Субъективное отражение объективной реальности. Восприятие и ощущения как чувственно объективное отражение реальности Субъективность чувственное отражение реальности сфера

В психологии есть такое понятие - субъективность чувствоенного отражения реальности. Давайте разберемся, о чем речь. Но для того чтобы понять, что означает субъективное чувственное отражение реальности, необходимо ввести определение реальности в целом. Этот термин имеет множество значений.

Понятие реальности и её видов

Так, реальность представляет собой:

В связи с тем, что человек – это сознательное существо, которое воспринимает существующий мир через призму собственных ощущений , реальность подразделяется на объективную и субъективную. Объективная реальность есть вся совокупность предметов и явлений окружающего мира, существующая вне сознания человека. Иными словами, это все то, что существует независимо от нас и в независящем от нас проявлении.

Субъективное отражение реальности

Субъективность в целом означает выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания.

Субъективная же реальность – это совокупность предметов и явлений окружающего мира, которая существует в сознании человека. Все, что мы видим, слышим, ощущаем из окружающей нас среды, воспринимается нами сугубо индивидуально, сквозь призму наших органов чувств и результат этого взаимодействия с миром у каждого человека исключительно свой.

Бесчисленное множество предметов и явлений действительности ежеминутно воздействуют его органы чувств человека и отражаются его мозгом в виде:

Это приводят к совершению человеком тех или иных действий в виде некой реакции. Это отражение действительности нашим мозгом посредством всевозможных психических явлений составляет субъективный мир человека, который представляет собой образ объективного мира, существующего вовне и автономно от нашего сознания.

Сознание есть отражение различных сфер объективной реальности, в большей своей части оно характерно живой природе, однако, высочайший уровень развития и организации сознания принадлежит человеку.

Человеческое сознание представляет собой высшую форму отражения. Пропуская окружающую действительность через собственную призму восприятия, сознание отражает её через понимание полученного опыта. Формируя различные идеи и концепции , сознание трансформирует реальность человека путём превращения материи в идею. Затем сознание воплощает эту идею в новых видах материи, которые порождают, в свою очередь, новые идеи. Процесс этой трансформации бесконечен, так как сознание отражает то, что самопроизвольно создаёт.

Между материей и сознанием не существует чёткой границы, и то и другое является разными состояниями единой субстанции. Процесс преобразования материи в сознании и наоборот можно сравнить с процессом превращения льда в воду при нагревании, а воды – в пар. Также и сознание, уплотняясь, преобразуется в вещество, а утончаясь – в дух.

Перейдя на более высокий уровень организации, материя способна обрести новое качество – вид и свойства энергии, но суть у них идентична, одно неотделимо от другого. Следует отметить , что именно тело человека, являясь одной из сложнейших форм организации материи, представляет собой очень яркий пример трансформации материи в сознание, а сознания – в материю, через процесс их взаимного отражения.

Каков механизм восприятия сознанием реальности?

Между сознанием и телом существует неразрывная связь, а человеческий мозг, являясь неотделимой частью тела, – это не что иное, как физиологический инструмент для того, чтобы каждый из нас воспринимал, анализировал и трансформировал объективно существующую реальность. Говоря на языке биологии, эта система восприятия мозгом человека окружающего мира состоит предположительно из 100 миллиардов нейронов.

Иными словами, различные сведения из объективной реальности через каналы восприятия проходят через анализаторы и преобразуются в сигналы. Затем возникают соответствующие зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые стимулы, порождающие различные биологические процессы в теле и реакции на такие процессы.

Например, механизм сознания под названием «Стимул – Реакция» представляет собой работу нейронов мозга , при синхронном взаимодействии разных отделов мозга, в процессе которой создаётся настолько сильное электрическое напряжение нейронов, что достигая максимума своего заряда, они разряжаются и передают электрохимический сигнал в другие клетки. Этот сигнал и приводит в исполнение первоначальный импульс, полученный мозгом человека.

