Все о задатках и способностях человека. Задатки и способности. Виды способностей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Ситуации - это «пары» авторов, которых нужно лечить. В более общем плане анализ текста в свете литературной теории и мобилизации данного концептуального инструмента не является навыком в строгом смысле. С другой стороны, компетенция заключается в мобилизации набора знаний и возможностей для: - подготовки и представления устного сообщения, которое мобилизует анализ текста, относящегося к определенной категории текстов, Еще лучше, чтобы подготовить буклет, подготовить «культурную» программу туризма для конкретной аудитории.

Существуют также навыки более высокого уровня, такие как агрегирование, например, возможность проведения сеанса анализа текста со студентами или оценки результатов работы учащихся. Четвертая характеристика связана с предыдущей. Хотя возможности являются сквозными, навыки часто являются дисциплинарными. Эта характеристика проистекает из того факта, что компетенция часто определяется через категорию ситуаций, соответствующую конкретным проблемам, связанным с дисциплиной, и, следовательно, непосредственно вытекает из требований дисциплины.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Институт (факультет) малого и среднего бизнеса

Разумеется, некоторые компетенции, относящиеся к разным дисциплинам, иногда близки друг к другу и поэтому легче переносятся. Например, компетенция проводить исследования в социальных науках не является полностью чуждой компетенции для проведения исследований в науках. Однако ее нельзя обобщить и утверждать, что компетенция всегда дисциплинарная. Это искажало бы реальность. Некоторые компетенции имеют трансдисциплинарный характер. Но даже больше из них имеют «адисциплинарный» характер, такой как компетенция проводить встречу с коллегами или управлять автомобилем в городе.

Гуманитарный институт

Кафедра «Психология личности и специальной педагогики»

Реферат

дисциплина: «Психология»

тема: «Способности и задатки»

В ыполнил:

Стародубов Никита Александрович

студент гр. ТДИ-214

П роверил:

Великова Светлана Анатольевна

КПсН, доцент

г. Владимир, 2014 г.

Способность оцениваться не может, умение оценивается, поскольку оно может быть измерено качеством выполнения задачи и качеством результата. Таким образом, компетенция определяется главным образом на оси ситуаций, как показано на этой диаграмме. Компетентность 1 может, например, быть в том, чтобы пересматривать литературу по данному предмету или создавать оригинальную гипотезу перед лицом проблемы, возникающей в дисциплине. Компетентность 2 заключается в проведении поиска определенного типа. Что их отличает, так это то, что ситуации различны, а способности, к которым они относятся, различны и находятся на другом уровне развития.

План

Введение

1. Задатки

1.1 Понятие задатков

1.2 Задатки как природные предпосылки способностей

2. Способности

2.1 Понятие способностей

2.2 Виды и уровни способностей

Заключение

Введение

Вопрос о том, что представляют собой человеческие способности, от чего зависят их формирование и развитие, волнует не только специалистов. С полным основанием можно сказать, что интерес к нему носит всеобщий характер.

Можно сказать, что навыки могут обеспечить возможность интеграции знаний и навыков в определенный момент их развития. Таким образом, концепция ситуации, или, скорее, семейство ситуаций, является центральной, когда речь идет о компетенции, но в чем ситуация, в которой вы говорите? Не следует слишком быстро сводить учебные ситуации к единственной ситуации разведки Подход к компетенции требует использования другого типа ситуации: интеграционная ситуация, которая не является учебным опытом, а набором знаний.

Интеграционная ситуация, или, скорее, учебная ситуация интеграции, - это просто дать ученику возможность реализовать компетенцию, направленную на: сложную проблему, которая должна быть решена; Производства, исследовательской деятельности и т.д. действительно, лучшая возможность установить навык - дать ученику, ученику возможность воспользоваться им.

«Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?»{2 c.374}

Таким образом, ситуация интеграции является образом ситуации, в которой ученику предлагается проявить свою компетентность. Характеристики ситуации интеграции можно сформулировать следующим образом. Он объединяет ряд достижений. Эти достижения интегрированы и не суммируются.

Он направлен к задаче, это важно. Поэтому он имеет социальное измерение, он несет в себе смысл, будь то продолжение путешествия ученика, его повседневная или профессиональная жизнь. Это не «школьное» обучение. Это относится к категории проблем, характерных для дисциплины, или к набору дисциплин, некоторые параметры которых указаны.

Необходимо также различать понятия способностей и задатков, в данном реферате мы разберем, чем отличаются вторые от первых.

