применяемый для объяснения и понимания законов природы, общества.

Все философские теории начал бытия в Древней Греции строились исходно диалогично. Вода Фалеса при всей ее несводимости к обычной воде все же стягивает многообразие сущего к чему-то определенно особенному. Ученик Фалеса Анаксимандр говорит об апейроне - беспредельном и неопределяемом через какую-либо частность. В начале было то, что определяет всё, но само ни через что не определяется, - таков смысл его антитезы к тезису Фалеса. Анаксимен пытается в воздухе как духе, оживляющем, питающем все сущее (и тем его образующем), найти в качестве синтеза нечто третье, изначальное, столь же основательное, однако и не столь неопределенное, как апейрон, и не столь определенное, как вода Фалеса.

Пифагор использует парные категории и числа, образующие через единство своей противоположности друг другу гармонию Космоса. Гераклит убежден в том, что путь встречного противодвижения разных состояний и форм огня как основы основ физического мира предначертан логосом - творящим словом, т. е. самим смыслом бытия. У элеатов прерывное и непрерывное, часть и целое, делимое и неделимое также претендуют на начало своей взаимоопределяемостью, своей неразрывностью в едином основании.

Как одну их характеристик античной культуры можно рассматривать культ спора, обнаруживавший себя в театральном и политическом творчестве. Софисты оттачивали в диалоге с учениками свое умение доказывать истину каждой из противоположностей. На этот период приходится расцвет культуры содержательного диалога при решении проблем чисто теоретических и прежде всего философских.

Диалектика - умение познающего мышления вести спор с собой в диалоге мыслящих - была осознана именно в качестве метода поиска общего родового начала для частных противоположных смыслов одного понятия. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Однако диалектика еще не предстала как естественная и необходимая форма теоретического мышления вообще, позволяющая ясно выражать и разрешать противоречия в содержании мыслимого посредством поиска их общего корня (их тождества), их общего рода.

Хотя философы античности разделили мир мнимый, воспринимаемый человеком, и мир истинный, это деление еще не ставило проблемы настоящего пути к истине - проблемы всеобщего способа (формы) теоретического мышления. Иллюзорность мнений о мире, для ранних диалектиков, прежде всего была связана с ограниченностью перцептивных возможностей органов чувств, со слабостью разума перед вековыми предрассудками, со склонностью людей выдавать желаемое за действительное и т. п., что позже Ф. Бэкон назовет призраками пещеры, рода, рынка и театра. Противоречия в суждениях не связывались с объективно противоречивым становлением и развертыванием процессов всего реально сущего.

Перед философами средневековья стояла задача выявления исходных оснований в, казалось бы, вполне обоснованных, но противоречащих друг другу высказываниях о принципах и началах, о чувственном опыте и разуме, о страстях души, о природе света, об истинном знании и заблуждении, о трансцендентальном и трансцендентном, о воле и представлении, о бытии и времени, о словах и вещах. В восточной философии выявляется противоположность мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего.

Начиная с античности, наибольшую трудность для мышления составляли, прежде всего, прямые смысловые противоречия при исходной взаимообусловленности «парных» всеобщих категорий мышления. В средневековье внутренний диалогизм мышления осознавался не только как норма для мышления теоретического, но и как его проблема, требующая для своего разрешения особой мыслительной формы, правила и канона. Такой формой долгое время оставался сократический диалог.

В этот период диалектикой назывался не всеобщий продуктивный способ философствования, каким он утвердил себя при формировании и первых шагах развития теоретической деятельности, а учебный предмет, призванный научить юных схоластов вести диалог по всем правилам искусства обоюдоострой мысли, которые исключают эмоциональную беспорядочность обыденного спора. Правила заключались в том, что противоположные высказывания о том или ином предмете (тезис и антитезис) не должны содержать противоречия в определении и других погрешностей против правил Аристотелевой логики.

Так укреплялось убеждение, радикально противоположное исходной формуле теоретического сознания: мыслить истинно значит мыслить непротиворечиво, формально безошибочно, ибо в мыслимом (в природе, сотворенной замыслом Бога) нет и не может быть ни ошибок, ни противоречий. Ошибается несовершенный разум человека. Противоречие в высказываниях - первый и главный признак его ошибочности. «Диалектика» спора призвана выявить ошибки либо в высказываниях одного из спорящих, либо в высказываниях того и другого. Таким образом, были четко разведены логика мышления о противоречиях в высказываниях и логических следованиях из них и логика теоретического (прежде всего философского) мышления о внутренних противоречиях мыслимого.

В Новое время наука в качестве новой формы теоретической деятельности поставила перед собой целью не обыденно-эмпирическое, а собственно теоретическое знание об инвариантах природных процессов. Непосредственный предмет этого знания - способы, средства и формы определения этих инвариантов: механика, астрономия, начала химии, медицины и др. В средневековых университетах был подготовлен ряд глубоких теоретических гипотез о свойствах веществ и сил природы, проявляющих себя с убедительным постоянством при закономерно повторяющихся взаимодействиях природных явлений.