Если тот или иной стимул повторяется довольно часто, связь между нейронами укрепляется, и, наоборот, ослабевает, когда его повторение редко. Этот процесс именуется нейропластичностью . Частотность повторения конкретного стимула приводит к тому, что между группами нейронов формируются устойчивые соединения, именуемые своеобразными шаблонами мышления (то есть некими автоматическими реакциями как ответная реакция на подобные стимулы). В результате этого процесса наш мозг стремится распознать очередной стимул на очень примитивном уровне и подбирает к нему подходящую реакцию, что приводит к полной потере человеком осознанности и абстрактности мышления.

Сознание – зеркало

Однако существует иной, более тонкий и совершенный механизм сознания, обнаруженный итальянскими учёными. На основании исследований в этой сфере, они сделали вывод о наличии особой группы нервных клеток, находящихся в лобной и теменной долях головного мозга, именуемых зеркальными нейронами. Эти нейроны начинают работать ещё до того момента, когда срабатывает механизм «Стимул – Реакция».

Зеркальные нейроны создают реакцию напрямую от чувственной стимуляции, нервный импульс передаётся ещё при виде выполняемого действия также, как если бы это действие уже выполнялось наблюдающим субъектом. Таким образом, наблюдение за действием уже формирует в нашем мозге моторный план его выполнения через активацию нейронов, передачу ими электрического заряда именно по той линии, которая соответствует прямому осуществлению этого действия. С помощью зеркальных нейронов восприятие и действие образует единый мозговой процесс, целиком воспроизводящий воспринятое на уровне нейронов.

Сознание – есть не что иное, как отражение объективной реальности, и оно происходит с помощью зеркальных нейронов. Такие нейроны имеют важнейшую функцию – идеомоторную, суть которой сводится к тому, что исходным причинным фактором, приводящим их в действие, является не чувственное раздражение, не стимул, а мотивация, то есть – намерение.

Нейронное зеркальное воспроизведение возникает не от самого действия, а от образа того, что должно быть посредством его достигнуто. Если этому образу не противоречит какая-либо идея из уже существующих убеждений, образовавшихся до его возникновения, образ, сообразный намерению, способен инициировать само действие.

Через зеркальные нейроны мы можем почувствовать переживания другого человека на уровне своих эмоций. Это происходит потому, что при виде человека , выражающего какие-либо эмоции, зеркальные нейроны имеют свойство разряжаться, а наше распознание состояния другого человека активизируется. Этот процесс распознавания называется эмпатия – способность сопереживать и чувствовать других так же, как себя.

Пожалуй, самым уникальным свойством зеркальных нейронов является отсутствие реакции на восприятие стимула и их разрядки, этот процесс полностью относится к внутренней активности мозга, что положено в основу осознавания.

Суть зеркальных нейронов проявляется в информационном считывании, которое даёт возможность через имитацию активности нейронов определять и выводить полученную информацию на уровень сознания ещё до момента срабатывания рефлекса в качестве отражения. Это позволяет нам проводить самоанализ, что обусловлено активацией мозговых областей саморегуляции, учиться контролировать собственные мысли, своё поведение и чувства. Отсюда мы можем наблюдать рост нашей эмоциональной стабильности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

Введение

Переживание, как субъективное отражение реальности

Заключение

Список использованных источников

В ведение

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер. Представляется, что анализ тематики переживание как субъективное отражение реальности достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Попытки рассмотреть действие механизмов мотивации показывают, что во взаимодействии эмоций и процессов познания порой достаточно отчетливо участвуют и посредничают таинственные субъективные феномены, вроде чувства реальности, которое, как было показано выше, оказывает заметное влияние на возникновение эмоций.

В советской психологии существует традиция рассматривать переживание в качестве одной из центральных категорий, характеризующих психическое. С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» говорит о том, что "всякий психический факт - кусок реальной действительности и отражение действительности".

Эти два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении ступают здесь как переживание и знание. Моментом знания в сознании особенно подчеркивается отношение к внешнему миру, который отражается в психике. Переживание это первично.