1. Задатки

1.1 Понятие задатков

Задатки - это то, на основе чего у человека формируются те или иные способности. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности. Под задатками следует понимать первичную, природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности. Самое общее, традиционное определение задатков связывает их с некоторыми врожденными свойствами, которыми обладает организм человека. Речь идет о таких свойствах, появление и развитие которых у человека практически не зависит от его обучения и воспитания и которые возникают и развиваются по законам генетики, в процессе созревания организма. Способности человека могут находиться на разных уровнях развития, и в связи с этим можно предложить еще одно, нетрадиционное понимание задатков как того, что фактически предшествует появлению и развитию у человека способностей определенного уровня. В этом случае в качестве задатков или предпосылок к развитию способностей более высокого уровня могут рассматриваться уже сформировавшиеся у человека способности более низкого уровня. При этом способности более низкого уровня развития не обязательно являются врожденными. Например, знание элементарной математики, полученное в школе, может выступать в качестве предпосылки, задатка к развитию способностей к высшей математике.

Это новое для ученика. Эти характеристики позволяют, например, различать то, что в математике и науке отличает, с одной стороны, осуществление, простое применение правила, теории и, с другой стороны, решение проблем, То есть, осуществление компетентности должным образом так называемое.

Следует ли оценивать навыки, знания или способности? Ясно одно: если вы решите оценить квалификацию ученика, то ситуация с оценкой будет такой же, как и интеграционная ситуация. Другими словами, это должна быть достоверная картина ситуации, в которой ученик осуществляет свою компетентность. На некоторых курсах учебная ситуация интеграции путается с ситуацией оценки, будь то по выбору или из-за нехватки времени. Это курсы, на которых ученику предлагается после различных взносов Осуществлять личную работу, которая мобилизует все приобретенные навыки, благодаря чему она проявляет свою компетентность.

1.2 Задатки как природные предпосылки способностей

Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом. При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям.

Так обстоит дело, например, о работе, в которой ученик должен продемонстрировать свою компетентность в подготовке и представлении устной презентации по данному предмету, в которой он должен мобилизовать набор приобретенных знаний и ноу - Это также случай диссертации, в которой студент должен продемонстрировать свою компетентность в проведении исследований в выбранной дисциплине. Определенным образом можно видеть обучающую ситуацию интеграции как «пустая» ситуация с оценкой.

Способность и навыки: вопрос терминологии? Если речь идет о терминологии, это не имеет большого значения, но важно знать, что мы пытаемся развивать. как серьезная проблема для наших образовательных систем завтрашнего дня, ужесточение между общим образованием, основанное главным образом на развитии знаний и навыков, целью которого является предоставление студенту приобретенных навыков, но не очень оперативно, а с другой - более конкретный, более функциональный тип образования, основанный скорее на развитии компетенций, что побуждает ученика реинвестировать выгоды в значительных ситуациях.

Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка при соответствующих условиях могут выработаться разные способности. Например, при абсолютном музыкальном слухе человек может стать настройщиком музыкальных инструментов, композитором, дирижером и т. д. На основе такого задатка, как быстрота, тонкость и ловкость движений, могут выработаться способности гимнаста, скрипача, хирурга, а также вора-карманника.

Речь идет не о терминологии, а о том, как предусмотреть классовые практики. Вместе с тем нельзя предполагать, что подход на основе потенциала и подход, основанный на навыках, являются несовместимыми, далекими от него. Эти два подхода тесно связаны, даже дополняют друг друга по двум причинам. Прежде всего, мы видели, что компетенция развивается, потому что возможности, на которых она базируется, постепенно применяются в различных ситуациях, и именно поэтому эти возможности становятся все более и более оперативными.

Недавние исследования показывают, что сами способности будут развиваться лучше, поскольку учащиеся столкнулись с острыми ситуациями, то есть они имели возможность проявлять навыки. В долгосрочной перспективе их компетенция основана на навыках обучения и требует, чтобы учащийся столкнулся с различными ситуациями. Поэтому эффективное преподавание будет основываться на разумном балансе между приобретением тщательно отобранных знаний, развитием способностей, которые являются трансверсальными по своему характеру и развитием навыков, которые более сфокусированы и сосредоточены на реинвестировании во всевозможные приобретенные ситуации: знания, Способности, автоматизм, отношения, приобретенный опыт.

Ни один человек, какими бы прекрасными задатками он ни обладал, не сможет стать выдающимся музыкантом, актером, спортсменом, ученым, если он не будет много и настойчиво заниматься соответствующей деятельностью. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться заметных успехов.

