Каковы жизненные идеалы фамусовского общества. Сочинение по произведению на тему: Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества

В комедии "Горе от ума" Грибоедов изобразил жизнь России после Отечественной войны 1812 г. Близкий по своим взглядам к декабристам, Грибоедов показал столкновение двух лагерей в русской общественной жизни: передового декабристского и старого крепостнического, "века нынешнего" и "века минувшего". Изображая "век минувший", Грибоедов вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. Это богатые и знатные дворяне - "тузы", как гордо они зовут себя. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений. Нет! Главное для них -богатство. "Будь плохонький, да если наберется душ тысячи две родовых, - тот и жених", - говорит Фамусов в разговоре со Скалозубом. А некую Татьяну Юрьевну здесь уважают лишь за то, что она "балы дает нельзя богаче".

Захлебываясь от восторга, рассказывает Фамусов молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а лишь "отважно жертвовал затылком" и прославился тем, что у него часто "гнулась шея" в поклонах. И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом, как этот старый вельможа.

Московское высшее дворянство, изображенное в комедии Грибоедова, живет однообразно и неинтересно. Зайдем в дом Фамусова. Здесь каждый день собираются гости. Чем же они заняты? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах, нарядах, сплетни. Здесь все знают о других, завидуют успехам, злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не появился, а здесь уже злословят о его неудачах по службе. Ни книг, ни газет они не читают. Просвещение для них - "чума". Сколько ненависти в словах Фамусова:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они - "петрушки", "фомки", "чурбаны", "ленивые тетери". С ними один разговор: "В работу вас! На поселенье вас!". Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родной стране. Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об "особом отпечатке на всех московских". Но как раз русского, простого и естественного в них очень мало. Наоборот, все в них, начиная от полурусского языка и нарядов с "тафтицей, бархатцем и дымкой" и кончая отношением к своему народу, глубоко чуждо русскому. Девицы поют французские романсы, читают французские книги, коверкают русские имена на иностранный лад.

Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся как огня: "Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас боже! Нет". И когда Чацкий осмелился гласно объявить пять-шесть мыслей здравых, как напугался старый барин Фамусов! Он назвал Чацкого "опасным человеком", а мысли его - "завиральными идеями".

Членов фамусовского общества объединяют в один лагерь идеалы ("И награжденье брать, и весело пожить"), косность, боязнь нового, страх перед передовыми людьми. К сожалению, многие наши соотечественники почти не отличаются от фамусовцев. Но мне кажется, что необразованность и воинствующая глупость будут побеждены новыми поколениями, когда будут цениться не только чины и деньги, но ум и светлые головы.

ТЕМА « А СУДЬИ К Т О?»

НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК И ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕАЛЫ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА

ЦЕЛЬ: показать, кто эти судьи, всегда готовые к журьбе, которых мы должны принять за образцы, которые дожили до седин; продолжить работу над характеристикой героев комедии; развивать умение анализировать героев драматического произведения; воспитывать нравственные качества, необходимые молодому человеку в жизни.

ХОД УРОКА

Четыре группы ребят работают над характерами героев комедии: Фамусова, Молчалина, Скалозуба и Софьи.

«Карикатуру ненавижу,

в моей картине ни одной

не найдешь»

из письма А.С.Грибоедова.

С л о в а р ь:

Идеал (фран.) - образец, высшая цель стремлений.

Мораль(лат.) - вид общественных отношений, в основе которых лежит гуманизм,

честность, простота, скромность; поведение людей.

Афоризм(греч.) - изречение, выражающее в лаконической форме законченную мысль.

Консерватор(лат.) - охранитель, защитник старины, противник нового, прогрессивного.

Цинизм(греч.) - отрицательное отношение к нравственным нормам поведения.

Урок начинается с проведения викторины «Знатоки комедии « Горе от ума»», (в конкурсе участвует один человек от группы).

Вспомните, кого поучают, что утверждают, кому дают характеристики наши герои?