Как можно видеть, речь идет об аналитическом сечении целостного акта психического отражения, выделении и противопоставлении в нем полюсов знания и переживания, иначе - отражаемого содержания и его субъективного носителя.

Образы, мысли, идеи не могут существовать без некоторого носителя, субстанции воплощения, и такой субстанцией является субъективное переживание. Человек может для сохранения перекодировать образы в ту или иную систему символов и знаков, но для того, чтобы стать достоянием другого человека, они должны быть им перевоплощены обратно, переведены из конвенционального внешнего во внутренний, живой носитель. Именно субъективное переживание является носителем психических образов, а не физиологические процессы.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики переживания как субъективного отражения реальности, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики исследования.

С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования: анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа); обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения); моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Цель работы - изучение темы переживание как субъективное отражение реальности.

Объект работы - система реализации переживание как субъективное отражение реальности.

Предмет исследования - частные вопросы деятельности системы переживание как субъективное отражение реальности.

переживание эмоциональный аффект мотивация

П ереживание, как субъективное отражение реальности

Определенную интерпретацию проблема переживания получает и свете трехмерной концепции чувств В. Вундта. Если учесть расширенную трактовку в этой концепции сферы эмоционального, тот факт, что чувства характеризуются в ней как «субъективный элемент душенной жизни», сопровождают всякий акт отражения и образуют отдельный пласт психического - ее можно рассматривать как концепцию не столько эмоции, сколько субъективного переживания. Согласно этой концепции эмоциональные переживания удовольствия-неудовольствия представляют собой одни из возможных (но не обязательных) компонентов субъективного переживания, а традиционные эмоции типа радости, стыда, гнева. определенные формы развития субъективного переживания во времени.

Развитие этих взглядов способно привести к коренному изменению представлений о принципиальном строении психического. Так, из них следует вывод о двуплановости субъективного образа, о том, что всякое содержание получает в нем двойное отражение: на основе тех или иных когнитивных характеристик и, кроме того, в виде чувств-переживаний.

Пережить - это значит не просто субъективно испытать, а испытать непременно особой как-то специфически, и это «как-то» непосредственно схватывается субъектом на изначально ему доступном сложном языке, который только в развитых формах психики становится частично вербализуемым, причем с иллюзией принадлежности вербализованных отстоявшихся форм исключительно полюсу знания и объекта.

"Чувственная ткань" отражения и сознания является не сенсорной, как это следует из господствующей в психологии доктрины когнитивизма, а чувственной в вундтовском смысле слова. Одно из преимуществ данной гипотезы заключается в том, что при ее принятии не возникают затруднения, связанные с необходимостью объяснения взаимодействия образований разной модальности в целостном акте отражения. Ею предполагается, что основа отражения - чувственная ткань - уже изначально является амодальной и что язык субъективных переживаний-чувств является как бы общим знаменателем, через который могут связываться впечатления от разных органов чувств и, что особенно важно, образовываться сенсомоторные, иначе - созерцательно-деятельностные сплавы.

Функции переживаний

Концепция В. Вундта содержит следующие предположения о функциональном назначении чувств-переживаний:

Они отвечают за целостность, структурированность отражения.

Чувства способны служить посредником, связующим звеном между отдельными образами, мыслями, представлениями в том, что У. Джемсом было названо «потоком сознания»: благодаря чувству, вызванному некоторой ситуацией, мы вспоминаем о другой ситуации, когда-то вызвавшей сходное или противоположное чувство. Данное их проявление особенно отчетливо наблюдается когда этот процесс как бы застревает и мы переживаем чувство, указывающее, что с чем-то подобным мы уже сталкивались, но неспособны восстановить, с чем именно. Связывая в "потоке coзнания" отдельные образы и идеи, чувства обнаруживают себя, согласно В. Вундту, в качестве механизма ассоциаций.

Чувства-переживания представляют собой первую фазу развития активных эмоциональных реакций, или аффектов, а также возникающих из аффектов волевых побуждений и итоговых внешних действий, иначе говоря - участвуют в осуществлении процессов, которые в современной психологии называются мотивационными.

