Что такое задатки и способности человека. Задатки и способности. Виды способностей.

Как и все индивидуально-психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, а формируется в жизни и деятельности. Отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера, т.е., не отрицается врожденность особенностей строения мозга , которые могут оказаться условием успешного выполнения какой-либо деятельности, т.е., задатков.

Лицевая экспрессия: лицо - это первая система сигналов для проявления эмоций, а также самая важная и сложная область невербального общения и часть тела, которая наиболее внимательно наблюдается во время взаимодействия. Выражение лица играет несколько ролей в социальном взаимодействии человека.

Три области лица, которые мы используем, чтобы выразить себя. Лоб и брови Глаза и веки Нижняя грань. . Выражение лица также выступает в качестве способа поиска ответов о том, что говорит другое. Квалифицированное поведение требует выражения лица, которое согласуется с сообщением. Если у человека есть выражение лица гнева при попытке начать разговор с кем-то, это, вероятно, будет безуспешным.

Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Б.М.Теплов говорил, что способности – это задатки в развитии.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способности поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню выступает в виде своеобразного задатка. Например, чтобы усвоить высшую математику, надо знать элементарную, вот эти знания и выступают в качестве задатка и являются приобретенными способностями.

В следующем списке показаны неприемлемые выражения лица. Непроизвольные выражения: люди, которые знают, что они показывают, как они себя чувствуют, когда чувствуют определенную эмоцию. Бланковые выражения: люди, которые убеждены, что они проявляют эмоцию в их лице Когда на самом деле он кажется нейтральным или полностью двусмысленным для других людей, которые думают, что они выражают эмоции, когда они думают, что они показывают другую. Выражения замороженной привязанности: люди, которые проявляют эмоцию, даже если они не чувствуют себя, например, замерзшей улыбкой. Выразительные «всегда готовы»: люди, которые изначально показывают тип эмоций для всех событий, например, всегда демонстрируя неожиданное удивление хорошим или плохим новостям. Выражения, наполненные любовью: люди, которые проявляют почти каждый момент одну или две эмоции.

  • Втянутые: люди, чье выражение лица не меняется и мало выражено на лице.
  • Разработчики: люди, которые раскрывают все, что чувствуют через свои выражения.
Улыбка: Улыбка может оказать большое влияние на качество наших обменов: она может смягчить отказ, сообщить дружеское отношение и побудить других улыбнуться.

Тот факт, что задатки заключены в особенностях строения нервной системы, подсказывает предположение о возможной генетической наследуемости задатков. Вместе с тем, гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследования способностей.

Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиться различные способности.

Улыбка также служит для передачи факта, что один человек любит другого. Улыбка используется для флирта. Улыбка - это эмоция, которая чаще всего используется, чтобы скрыть другую. Третьей причиной улыбки является то, что она представляет собой наиболее легко воспроизводимое выражение лица по своему усмотрению. Пахнущий шок: человек показывает, что у него есть положительные чувства, хотя он пытается скрыть свою истинную интенсивность. Побеждающая улыбка: индивидуум демонстрирует аутентичную улыбку, глядя на человека, который его интересует, и тотчас же отворачивается от нее, но затем возвращается, чтобы направить крадущийся взгляд и снова отворачиваться. Улыбка смущения: он опускает глаза или отворачивается от встречи с другими глазами. Ложная улыбка: его цель - убедить другого в том, что вы чувствуете положительную эмоцию, когда на самом деле это не так. Время исчезновения этой улыбки будет казаться неуместным.

  • Аутентичная улыбка: выражение всех положительных эмоциональных переживаний.
  • Грустная улыбка: это показывает опыт отрицательных эмоций.
Положение тела: положение тела и конечностей, то, как человек сидит, как он стоит и как он ходит, отражает его отношение и чувства к себе и его отношениям с другими.

Уровни способностей:

1. Неспособен или способность имеется (в различной степени ее развития).

2. Репродуктивный или творческий уровень имеющейся способности.

Репродуктивный уровень способности определяется тогда, когда человек хорошо работает с материалом, хорошо известным всем другим людям, но делает это более ловко, более уверенно.

Подход: внимательная поза, передаваемая передним сухим телом, высокая голова и прямая спина. Расширение: гордая, тщеславная, высокомерная или презрительная осанка, общающаяся с расширением сундука, ствол прямой или наклоненный назад, голова прямо и плечи подняты. Сокращение: пониженная, вниз или вниз, поза, передаваемая передовым сундуком, затонувшей головой, висящими плечами и затонувшим сундуком.

  • Изъятие: отрицательная осанка, отталкивание, общение или отвращение.
  • Или голова низкая, спина согнута, плечи висят, а сундук затонул.
Двумя основными аспектами осанки в социальных контекстах являются сближение и релаксация.