Прежде всего, играя на разнообразии, используя разнообразие до максимума, через все формы, в которых оно проявляется: разнообразие дисциплинарных подходов, разнообразие точек зрения, разнообразие контекстов, разнообразие учеников, разнообразие культур, Разнообразие учителей и стили обучения, а также разнообразие контента и ситуаций. Затем, работая над интеграцией, то есть, используя все эти моменты, способствующие созданию связей между различными достижениями, и прежде всего, избегая игнорирования ситуаций интеграции, которые У ученика есть так много возможностей для мобилизации, реинвестирования и артикуляции набора достижений значимым образом.

2. Способности

2.1 Понятие способностей

Термин «способности» имеет в литературе много определений и он неоднозначен.

1. Способности -- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний.

Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

Это не что иное, как новый поиск смысла, как в непрерывности, так и в преодолении существующих практик, с целью переосмысления места школы в обществе, но также с целью «дать ответы на проблему мотивации учеников». В конце концов, задумайтесь о школе, неужели в неутомимых терминах, как схожих, так и разных, задавать и останавливать этот вопрос о значении, значение для общества, в котором оно записано и которое оно предвосхищает, но также значение для студентов, которые являются не только главными бенефициарами, но и основными действующими лицами?

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII--XIX вв., отчасти употребляется и в настоящее время.

3. Способности -- это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Тем, кто задает вопросы об их навыках и их оценке, первые навыки кандидатуры, Формы интеллекта, Одилли Якоб. Из умения: тест на странный аттрактор. Создание компетенций со школы. Проанализировать образовательные или тренировочные действия Париж-Брюссель: Университет Де-Бек От школы, задуманной как место передачи знаний в школу, задуманное как место установки навыков.

Что означает это изменение в «педагогической парадигме»? Менее чем через месяц тысячи итальянских мальчиков столкнутся испытание приема на университетских факультетов к закрытому числу ступать залы университетов как Политехнического и Боккони в Милане, в Католическом университете или ЛУИСС университета Рима. Государственное управление или предпринимательский опыт в стороне, студенческие года часто зависит от способности найти работу, особенно в трудные времена, как настоящее, где почти один из трех молодых людей является безработным и были поставлены миллионы итальянцев из-за кризиса.

Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.»{2 c. 374}

2.2 Виды и уровни способностей

А) Виды способностей по их направленности, или специализации, можно разделить на общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные.

После того, как пост, в котором мы анализировали, какие силы, которые открывают двери в мир работы, мы просим Кристина Пасквалини, профессор методологии социальных наук в Католическом университете Милана, каковы наиболее эффективные инструменты для навигации курс обучения, как воспользоваться возможностью нанять и учиться на работу.

Кризис учил молодых людей, что лучше учиться и в какие времена? Благодаря особенно новым технологиям и традиционным информационным и реляционным каналам, молодые люди хорошо знают итальянский рынок труда. Они очень ясно, что наиболее расходные профессии в нашей стране и знают, как двигаться с достаточной автономией в рамках широкого обучения предложения, сбор и выбор - с моральной и экономической поддержки семьи - лучший курс обучения в самых престижных университетах, в Италии и за ее пределами.

Под общими способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, которая объясняет относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности и общения. Это умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенность внимания, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук, высокая обучаемость, работоспособность и т. п. В зарубежной психологии эти способности обозначаются как intelligens, что равнозначно выражению «умственные способности».

Под специальными способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Например способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т. п.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы)

Практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

Учебные способности влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков.

Межличностные способности - это способности к общению, взаимодействию с людьми.

Предметно-деятельностные способности связаны с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами и т. п. задаток способность развитие личность

Структура способностей личности зависит от уровня ее развития.

Б) По продуктивности деятельности выделяют репродуктивный и творческий уровни способностей.

Репродуктивный уровень связан с высоким умением усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения.

Творческий уровень связан с созданием нового, оригинального продукта, нахождением новых способов выполнения деятельности.

Очевидно, что оба уровня тесно взаимосвязаны: репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

В) По уровню (степени) совершенства способностей выделяют способных, одаренных, талантливых и гениальных людей.

Способный человек обладает благоприятными возможностями развития особенностей психики, одинаково важных для многих видов деятельности.

Одаренным называют человека, у которого с рождения имеется множество задатков к развитию самых разных способностей. Одаренность - это совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку. Одаренный человек выделяется в определенной области среди других людей, выполняющих деятельность на таких же условиях. В настоящее время одаренность все чаще стали определять как «способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности» (Н.С. Лейтес, род. 1918).