Таким образом, концепция В. Вундта помогает узаконить и локализовать в системе психического разнообразие субъективных переживаний не только категориально и в структурном отношении, но и функционально, изображая их При усвоении новых навыков, знаний, умений, происходит своеобразное сокращение, свертывание переживаний, складываются чувства более высоких порядков обобщения, исчезает переживание напряжения и т. п.

Способность одного явления или события напоминать о другом как один из самых ярких психологических феноменов, принятых в качестве универсального объяснительного принципа в ассоцианизме, тоже должна иметь объяснение, обеспечиваться некоторым механизмом и реализующим процессом. Постановка проблемы переживания открывает определенные перспективы в выяснении этого механизма. От частного чувства могут актуализироваться общие чувства, сложившиеся на основе слияния как симультанных, так и сукцессивных переживаний. Актуализация общего сукцессивиого чувства вооружает субъекта представлением о возможном чувственном развитии ситуации или отдельных ее элементов.

Таким образом, значение слияния чувств не исчерпывается структурированием отражаемого содержания в данной ситуация и распространяется на будущее. Сложившиеся; чувственные комплексы откладываются в опыте, обеспечивая приспособительные эффекты, значение которых трудно переоценить. Опытный субъект, воспринимая ситуацию, чувственно переживает значительно больше, чем непосредственно ему открывается стимуляцией. По эпизодическим обрывкам частных чувств он способен восстановить ту чувственную картину, которую могла бы вызвать стимуляция, в данный момент скрытая и на него не действующая; по первым признакам некоторого разворачивающегося события он способен с предвосхищением пережить всю чувственную «мелодию» этого события. Иначе говоря, в переживаниях-чувствах, а через них и в объективизированных представлениях ему на основе наличной стимуляции открывается его опыт, имеющий к ней отношение.

Из-за амодальности сферы переживаний чувственное ожидание изменения стимуляции имеет возможность связываться в ней в единый комплекс с чувственной картиной тех активных действий индивида (двигательных - повернуть, толкнуть и т. д., или умственных - сложить, отвлечься, обобщить...), которые являются условием преобразования стимуляции.

Очевидно, что в организации психического должна быть инстанция, в которой могли бы происходить такого рода перцептивно-проприоцептивные синтезы.

Наряду с различными вариантами проявления чувств в качестве связующего звена между отдельными элементами приобретенного опыта они служат также основой для приобретения такого опыта, его структурирования и упорядочения.

"Смутные" переживания интенсивно изучаются в психосемантике. Эти переживания создают возможность исследования при помощи субъективного шкалирования, семантического дифференциала и других приемов построения семантических пространств, именно они обсуждаются под названием коннотативного значения объектов.

Субъективные переживания и мотивация

Из вундтовских составляющих субъективного переживания наиболее прямо презентирует мотивацию измерение удовольствия-неудовольствия. Положение о том, что полезные, нужные с точки зрения потребностей воздействия и ситуации получают положительную окраску, а вредные - отрицательную, в психологии эмоций признается с редким согласием.

Непосредственным «предметом» мотивационных отношений, в частности отношений удовольствия-неудовольствия, могут служить не внешние воздействия и отражающие их познавательные образы, а специфические субъективные переживания. Иными словами, существуют; и имеют широкое распространение случаи, при которых мотивационное значение предметов и воздействий идентифицируется не по их познавательным характеристикам, а по тому переживанию, инварианту или «мелодии» чувственного впечатления, которое ими вызывается.

Опосредованность мотивационного распознавания объектов переживанием, отсутствие прямой привязанности этого процесса к сенсорно-перцептивным признакам делают его менее жестко детерминированным, зато более универсальным и гибким; благодаря этому, например, в качестве мотивационно значимого может восприниматься не само по себе воздействие, а его специфическое отношение к опыту индивида.

Переживаниями опосредованы и другие случаи возникновения мотивационного отношения к сложным, особенно многомодальным воздействиям и развернутым во времени событиям.