Творческий уровень в свою очередь делится на следующие уровни:

Одаренность;

Гениальность.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Термин «Одаренность» многозначен. Одаренность может быть общая и специальная. Общую иногда называют умственной. Диапазон специальных одаренностей достаточно велик.

Релаксация позы служит для общения, в то время как напряженная осанка может общаться с представлением и беспокойством. Позиции позиции служат для передачи различных признаков, таких как. Отношение: ряд положений осанки, которые уменьшают расстояние и увеличивают открытость к другому, являются теплыми, дружелюбными, интимными и т.д. теплые позиции включают наклонение вперед, руки и ноги, открытые и протянутые руки друг к другу. Другие позиции, которые указывают на отношения, откидываются назад, когда блокирующие руки держат затылок; Оружие болтается, голова погружена и в одну сторону; Ноги друг от друга, руки в баночках, боковой наклон. Эмоции: Поза может сообщать определенные эмоции со следующими формами поведения: усохшие плечи, поднятые руки, протянутые руки; Наклон вперед, вытянутые руки, плотные кулаки; Различные виды тазовых движений, пересекающие и не пересекающие ноги. Речевой аккомпанемент: Значительные изменения в позе используются для обозначения широких речевых единиц, как и при изменении темы, для того, чтобы подчеркнуть и сигнализировать о принятии или передаче речи. Активная и возвышенная поза, дающая другому человеку, добавляет больше уверенности в сообщение.

Когда говорят про одаренность, чаще всего имеют в виду детей, поскольку говорить об имеющихся возможностях применительно к деятельности взрослого человека несколько поздновато, пора превращать их в талант.

Талант – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.

Ориентация тела: относится к степени, с которой плечи и ноги субъекта направлены или отклоняются от человека, с которым они общаются. Степень ориентации тела указывает на состояние или оценку по отношению к другому человеку. Более непосредственная ориентация связана с более позитивным отношением. И наоборот, если в разговоре, который вы поддерживаете присутствие других людей, ваша ориентация будет оставаться более открытой, образуя угол, который может достигать 180º.

В общем, мы можем сказать, что чем ближе к более интимной ориентации относятся отношения и наоборот. Эта позиция предполагает высокую степень участия, иногда освобождая нас от общего зрительного контакта. Ориентация на другое место связывает холодность в межличностном столкновении.

Большинство талантливых людей обладали несколькими высоко развитыми способностями. Лермонтов и Пушкин рисовали, химик Бородин писал музыку и т.д.

Гениальность – это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

Основная причина этого заключается в том, что основное внимание уделяется лицу. Даже когда мы можем видеть все тело партнера, мы фокусируем наше внимание на области его головы. Чем дальше от тела от лица, тем меньше мы его придаем. Ноги являются самой далекой частью, которую мы имеем, и поэтому у пациента мало давления на осуществление преднамеренного контроля над действиями его ног. Поэтому они дают достоверные сигналы об их истинном состоянии ума.

Много раз, в социальных отношениях, напряженность выражается движениями ног и ног. Жесты: жест - это любое действие, которое посылает зрителю визуальный стимул. Его основная функция - иллюстрация иллюстраторов, сопровождение речи и увеличение словесного сообщения. Жесты представляют собой второй канал, который очень полезен, например, для синхронизации и обратной связи. Жесты также очень эффективны для иллюстрации объектов или действий, которые трудно озвучить. Движения рук показывают эмоциональные состояния.

Гениям характерна работа в большом количестве направлений, где они и создают свои произведения (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).

Для гения характерно:

1) работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства;

2) высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна);

Вербальная и жестовая деятельность может быть связана по-разному. Жесты могут поддерживать и усиливать словесные, или это может противоречить словесному, как когда люди пытаются скрыть свои истинные чувства. Сообщение о жестов может быть полностью независимым от словесного, как когда влюбляются два человека, но они обсуждают математику.

Жесты рук усиливают внимание, откровенность и теплоту, уверенность в себе и спонтанность со стороны говорящего. Жесты, наряду с говорящим временем, взглядом и улыбкой, связаны с хорошими социальными навыками. Движения головы: головные кивки играют важную роль во взаимодействии: они указывают на согласие, добрую волю, позволяющую другому продолжать говорить и выступать в качестве подкрепления некоторого поведения во время взаимодействия, хотя они также могут сигнализировать о желании прекратить разговор.

3) обширные знания научного и творческого наследия, т.е. гений схватывает, выделяет суть из всего того, что было открыто до них;

4) гений всегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при необходимости очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса.

Встряхивание головы оказывает противоположное воздействие на предыдущий жест. Расстояние: степень близости четко выражает характер любой встречи. Классификация расстояния по зонам. До предела видимого. Это происходит в общественных случаях и во многих формальных актах.