Кого Фамусов поучает: « Кто беден, тот тебе не пара». (Софью)

У кого из героев комедии был обычай таков: « Подписано, так с плеч долой». (Фамусов)

По мнению какого персонажа комедии «Горе от ума» « Грех не беда, молва нехороша». (Лиза)

О ком и по какому поводу Фамусов говорит: «Упал он больно, встал здорово». (Максим Петрович)

О ком Софья отозвалась так: «Герой не моего романа». (о Скалозубе)

Откуда Молчалин приехал в Москву? (из Твери)

- «Зачем же мнения чужие только святы?» - к кому обращены слова Чацкого? (к Молчалину)

Одна из родственниц Фамусова уверяла, что «все врут календари». Кто это? (Хлестова)

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

ПАРАД ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ (костюмированный). На сцену выходят Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Софья, Лиза. Каждый из них произносит фразу, которая характеризует его.

Молчалин: « Мне завещал отец:

Во- первых, угождать всем людям без изъятья-

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

АНАЛИЗ ОБРАЗОВ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

1-я группа- образ Фамусова .

План к образу: 1) П.А.Фамусов - типичный представитель московского барства;

2) занятие Фамусова, его времяпровождение;

3) взгляды Фамусова на свои служебные обязанности;

4) неприязнь к науке, просвещению;

5) забота о воспитании дочери;

6) бесчеловечное отношение к слугам;

7) преклонение перед московским бытом и боязнь осуждения;

8) особенности речи Фамусова.

Этот план группа записывает на доске, по нему ведет рассказ ведущий группы, остальные учащиеся дополняют его ответ.

Театральная постановка. Монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой» (действие 2, явление 2).

Прочитанный монолог помогают нам лучше понять жизненные идеалы жизни Фамусова- это люди, сумевшие выслужиться, получить чины. Раболепие и подлость - тоже хороший путь, лишь бы привел к желаемому результату.

Сродни П.А.Фамусову и С.С.Скалозуб.

2- я группа - образ Скалозуба.

Свой рассказ о Скалозубе группа начинает с театрального представления « Диалог Скалозуба и Фамусова» (действие 2, явление 5);

Характеристика Скалозуба;

Заполнение таблицы

Такие люди - самовлюбленные, невежественные, тупые - преуспевали в царской России, и это не карикатура. Декабрист Якушкин сказал, что на каждом шагу встречались Скалозубы, желающие изломать на спине солдата несколько возов палок.

Мир Фамусова состоит не только из крепостников, типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислужников, типа Молчалина.

3-я группа - образ Молчалина .

Н.В.Гоголь писал о Молчалине: «Молчалин… - замечательный тип. Метко охвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди.»

Инсценирование действия 4, явления 12;

Характеристика Молчалина (ответ группы);

Заполнение таблицы;

Вопрос для всех: «Прав ли Чацкий, считая Молчалина глупцом?»

Нет, Молчалин не глуп в житейском смысле слова, он деловой, но идет вперед, получает чины, «дойдет до степеней известных».

Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии. Белинский говорил: «Молчалин умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах».

«Смешен или страшен Молчалин?»

Инсценирование сцены объяснение Молчалина с Софьей.

Страшен. «Молчалины блаженствуют на свете».

Он подлый, хитрый, пронырливый, угодливый.

Он мерзавец, негодяй.

Худо устроен тот мир, в котором преуспевают низкие и подлые люди, подобные Молчалину. «Осмотритесь, мы окружены Молчалиными», - говорили современники А.С.Грибоедова. А МЫ? - вопрос для размышления.

4-я группа - образ Софьи.

Софья Павловна - одна из самых загадочных героинь, ей трудно отказать в уме и остроумии.

Почему же она обманулась?

Почему предпочла умного Чацкого глупому Молчалину?

Ответы на эти и другие вопросы дает 4-я группа.

И.А.Гончаров писал: «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись несимпатично: в ней есть сильные задатки недюженной натуры живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света.»

В течение урока весь класс заполнял таблицу «Эмоционально-оценочные эпитеты, характеризующие героя».

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Сочинение Грибоедов А.С. - Горе от ума

Тема: - Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества

Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали, что “Горе от ума” - “картина нравов и галерея живых типов”. С тех пор комедия продолжает увлекать читателей и зрителей, воспринимающих ее героев как живых людей.

Действующие лица пьесы не только живут, ходят на бал, любят, ревнуют. Каждый из них делится созрителем и читателем своей, именно им выношенной и выстраданной точкой зрения на мир. В комедии идет напряженный диалог жизненных философий и мировоззрений. С одной стороны, его ведет Чацкий, передовой человек своего времени, с другой - Фамусов и те, кто рядом с ним, - фамусовское общество.