Особую разновидность взаимодействия мотивационных отношений с другими компонентами поля субъективных переживаний составляют случаи возникновения эмоциональных реакций с условием учета контекста ситуации. Речь идет о распространенном, хотя явно недостаточно осмысленном феномене. Как правило, фрустрирует и вызывает, например, гнев не просто неуспех, недостигнутая цель, а непредвосхищенный неуспех, что означает участи в возникновении этой реакции момента, привносимого из прошлого.

Эмоции, которые В. Вундт называл аффектами, часто возникают не на само по себе событие, а на определенное стечение связанных с ним обстоятельств.

Но если есть феномен, должен быть и лежащий в его основе процесс и механизм. Процесс взаимодействия переживаний различного происхождения, их слияния в общее чувство, соответствующее целостной ситуации, по своим признакам отвечает тому, чтобы быть задействованным в механизме, обеспечивающем учет обстоятельств. Такой механизм способен формировать непосредственные субъективные впечатления неожиданного успеха, несправедливого упрека, неоправданного риска, легкомысленного решения и других комплексных переживании, способных перерасти в выраженные эмоциональные реакции.

Участие ситуативных факторов в формировании мотивационных побуждений отчетливо демонстрируют также феномен градиента цели, означающий зависимость мотивационного отношения к ней от воспринимаемого расстояния до нее в «жизненном пространстве». Поле субъективных переживаний представляется вполне подходящим основанием для конкретно-психологических процессов, обеспечивающих различное мотивационное отношение к одной и той же цели.

В целом стоит подчеркнуть, что в проблематике субъективных переживаний, в частности, их отношения к мотивации вопросов значительно больше, чем ответом. Ее можно обозначить как важнейшую зону для перспективного развития психологии мотивации.

З аключение

На основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие основополагающие выводы.

Реальность субъективных переживании позволяет охарактеризовать их как универсальную онтологическую основу психического образа, как конкретно-субъективную форму существования отражаемого в нем содержания. Другими словами, в психическом переживание проявляется в качестве реального носителя познавательных образов (воспринимаемых, представляемых, мыслимых) и в этом смысле противопоставляется отражаемому в них идеальному содержанию (которое неминуемо переживается): «Субъекту идеальное есть лишь содержание психического отражения объективного мира» (Гальперин). Разумеется, противопоставление переживания и отражаемого содержания (образов, знаний) является относительным, так как в целостных психических явлениях эти два полюса всегда выступают в единстве формы и содержания. Следует отметить, что в виде переживания и знания в психике человека обнаруживаются моменты, «в тех или иных формах представленные даже в совсем элементарных психических образованиях» (Рубинштейн), т. е. речь идет не только о высшей форме отражения - сознании.

Многие проблемы, касающиеся переживания, не разработаны даже на уровне гипотез. Отсутствие представлений о границах эмоциональной сферы отражения автоматически обусловливает неопределенность в вопросе об основных видах переживания.

Игнорируются при анализе психического весьма разнообразные и функционально важные явления.

Таковы, например:

чувства меры реальности отражаемого содержания, которые обычно не замечаются из-за постоянного присутствия в психическом, но отчетливо обнаруживаются при психотических нарушениях, когда действительность воспринимается нереальной или в нее проецируются и воспринимаются реальными образы галлюцинаторного происхождения;

чувство узнавания, тоже столь же мало заметное в нормально функционирующей психике и столь же явно обнаруживающееся в случае застрявшего припоминания, при неспособности человека идентифицировать узнаваемое явление, а также при аномалиях в виде симптома «уже виденного» в отношении того, что никогда раньше не воспринималось, или «никогда не виденного» при восприятии хорошо известных предметов;

чувства пространственного расположения предметов в отношении тела;

чувства способа действия;

чувства сходства, ожидания и многие другие психические явления, имеющие признаки непосредственного субъективного переживания.

Таким образом, непосредственный опыт как будто говорит о том, что наряду с эмоциями существует множество других психических явлений, обладающих признаками переживания. Но что в таком случае объединяет и различает эти разновидности переживания, какие возможны дальнейшие характеризующие его дифференциации? Данные вопросы остаются открытыми.