  • Это происходит в интимных отношениях.
  • Это происходит в тесных отношениях.
  • Это происходит в более безличных отношениях.
  • На этом расстоянии требуется больший объем голоса.
Примером является то, что мы испытываем раздражение, когда смотрим на незнакомца, который приближается к улице, находясь в общественной зоне, но когда он идет в социальную зону, он обычно оставляет зрительный контакт.

5) результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть «злого гения»). Но этот признак не обязателен.

Большой вклад в разработку теории способностей внес Б. М. Теп-лов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Но способность ни в коем случае не тождественна деятельности и несводима к образованиям, каковыми являются знания, умения и навыки. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижения целей деятельности. Прежде чем дать определение понятию «способность», рассмотрим основные признаки этого понятия. Б. М. Тепловым выделено три основных его признака .

Если мы не отводим взгляд, нам нужно какое-то признание, которое указывает на то, что минимальный социальный контакт был минимальным в самой интимной зоне. Близость ведет к привлечению и формированию дружеских отношений. Быть близким к другому человеку или прикоснуться к нему предполагает качество близости в отношениях, если только это не бывает в толпе. Слишком близко можно оскорбить другого человека, защититься или открыть дверь для большей близости.

Физический контакт: физический контакт является самым основным видом социального поведения. Самая интимная форма общения. Это ворота для интимности и остается как конечная связь между людьми, даже после того, как слово терпит неудачу. Из всех каналов коммуникации, касание является наиболее тщательно охраняемым и зарезервированным, самым сильно запрещенным и наименее используемым, и самым примитивным, прямым и интенсивным из всех способов общения.

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти способности имеют природу и варьируют от одного индивидуума к другому.

Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности.

Различные виды прикосновения включают. Дружеское прикосновение: это признает уникальный характер другого и выражает любовь к этому человеку.

  • Между интеракторами существует небольшая связь.
  • Примером может быть рукопожатие или помощь кому-то надеть пальто.
То, что уместно, будет зависеть от конкретного контекста, возраста и отношений между вовлеченными людьми. Некоторые формы контакта используются как сигналы для взаимодействия.

Поцелуй в щеку, больше, чем поцелуй в щеку - это поцелуй в воздухе, когда щеки собрались вместе; Служит теми же функциями, что и предыдущее рукопожатие. Обхват может быть таким же формальным, как рукопожатие, хотя он представляет собой шаг выше в степени близости дружбы; Здесь щеки трется, а не целуются, торсы едва касаются, а продолжительность объятий минимальна. Не путайте эти объятия с другими типами объятий, которые выражают целую серию эмоций. Физический контакт, обычно в виде прикосновения к руке или плечу, используется для привлечения внимания кого-то, чтобы указать, что человек, который прикасается, хочет начать взаимодействие. Признаки внимания. . Следующие ситуации облегчают тактильное поведение.

В-третьих, понятие «способность» не сводимо к образованиям (знаниям, умениям, навыкам), которые выработаны у данного конкретного человека.

Исходя из вышеперечисленных признаков, можно дать следующее определение понятию «способность».

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Исходя из этого определения, можно выяснить общее правило, применимое к сущности развития человеческих способностей. Способность обнаруживается только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой способности.

К примеру, способность человека к рисунку обнаруживается тогда, когда выясняется, насколько быстро и легко он осваивает цветовые ощущения, приемы работы, научается видеть прекрасное в окружающем мире. Однако без соответствующих условий способности развиваться не могут. Показателен в этом отношении эпизод из жизни художника В. И. Сурикова. На экзамене в Академию художеств Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные ему рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь определенные умения и навыки рисования. В дальнейшем Суриков опроверг делом этот отзыв, овладев в течение трех месяцев новыми умениями и навыками. Педагоги сочли нужным на этот раз зачислить его в Академию.

Показательной может быть и история Альберта Эйнштейна, который в школе был весьма заурядным учеником.

Говоря о способностях, мы оперируем философскими категориями «возможность» и «действительность». «Способности – это возможность, – говорит А. В. Петровский, – а достигаемый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не гарантируют, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимы специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись» .

Способность к овладению той или иной деятельностью у различных людей различна. Если человек не справляется с требованиями, предъявляемыми к нему для осуществления конкретной деятельности, это означает полное отсутствие у него способностей к этому виду деятельности. Вполне вероятно, что такому человеку потребуется больше времени на овладение знаниями, умениями и навыками, чтобы ему было под силу выполнить эту деятельность, а педагогам потребуется больше усилий для его обучения .

Говорят, когда В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому – 30 лет, а третьему – 300 лет».

Способности тесно связаны с общей направленностью личности, интересами и склонностями человека.

В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения важнейшим моментом является сенситивный возраст, который благоприятствует формированию тех или иных способностей. Это присущий возрастному периоду ребенка оптимальный срок формирования определенных свойств и психических процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение недостаточно эффективно и может неблагоприятно повлиять на развитие психологии ребенка. Для развития, например, общих способностей средний сенситивный возраст составляет период 6–7 лет от рождения.

Способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека и его развитие в социальной среде, делятся на две большие группы: общие и специальные способности.

Общие способности – это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками при осуществлении различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в психологических процессах. Овладение определенными мыслительными операциями (анализ, синтез, классификация, систематизация, абстрагирование) начинается в детском возрасте. В подростковом (отроческом) возрасте (от 11–12 до 14–16 лет) общие способности развиваются особенно интенсивно. Данный возраст, согласно Ж. Пиаже, является периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятия, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственные мысли. При соответствующем обучении уже третьеклассники способны решать абстрактные алгебраические задачи. Однако широкий диапазон индивидуальных различий приводит к тому, что одни люди обладают таким мышлением уже в 10–11 лет, другие же не способны к этому и во взрослом возрасте .

Специальные способности – это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например музыкальной, литературной, изобразительной, сценической, математической, спортивной, военной и т. п.

В юношеском возрасте (от 14–15 до 18–19 лет) наступает период первичной социализации, происходит выбор и в большинстве случаев – обучение профессии. В эту пору значительно дифференцируются способности и интересы обучаемых, формируется и вырабатывается жизненная позиция. Мыслительная деятельность юношей более активна, появляется тяга к обобщениям, поиску общих принципов и закономерностей, стоящих за частными фактами. Широкие умственные интересы в данный период сочетаются с разбросанностью. Иногда юноши склонны преувеличивать свои умственные способности. Н. С. Лейтес отмечает у юношей значительное развитие теоретической мысли . У них развиваются творческие способности, интеллектуальная инициатива, способность ставить проблемы. В этом возрасте еще больше увеличиваются индивидуальные различия в уровне и направленности умственных интересов, в способностях обучаемых.

Как общие, так и специальные способности взаимосвязаны. Общие способности развиваются одновременно с развитием и формированием познавательных (психических) процессов (ощущение, восприятие, представление, память, речь, мышление, внимание). Разумеется, формирование специальных способностей невозможно представить без общих способностей у индивида. Это хорошо показано В. А. Крутецким на примере развития математических способностей. Изучая математические способности, В. А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимы :

♦ активное, положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

♦ некоторые характерологические черты, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также интеллект;

♦ благоприятное психическое состояние во время деятельности;

♦ определенные знания, умения и навыки в соответствующей области;

♦ определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

Первые четыре из названных пунктов отражают общие психологические свойства, необходимые для всякой деятельности. В пятом пункте указаны качества личности как специфичные составляющие математических способностей.

В последнее время в особую группу стали выделять и способности к общению, взаимодействию с людьми. Эти способности в наибольшей степени обусловлены социально и рассматриваются в п. «Способность к общению и ее значение в развитии организаторских и коммуникативных качеств».

Способности можно различать по степени их проявления в той или иной деятельности. Различают четыре уровня способностей :

1) репродуктивный;

2) творческий;

3) высокий;

4) наивысший.

На репродуктивном уровне человек формирует умения усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам (например, умение решать математические задачи, вытачивать детали по образцам и т. п.).

На творческом уровне человек создает новое, оригинальное. Сперва в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны. Эти элементы развиваются, совершенствуются, на основе чего формируется творческая деятельность. Таким образом, всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивные элементы.

На высоком уровне способностей деятельность отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода к решению проблемных вопросов и т. д. Говорят, что люди, имеющие такой уровень способностей, талантливы (способности у них на уровне таланта).

Наивысший уровень развития способностей предполагает создание человеком оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы и др. О людях с таким уровнем развития способностей говорят, что они гениальны.

Задатки – это первичная природная основа способностей, еще не развитых, но заявляющих о себе при первых пробах деятельности. Очень важно как можно раньше выявить задатки детей, чтобы начать формировать их способности, не пропустить сенситивный возраст. Зависимость развития способностей от задатков изучается психологией индивидуальных различий. Согласно А. Анастази, индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой.

Различают два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

Врожденными задатками называются такие, которые проявляются уже при рождении ребенка. Даже дети-близнецы, несмотря на схожесть общих черт, отличаются друг от друга психическими состояниями и стилем поведения, что объясняется не только влиянием среды, но и воздействием наследственности, генетическим влиянием.

Приобретенные задатки рассмотрим на примере математических способностей. Для того чтобы освоить высшую математику, необходимо обязательно знать элементарную. Эти знания по элементарной математике по отношению к высшим математическим способностям будут выступать как задатки.

И конечно, способность к общению во многом зависит непосредственно от влияния внешней среды, а задатки к этим способностям социально обусловлены.

Похожие статьи

© 2022 alexeygolev.ru. Привороты, астрология, талисманы, гадания, береги.