Фамусов - типичный представитель барской и чиновничьей Москвы первой четверти XIX века, но минувший век “покорности и страха” - его идеал. Он превозносит покойника дядю за то, что тот умел подслужиться, сгибаясь вперегиб, рядился шутом, чтобы заметили. Онвосхищается неким Кузьмой Петровичем, который и сам был богат, выгодно женился, Да и детям оставил не только солидное наследство, но и должности. И сам Фамусов радеет за родных, пристраивая их на тепленькие, доходные местечки. И все это для того, чтобы туже набить мошну. По его мнению, тот не жених для дочери, У кого нет душ тысячи две крепостных. А если человек не служит, по-своему управляет имением,

Проповедует свободные взгляды, он, как Чацкий, попадает в разряд вольнодумцев,

Опасных людей. Опасность для себя и себе подобных Фамусов видит и в учении, книгах,

Мечтая “собрать все книги бы да сжечь”, чтоб не разводилось других “людей и дел, и

Мнений”.

Более зловещей фигурой предстает перед нами полковник скалозуб, бездушный карьерист, потому что за его плечами сила военной машины. Хотя он продвигается по службе не по заслугам, а волей случая, используя “многиеканалы”, он не становится менее страшным. Аракчеевщиной от него просто разит, ученостью его не заморочишь, а Вольтеру он предпочитает фельдфебеля и строй в три шеренги.

Молчалин - фигура другого рода, тихая, бессловесная. Но, тем не менее, “Молчаливы блаженствуют на свете”, потому что унижаются, льстят и любят по расчету. Они вполне могут дойти “до степеней известных”, гладя мосек и заискивающе глядя в глаза Татьянам

Юрьевнам.

Очень похож на Молчалина Антон Антонович Загорецкий, это отмечает и Чацкий. Но Загорецкий откровеннее Молчалина. Он явный угодник, лжец, карточный шулер, а при случае - доносчик, недаром Горич предупреждает об этом его качестве.

Нет, неспроста рисует Грибоедов Загорецкого, пришедшего из водоворота светской жизни, как и другого героя, являющегося в конце пьесы,- Репетилова. В его сбивчивом

Рассказе перед нами проходит множество московских и петербургских типов, “умнейших

Людей”, оказывающихся на деле пустыми болтунами, как и сам Репетилов, опошляющий

Галерея типичных образов фамусовского общества представлена и старухой Хлестовой, старой московской барыней, деспотичной крепостницей, безапелляционной в своих

Оценках, и семейством князя Тугоуховского, занятого погоней за богатыми женихами, и

Престарелой, туповатой графиней Хрюминой с заносчивой внучкой, и Натальей Дмитриевной, капризной кокеткой, подминающей под каблук собственного мужа, и целым рядом лиц, непосредственно в комедии не участвующих, но упоминаемых в беглых и метких характеристиках.

Как видим, представителей фамусовского общества, общества старого, отживающего, в пьесе достаточно много. И поэтому главный геройсломлен ее количеством, но не качеством. Ведь смех, насмешка пронизывают всю пьесу, а осмеянный порок уже не страшен. Смех побеждает среду, кишащую молчаливыми, скалозубами, загорецкшси,-

Отжившее фамусовское общество.

Комедия "Горе от ума" была восторженно встречена революционно настроенными дворянами. Она отражала жизнь России, дух эпохи, разоблачала состояние русского общества, В основу комедии Грибоедовым было положено столкновение взглядов декабристов с реакционной массой дворянства. В своем произведении Грибоедов поставил рад важнейших проблем: проблему крепостного права и взаимоотношение дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему государственной службы, просвещения и культуры, ложного и истинного патриотизма. 5га проблематика придала комедии острый политический характер.

«Скопище уродов общества, из которых каждый окарикатурил какое-нибудь мнение, правило, мысль, извративши по своему законный смысл их...» (Гоголь).

Грибоедов - реалист вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. Это «тузы», как они гордо зовут себя, богатые и знатные вельможи. Они славятся не только своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений. Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она

Балы дает нельзя богаче
От рождества и до поста
И летом праздники на даче.