С писок использованных источников

1. Головин С. Ю. Словарь психолога - практика. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2005. - 976 с.

2. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

3. Маклаков А. Г.Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.

4. Немов Р. С. Психология. 2-й том: Психология образования. - М.: Владос, 2003. - 608 с.

5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. завидений. - 3-е изд. - М.: Академия, 2002. - 512 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.

Размещено на Allbest . ru

Подобные документы

    Определение понятия "гендер". Теория социального конструирования гендера. Переживание с точки зрения различных психологических концепций. Гендерные особенности психологического переживания. Специфическое содержание переживания кризиса одного года.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Восприятие тела в период беременности с позиций гештальт-психологии. Типология стилей переживания беременности с точки зрения гештальт-психологии и особенности работы при разных стилях переживания. Шесть вариантов стилей переживания беременности.

    реферат , добавлен 22.12.2012

    Проблема критической ситуации. Виды фрустрационного поведения. Задача определения психологического понятия конфликта. Целевая детерминация переживания. Проблема классификации процессов переживания. Культурно-историческая детерминация переживания.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2012

    Понятие переживания времени в психологии. Влияние эмоций на функцию дыхания. Переживание субъективного замедления течения времени в экстремальных ситуациях. Особенности переживания времени у больных с гипертонической болезнью и бронхиальной астмой.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2015

    Исследование связи значимого для подростка переживания одиночества со сформированными у него предпосылками самостоятельности. Сопоставление позитивных и негативных аспектов переживания одиночества и наличествующих у подростка предпосылок субъектности.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2012

    Переживание как предмет исследования в отечественной психологии. Анализ психологических исследований по проблеме переживания ситуации хронической болезни человеком пенсионного возраста. Феноменологическое интервью как метод исследования переживания.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Анализ основных научных подходов к изучению женского одиночества, его виды и причины. Исследование отличий в особенностях переживания чувства одиночества овдовевшими и разведенными женщинами. Проработка проблемы горя по поводу утраты близкого человека.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2012

    Эмоции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку ситуаций для жизнедеятельности человека. Квалификация эмоций - это субъективные переживания человека. Волевые качества личности сложны и многообразны.

    реферат , добавлен 15.01.2009

    Психологические причины возникновения, структура и формы проявления зависти как чувства неудовлетворенности собой. Оценка влияния зависти на межличностные отношения. Исследование различия переживания зависти военнослужащими различного социального статуса.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2014

    Особенности переживания одиночества и развитие подростка. Причины возникновения чувства одиночества у учащихся 15-17 лет. Особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и наличествующие у подростка предпосылки субъектности.

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Совместно они обеспечивают чувственное отражение объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств. Необходимо понимать и сам процесс чувственного отражения, и соотношение между восприятием и ощущениями.

Восприятие - это процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, протекающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Ощущение - психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств воспринимаемых предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма достигает мозга человека. Все ощущения есть результат активности именно органов чувств, которые благодаря своему специфическому устройству преобразуют энергию раздражителей в энергию ощущений. Раздражителями называют предметы и явления действительности, воздействующие на органы чувств человека, а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений справедливая, хотя и не полная.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экс герорецептивные. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Третья и самая большая группа ощущений - экстерорецептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Всю группу экстерорецептивных ощущений принято разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела, и реакцией соответствующего воспринимающего органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах этого вида ощущений. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя на функциональное состояние рецептора. Длительность ощущения - его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Этот след - физиологическая основа кратковременной памяти.

Познание сущности психических явлений прошло долгий и трудным путь, связанный с противоречиями, отступлениями, «зацикливания " ми» и т. д. Психология, опирающаяся на идеалистическую философ фию, рассматривала психику как самостоятельную субстанцию, торая сама себя определяет или же является моментом развития,; высшей духовной субстанции. Но признание психики самостоятель-, ной субстанцией закрывало путь ее научного исследования, основ-" ными средствами познания объявлялись интроспекция (в разных, вариантах), интуиция и вера.