Одновременно были сформулированы фундаментальные проблемы, не случайно совпавшие с проблемами научного познания. Например, обсуждение реалистами и номиналистами проблемы существования универсалий (всеобщего в имени и в реальном бытии) переросло в XVII-XVIII вв. в проблему познавательного соотношения истин теоретического мышления (разума) и чувственного опыта с веществами и силами природы. Эмпирики и рационалисты продолжили диалог реалистов и номиналистов при радикально ином типе общественного осознания исторической реальности бытия. Наряду с непреложными истинами Священного Писания и текстов отцов церкви появились не менее непреложные общие знания о пространстве и времени природных процессов.

Исходная диалектическая сущность теории как «диалога мыслящих» упорно требовала поиска реальных онтологических предпосылок генезисного единства принципиально несовместимых противоположностей. Этот поиск нашел логическое воплощение в антиномиях чистого разума И. Канта, в метаниях философской мысли из крайности чистого спиритуализма в крайность вульгарного материализма, в постоянных обострениях противостояния эмпиризма и рационализма, рациональности и иррациональности.

В философской традиции выделяется три основных закона диалектики, объясняющих развитие мира. Каждый из них характеризует свою сторону развития Первый закон диалектики - закон единства и борьбы противоположностей вскрывает в развитии его причину , источник (потому он называется основным). Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона необходимо обращение к категориям тождества, различия, противоположности, противоречия. Тождество - категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу.

Различие - это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность - это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие - это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Категория противоречия является центральной в данном законе. Закон подразумевает, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты.

Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей можно продемонстрировать на примере таких явлений, как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом - южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель . Соч. Т.1. С. 205).

Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно поэтому, стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей называют в философии противоречиями. Противоречия являются внутренней основой развития мира.

Развитие можно рассматривать в виде процесса становления, обострения и разрешения противоречий. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обусловливают и исключают друг друга.

Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Второй закон диалектики - закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Качество - это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого. Качество любого предмета, явления определяется через его свойства. Свойства предмета - это способность его определённым образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т. д. Сами по себе свойства не существуют.

Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т. е. свойство - это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам. Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Количество определяется как внешняя для бытия определенность, относительно безразличная для той или иной вещи.

Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т. д. Вместе с тем, качество и количество - это взаимопроникающие противоположности и нет качества без количественных характеристик, как нет количества, абсолютно лишенного качественной определенности. Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество выражается в категории меры. Мера - это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.

Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Те или иные предметы и явления могут изменяться - уменьшаться или увеличиваться - в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменным. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведёт к изменению качества: количество перейдет в новое качество.

Так, например, «степень температуры воды сначала не оказывает никакого влияния на её капельно-жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой - в лёд» (Гегель. Соч. Т. 1. С. 186). Переход количества в качество имеет и обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, переход качества в количество. Эти взаимопереходы являются бесконечным процессом, который, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качества, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок - это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Скачок - это сложное диалектическое состояние единства бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое - уже есть. Скачок - это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определённости.

Третий закон диалектики - закон отрицания отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание - это не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой.

Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов:

1) преодоление старого;

2) преемственность в развитии;

3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность, прежде всего, связывают с прохождением в процессе развития трёх стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения - (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Эту существенную сторону действия закона - отрицание отрицания - можно продемонстрировать как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных примерах.

Процесс отрицание отрицания, как логический процесс, складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона раскрывается на примере роста растения. Например, зерно овса, брошенное в землю, прорастает в стебель, отрицающий это зернышко.

Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания. Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», но на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму.

Это означает, что процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат, «якобы к старому», и переходящую на новую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином «снятие». Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

Контрольные вопросы:

1. В чём заключается смысл понятия «движение»? Каковы основные характеристики движения?

2. Какие формы движения можно выделить?

3. Представлена ли социальная форма движения в физической и наоборот?

4. Известно, что в принципе возможно математическое описание движения микрочастиц воздуха, возникающего при общении. Тогда вполне возможно предположить, что математическая модель колебаний воздуха, вызываемых речью одного человека, в общих чертах может совпадать с математической моделью движения воздуха, которое порождается речью другого человека. Можно ли на основании такого совпадения математических моделей утверждать о совпадении содержания речи этих людей?

5. Тождественны ли понятия движения и развития? Дайте определение понятия «развитие».

6. Под воздействием определённых условий происходит переход того или иного вещества из одного его состояния в другое: например, металлы при нагревании из твердого состояния переходят в жидкое. При температуре около 2500 градусов и давлении в 10 миллиардов паскалей графит превращается в алмаз. Можно ли в этих случаях говорить о развитии?

7. Каковы специфические характеристики развития?

8. Дайте сравнительную характеристику прогрессивного и регрессивного развития.

9. В чём заключается смысл диалектики?

Похожие статьи

© 2022 alexeygolev.ru. Привороты, астрология, талисманы, гадания, береги.