Талантливость или мастерство - это не только квалифицированные знания, умения и навыки, но и психологическая готовность к поиску и принятию творческих решений, а также глубоко эмоциональное, вдохновенное отношение к деятельности, к избранной профессии.

Гениальность является высшим проявлением таланта. Гениальным называют человека, который благодаря своим способностям достиг выдающихся и признанных успехов в различных сторонах человеческой деятельности. Идеи, концепции, результаты труда гениев опережают время, открывают новые горизонты человечеству. Талантливых людей довольно много, гениальных - единицы (Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин). «Талант, а тем более гениальность - величайшая общественная ценность, общечеловеческое достояние.»{1 с.73}

Заключение

Мы узнали о многочисленных уровнях и видах способностей, о том, что способности развиваются и будут развиваться только, если заниматься определенной деятельностью, в которой задействуется эта способность, каждая деятельность требует каких- то особенных способностей. Один человек может быть успешным в какой-либо деятельности, обладая способностями для нее и быть неумелым в другой деятельности, в связи с отсутствием способностей к ней.

В заключение, можно сделать вывод, что понятия способностей и задатков совсем разные и не стоит путать их. Задатки - это всего лишь предпосылки способностей, и способности развиваются на их основе. На одном каком-либо задатке могут развиться разные способности.

Список используемой литературы

1. Артемьева Т.И. «Методологический аспект проблемы способностей», Москва: Наука, 1977г.- 91с.

2. Немов Р.С. «Психология»: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. -- 4-е изд. -- Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. --(373-394с.) ISBN 5-691-00552-9.

3. Петровская Л.А. «Психология» -- Москва: Педагогика, 1991.--368 с. ISBN 5-7155-0402-3

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Потребности разных порядков. Понятие потребности в психологии. Виды потребностей. Природные предпосылки способностей. Формирование способностей. Задатки и способности. Психологические барьеры общения. Описание краткого отборочного теста В.Н. Бузина.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2008

    Классификация, структура, уровни развития и проявления способностей (талант, гениальность). Задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности человека. Развитие способностей у детей в процессе обучения и воспитания, индивидуальные различия.

    реферат , добавлен 08.05.2011

    Понятие индивидуально-психологических особенностей человека, проявляющихся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Способности к обучению, творчеству, предметной деятельности. Задатки как предпосылки способностей, их становление.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Особенности, которыми характеризуются образы восприятия. Понятие и виды ощущений. Психологическая структура личности современного специалиста. Формирование способностей в трудовой деятельности. Профессиональные способности. Признаки и значение задатков.

    контрольная работа , добавлен 30.08.2013

    Соотношение способностей с эффективностью деятельности. Высокая степень одаренности - талант, при описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Виды способностей и уровни их проявления, проблемы измерения или диагностики.

    реферат , добавлен 07.03.2015

    Понятие и классификация способностей. Задатки человека как основа развития его способностей. Сущность и основные функции одаренности. Влияние социальной среды на одаренность. Технология работы с одаренными детьми. Талант как высокий уровень одаренности.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Теории способностей, западная традиция их изучения. Френология - учение Ф. Галля о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. Концепция способностей Ф. Гальтона и В. Вундта. Показатели и критерии развития способностей.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Характеристика способностей человека как психологического понятия в сфере образования. Определение способностей по Б.М. Теплову. Врожденные задатки и генотип. Потенциальные и актуальные способности. Особенности семейного воспитания и условий макросреды.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Общая характеристика способностей. Их классификация, особенности природных и специфических человеческих способностей. Понятие задатков, их отличия. Взаимосвязь способности и одаренности. Сущность таланта и гениальности. Природа человеческих способностей.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Понятие способностей, их структура, условия проявления, формирование и развитие, качественные и количественные особенности. Единство способностей и умений, знаний, навыков. Математические способности школьников. Свойства педагогических способностей.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Педагогика

Введение

Тема способностей, которую я выбрал, актуальна в наши дни. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной.

Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.
Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.

В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребёнка.

Глава 1.Представления о способностях.

Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях(уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству (хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она всегда синтез человеческой личности.

Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и наконец высокоразвитая образная память.

К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе, овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.

Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.

Глава2. Виды способностей и их характеристики .

Так же как и характер, способности не самостоятельная, рядоположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями - в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности - только в одном, определённом.
Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными способностями, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности5.
Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.
Кроме уровней, следует выделить уровни способностей по их направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта.

Известно немало личностей с очень высоким уровнем самых различных способностей: научных, литературных, математических и художественных.