Рисуя себе идеалы человека, у которого следует учиться жить, Фамусов говорит:

Он не то на серебре,
На золоте едал, сто человек к услугам,
Весь в орденах, езжал-то вечно цугом.
Богатство для них - главное,
Будь плохонький, но если наберется
Душ тысячи две родовых
Тот и жених.

К людям беднее себя они относились с презрением. Они могут «допустить» до себя бедняка, если он им нужен, но никогда не упустят случая надменно упрекнуть его:

«Безродного пригрел и ввел в мое семейство.
Дал чин асессора и взял в секретари
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери» -

напоминает Фамусов Молчалину.

Московское дворянство - это кружок тесно связанных между собой знакомых людей. Связи помогают им вершить дела, получать новые чины и должности. Здесь выручают, но только «родного человека», здесь ездят в гости к Татьяне Юрьевне, но больше потому, что

Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные.

Продвигаются же по службе здесь лишь для того, чтобы

И награжденье брать и весело пожить.

С восторгом рассказывает Фамусов молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине. Это идеал всего дворянского общества. Максим Петрович, добиваясь места при дворе, не проявил никаких деловых достоинств или талантов, а лишь, как остроумно замечает Чацкий «отважно жертвовал затылком», т. е. падал в угоде императрице, и прославился тем, что у него часто «гнулась шея» в поклонах.

И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом, как этот старый вельможа.

«Кому нужда, тем спесь в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели».

Например, Репетилов для того чтобы занять свое место в обществе, то же использовал обходные пути:

«Барон фон Клаз в министры метил,
А я -
К нему в зятья шел напрямик».

А Скалозуб? Из его рассказа мы узнаем, что он в августе 1813 г. «засел в траншею», т.е. по-видимому, отсиживался в укрытии. После столь «блестящего» воинского подвига Скалозуб не только получил орден «на шею», но вот-вот ждет производства в генералы. И здесь он надеется не на свои заслуги, а на причины совсем иные:

«Вакансии как раз открыты,
То старших выключат иных,
Другие, смотришь перебиты».

Московское высшее дворянство живет однообразно и не интересно. Зайдем в дом Фамусова. Здесь каждый день собираются гости. Чем же они заняты? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах и нарядах, сплетни. Здесь все знают о других: завидуют успехам, злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не появился, а здесь уже злословят о его неудачах по службе. Княгиня Тугоуховская завидует княгине Хрюминой, а графиня Хрюмина «зла на весь свет», Хлесгова затевает ссору с Фамусовым и Скалозубом.

С каким удовольствием ухватились эти скучающие сплетники за выдумку Софьи о сумасшествии Чацкого. Слух мгновенно разносится по комнатам, сплетню подхватывают и раздувают люди, даже не знающие, не видевшие Чацкого.

Вот их мелкие мыслишки и нелепые выдумки. Оказывается сошел с ума потому, что

По матушке пошел, по Анне Алексеевне,
Покойница с ума сходила 8 раз.

Он якобы пил шампанское «стаканами», "бутылками-с" и пребольшими и «бочками сороковыми». А какую осведомленность в чужих делах проявляют эта скучающие бездельники! Бойкий разговор переходит в спор - но о чем? Да, конечно же, о богатстве Чацкого. Сколько у него крепостных душ? Разъяренная Хлестова отчеканивает:

«Нет, триста - уж чужих имений мне не знать!»

Есть ли в их головах другие сведения, кроме чужих богатств? Нет, никто из них газет не читает, а если и попадается им печатное слово, то сколько злых мыслей оно вызовет!

Просвещенность для них - чума, опасность, угрожающая привычным устроям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:

«Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел и мнений», -

и заканчивает свою мысль категорическим требованием:

«...нет! уж коли не пресечь:
Собрать все книги бы да сжечь!»

Московские дворяне спесивы и надменны. Свысока относятся он к людям беднее себя. Но особенно презрение слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они «фильки», «фомки», «чурбаны», «ленивые тетери». С ними один разговор

«В работу вас! На поселенье вас!»

Дворяне не видят в своих слугах людей, подобных себе Тем более это относится к людям другой расы. Рассказывая о своей покупке, Хлесгова забывает, что она приобрела не зверюшку, а человека:

«Какая у меня арапка для услуг:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Все кошечьи ухватки!
Ведь создал же господь такое племя!
Черт сущий».