В концепциях механистического материализма психика понима-;"! лась как особая материя (даже вещество) или особый вид энергии, или особая форма движения материи (нередко - механического) .

Но откровенно идеалистические, так же как и механистические, трактовки психики ушли в прошлое 3 . Они не открывали реальных путей строго научного познания психики и оказались в противоречии с поступательным развитием науки. Пожалуй, наиболее живучими оказались дуалистические концепции, берущие свое начало от Декарта, который полагал, что душа и тело представляют две самостоятельные субстанции. Картезианская философия повлияла на подходы к психофизической и к психофизиологической проблемам, которые решались главным образом в духе параллелизма. Это ее влияние обнаруживается уже на первых этапах развития психологии как самостоятельной науки и прослеживается до сегодняшнего дня.

Так, В. Вундт и многие его современники утверждали, что, лишь приняв параллелистическую (дуалистическую) позицию, можно согласовать данные психологии с данными естественных наук. Они полагали, что только при этом условии не нарушается принцип сохранения энергии. Если считать, что психическое формируется в процессе воздействия физических тел на организм, то из этого вытекает вывод об исчезновении энергии. С другой стороны, если признать, что психика приводит в движение тело, то непонятно, откуда же она берет энергию 4 В духе параллелизма пытался решать психопозиция приходит в противоречие с результатами их же собственных научных исследований.

3 Если иногда и возникают попытки рассматривать психику как особый вид энергии или особый вид движения материи, то это - лишь реакции на огра ниченность знаний о действительных законах психических явлений, заполне ние «теоретических пустот» в системе психологического знания.

4 Развитие кибернетики и вычислительной техники показало ложность рас суждений Вундта. Малая энергия, передаваемая в форме тех или иных сиг-

физическую проблему основатель психофизики Г. Фехнер. Он был первым, кто, пользуясь методом эксперимента, стремился выявить и количественно выразить отношение между стимулами, воздействующими на органы чувств, и вызываемыми ими осознаваемыми ощущениями. Как философ, Фехнер исходил из идеи о том, что физические и психические явления представляют собой лишь разные стороны единой реальности. Они кажутся различными сущностями в зависимости от того, какую позицию (точку зрения) занимает наблюдатель: интроспективную, внутреннюю (и тогда реальность выступает как психическое) или объективную, внешнюю (и тогда реальность выступает как физическое), т. е. и физическое и психическое являются производными от позиции субъекта. Своеобразие фехнеровского параллелизма состоит в том, что физическое и психическое рассматриваются как параллельные ряды объективных и субъективных наблюдений.

Чтобы изучить отношение этих двух рядов и выразить его количественно, Фехнер разработал систему экспериментальных методов и предложил математическое описание выявленных в эксперименте зависимостей. Экспериментальная процедура состояла в том, что на органы чувств испытуемого воздействовал некоторый дозированный физический стимул и регистрировался вызываемый им субъективный ответ; выяснялась зависимость второго от первого. Фехнер рассчитывал, что эти эксперименты могут послужить средством прямого подтверждения его философской концепции. Однако в действительности они решали иную задачу; экспериментально выяснялась не взаимосвязь двух позиций субъекта, а зависимость психического от физического. По существу Фехнер-естествоиспыта-тель выступил против Фехнера-философа.

Исследования, проведенные Фехнером, вскоре утратили то философское значение, которое он им придавал. Однако подходы к конкретно-научному анализу психических явлений, разработанные экспериментальные методы и полученные данные послужили первым шагом на пути превращения психологии, которая долгое время рассматривалась лишь как область умозрительных построений, в экспериментальную науку.

Именно психофизике мы обязаны тем, что многие понятия, считавшиеся прежде исключительно достоянием философии, превратились в конкретно-научные психологические понятия. Прежде всего к ним относится понятие «ощущение».