Практические способности не могут развиваться и актуализироваться в творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития. Так, конструктивно-технические способности человека часто связаны с большим научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не только в производство, но и в науку. У одаренного ученого могут проявляться и недюжинные конструкторские способности (Жуковский, Циолковский, Эдисон, Фарадей и многие другие).

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим, и к специальным способностям. Вот почему нельзя узко профессионально развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности.

Глава 3. Роль задатков в формировании способностей.

3.1.Понятие о задатках

Советские психологи считают (Г. С. Костюк, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев) считают, что под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладевания деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.

Природные предпосылки способности стоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.

Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.

Безусловно, способность связана с какими-то врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведения личности.

Исследования Н. С. Преображенской и С. А. Саркисова доказали, что имеются существенные индивидуальные различия в расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга человека. Отмечены также индивидуальные особенности в строении клеточных слоев, что, очевидно, не безразлично для функционирования головного мозга, и, в частности для проявления способностей.

3.2.Типы нервной деятельности как задатки

Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.

Типологические способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и являются задатками, или первичными природными свойствами. Следует при этом оговориться, что типологические особенности имеют многогранное значение. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов (сила или тонус активности, уравновешенность, степень чувствительности и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает влияние на образование способностей. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые особенно важны для становления общественной активности и организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая, по мнению В. Д. Небылицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей.

Кроме общих свойств типа, характеризующие особенности нервной системы в целом существуют, как известно, промежуточные типы, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти последние типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям.

И. П. Павлов находил, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная система с ее образным отражением действительности, принадлежит к художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей роли второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной особенностью которого является сила отвлеченного мышления. И, наконец, при хорошем балансировании, уравновешенности двух систем – средний тип.

Представители среднего типа сочетают в себе все черты художественного и мыслительного типов. К этому типу, как считал Павлов, Относится большинство людей, а также исключительно одаренные, гениальные люди (Ломоносов, Гете).

Художественный тип характеризуется, во-первых, целостью, полнотой и живостью восприятия действительности, в то время как «мыслители дробят ее и тем как бы умерщвляют ее». Во-вторых, у художника преобладает воображение над абстрактным мышлением. У мыслителя ум теоретический, словесный. В-третьих, художественный тип отличается повышенной эмоциональностью, аффективностью. И наоборот, у мыслительного типа интеллект преобладает над эмоциональностью.

Придерживаясь сути павловского учения о взаимодействии сигнальных систем, можно сказать, что отличие художественного типа от мыслительного состоит в том что художник в своей деятельности опирается преимущественно на первую сигнальную систему, а ученый – на вторую, однако у того и другого вторая сигнальная система выполняет регулирующую роль. Новейшие исследования деятельности головного мозга анатомически подтвердили подразделения И. П. Павловым сигнальных систем. Оказалось, что левое полушарие осуществляет преимущественно второсигнальные функции, а правое – первосигнальные.

Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является "одаренность", понимаемая как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности.

Часто используется при характеристике одарённости понятие «Креативность» - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходов и новых продуктов. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

3.3.Склонности

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной или мнимой склонности, обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.

Задатки также проявляются в легкой восприимчивости и запечатлеваемости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большого дарования.

Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь прирожденными, однако, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. В процессе деятельности формируется и новые свойства, необходимые для успешной деятельности, образуются и заменители (компенсаторные механизмы) недостающих свойств.

Глава 4. О феноменах одаренности, таланта, гениальности.

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности

связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы

обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины

"способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и

отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно

подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные

данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется

как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный

удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и

"способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый,

изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь,

понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный

здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет.

Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с

успехами в деятельности.

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный

характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как

способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные

способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в

деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант

(гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные

способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как

степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие,

одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в

Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны,

одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям.

Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а,

говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер

данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и

спосибность и одарённость проявляются в успешности деятельности.

Заключение

Проанализировав тему способностей, я поняла, что реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема.

Я пришла к выводу, что способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить.

Нельзя так же сказать, что каждый человек способен ко всему. Если у него есть способность к рисованию, совсем не обязательно, что он обладает музыкальным слухом.

Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.

Список используемой литературы:

    Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., «Педагогика», 1971г.

    Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, М., «Просвещение», 1981г

    Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. М., «Знание», 1981г.

Похожие статьи

© 2022 alexeygolev.ru. Привороты, астрология, талисманы, гадания, береги.