А в монологе «А судьи кто?» Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь в пирах и мотовстве» распоряжаются жизнью своих крепостных. Вот портрет крепостника:

«Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его спасали, вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!»

Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родному городу, к своей стране Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об «особом отпечатке на всех московских». Но мы замечаем, что как раз русского, простого и естественного в них мало. Наоборот, все в них, начиная от их полурусского языка, нарядов «с тафтицей, бархатицем и дымкой» да их отношение к своему народу, глубоко чуждо русскому. Девицы поют французские романсы, читают французские книги, русские имена на иностранный лад в Москве.

«Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных».

Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Вот с раздражением рассказывает Скалозуб о своем двоюродном брате, который

«крепко набрался каких-то новых правил,
Чин следовал ему, он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать».

Это поведение «не исправно» по мнению Фамусова и Скалозуба. Они и сами полиберальничать могут, но коренных изменений боятся:

«Не то, чтоб новизны вводили - никогда,
Спаси нас, боже! Нет».

И когда Чацкий осмелился «гласно» объявить пять-шесть мыслей «здравых», как напугался старый барин Фамусов! Он назвал Чацкого «опасным человеком», а мысли его «завиральными идеями». Для него, воспитанного в духе Максимов Петровичей, в минувшем 18 веке, век 19 кажется опасным временем. В каждом похожем на него человеке, Фамусов видит «карбонара», «фармазона», «вольтерьянца».

Членов фамусовского общества много, в каждом из них есть свои личные черты, но всех их объединяют в один лагерь идеалы «И награжденье брать и весело пожить», «И золотой мешок и метит в генералы!», консерватизм, косность, боязнь нового, страх перед передовыми людьми.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов изобразил жизнь России после Отечественной войны 1812 г. Близкий по своим взглядам к декабристам, Грибоедов показал столкновение двух лагерей в русской общественной жизни: передового декабристского и старого крепостнического, «века нынешнего» и «века минувшего». Изображая «век минувший», Грибоедов вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. Это богатые и знатные дворяне - «тузы», как гордо они зовут себя. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением

Гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений, Нет! Главное для них - богатство. «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовитых, тот и жених», - говорит Фамусов в разговоре со Скалозубом. А некую Татьяну Юрьевну здесь уважают лишь за то, что она «балы дает нельзя богаче». С захлебывающимся восторгом рассказывает Фамусов молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а лишь «отважно жертвовал затылком» и прославился тем, что у него часто «гнулась шея» в поклонах. И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом, как этот старый вельможа. Московское высшее дворянство, изображенное в комедии Грибоедова, живет однообразно и неинтересно. Зайдем в дом Фамусовых. Здесь каждый день собираются гости. Чем же они заняты? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах, нарядах, сплетни. Здесь все знают о других, завидуют успехам, злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не появился, а здесь уже злословят о его неудачах по службе. Ни книг, ни газет они не читают. Просвещение для них - «чума». Сколько ненависти в словах Фамусова:

«Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений». Московские дворяне спесивы и надменны, К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они - «петушки», «фомки», «чурбаны», «ленивые тетери». С ними один разговор: «В работу вас! На поселенье вас!» Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родной стране. Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об «особом отпечатке на всех московских». Но как раз русского, простого и естественного в них очень мало. Наоборот, все в них, начиная от полурусского языка и нарядов с «тафтицей, бархатцем и дымкой» кончая отношением к своему народу, глубоко чужда русскому. Девицы поют французские романсы, читают французские книги, коверкают русские имена на иностранный лад. Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся как огня: «Не то, чтоб новизны вводили, - никогда спаси нас боже! Нет». И когда Чацкий осмелился «гласно объявить пять-шесть мыслей здоровых», как напугался старый барин Фамусов! Он назвал Чацкого «опасным человеком», а мысли его - «завиральными идеями». Членов фамусовского общества объединяют в один лагерь идеалы («И награждение брать, и весело пожить»), косность, боязнь нового, страх перед передовыми людьми. К сожалению, многие наши соотечественники почти не отличаются от фамусовцев. Но мне кажется, что необразованность и воинствующая глупость будет побеждена новыми поколениями, когда будут цениться не только чины и деньги, но ум и светлые головы.

Похожие статьи

© 2022 alexeygolev.ru. Привороты, астрология, талисманы, гадания, береги.