В исследованиях ощущения психофизику главным образом интересует его отношение к физическому стимулу: при этом ощущение рассматривается как производное от стимула. Вопреки философской позиции Фехнера такой подход соответствует духу материалистической линии в естествознании. От рассмотрения ощуще-

налов, может управлять мощными потоками энергии; при этом принцип сохранения энергии не нарушается. Исследование информационных процессов в управлении потоками энергии позволяет снять многие «загадки», возникающие при разработке психофизической и психофизиологической проблем.

ний как производных от стимула - один шаг до понимания их как отражения этого стимула. Можно, пожалуй, без натяжки сказать, что психофизика подготовила понимание ощущения как элементарной формы психического отражения - субъективного отражения отдельных свойств предметов и явлений объективной действитель-, ности, воздействующих на органы чувств.

Серьезным научным достижением психофизики явилось то, что она впервые достаточно строго определила область ощущений и выявила некоторые основные характеристики сенсорных функций.; Она показала также, что между стимулом и ощущением сущест-s вуют сложные отношения, т. е. (если рассматривать ее данные! в свете теории отражения) стимул отражается в ощущении не зер- кально, не один к одному; в процессе формирования ощущения происходит определенная трансформация внешнего воздействия. Со-гласно закону Фехнера, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула. Его можно интерпретировать так, что, будучи отраженным в ощущениях, ряд физических вели-! чин как бы «сжимается», становится более компактным.

Такому толкованию не противоречит и степенной закон Стивен-са, обычно противопоставляемый фехнеровскому. Более того, он дает возможность определить характер трансформации рядов отражаемых физических величин более дифференцированно. По данным Стивенса, в одних модальностях (и по отношению к одним свойствам стимула) происходит «сжатие» отражаемого ряда физических величин; в других, напротив, - «расширение»; в третьих - отношение ощущения к стимулу является близким к линейному. По-видимому, характер и величина трансформации, обеспечивающей повышение эффективности информации, извлекаемой органами чувств, определяется реальной ролью, которую играют ощущения, отражающие те или иные свойства стимулов, в регуляции поведения, а также их биологическим значением 5 .

Таким образом, классическая психофизика положила начало научному анализу исходной и элементарной формы психического отражения - ощущения.

Однако сложившаяся на первых этапах ее развития концепция ощущений была крайне абстрактной. Она рассматривала ряды ощущений (и вызывающих их стимулов) как одномерные величины; «субъективное пространство» было «уплощено» до предела, точнее, сведено к линии. Ощущение было вырвано из той сложной системы психических явлений, в которой оно действительно существует, и рассматривалось лишь в одном из своих качеств. Более того, ощущение было отпрепарировано и от своего носителя - субъекта. Такая абстракция возможна и оправдана для первого шага анализа, но она породила массу трудностей и противоречий, как только возникла задача приложения абстрактных схем к реальной действительности.

5 Трансформации отражаемых величин, конечно, не произвольны. Они определяются объективными законами процесса психического отражения.

Классическая психофизика ограничивалась лишь изучением реакций субъекта на те или иные стимулы, оставляя вне рассмотрения процессы активного познания во всей их полноте и многогранности. Измерение ощущений и чувствительности осуществлялось подобно тому, как это делается в отношении измерительных приборов: на «вход» подается некоторый сигнал, регистрируется «выход», из определения отношений «выхода» ко «входу» делается заключение о возникновении (или невозникновении) ощущения и об уровне чувствительности. По существу, здесь была использована схема, получившая впоследствии название «черного ящика». Система процессов, опосредствующих связь «входа» и «выхода», ею не раскрывалась. Тот методический аппарат, которым располагал Фехнер, не обеспечивал возможности сделать это достаточно строго.

Дуализм в той или иной форме дожил и до наших дней. Так, Д. М. Маккей провозгласил концепцию неокартезианского дуализма. Психическое рассматривается в ней как функция нервной системы (мозга), но при этом утверждается, что эта функция качественно отлична от «спиритуальной жизни», которая существует «вечно и не ограничена пространственно-временной фазой организма» }

Похожие статьи

© 2022 alexeygolev.ru. Привороты, астрология, талисманы, гадания, береги.