Сократ родился и жил в городе. Философия Сократа: кратко и понятно. Сократ: основные идеи философии. Из каких источников мы узнаем о Сократе

Сократ - первый философ из Афин, современник Демокрита. Он интересен не только как создатель собственного учения. Вся его жизнь является воплощением философии, которой следовал этот мыслитель. Идеи Сократа оказали большое влияние на развитие античной и современной мысли.

Почему Сократ не написал ничего?

Сам философ, вступавший активно в различные собеседования, не написал ничего. В платоновском диалоге "Федр" он выступает против Тевта (Тота) из Египта, которому было приписано изобретение письменности. Вообще, Сократ высказывается против такого способа фиксации знания, так как письменность делает его внешним, мешает внутреннему глубокому усвоению. Сократ говорит, что письмена мертвы. Они всегда твердят одно и то же, сколько их ни спрашивай. Записанному монологу философ предпочитал разговорный диалог.

Из каких источников мы узнаем о Сократе?

По каким же источникам может быть восстановлена биография Сократа и его учение? Все, что мы знаем о нем, нам известно от его учеников - философа Платона и историка Ксенофонта. Последний посвятил этому мыслителю и его учению свои произведения "Воспоминания о Сократе" и "Апология Сократа". Платон же практически все собственные рассуждения приписал своему учителю, поэтому трудно сказать, где мысли Сократа, а где - Платона (в особенности в ранних диалогах). Некоторые историки философии древности из-за отсутствия прямой информации о Сократе не раз за последние десятилетия предпринимали попытки доказать, что этот философ не существовал в действительности и был литературным персонажем. О Сократе, однако, говорят многие авторы античности. Например, окарикатуренный его образ как софиста представлен в комедии "Облака" (автор - Аристофан).

Происхождение Сократа

Сократ, биография и философия которого нас интересуют, является первым по рождению афинским философом. Он происходит из входившего в Афинский полис дома Алопека, который был расположен примерно в получасе ходьбы от тогдашней столицы - Аттики. Софрониск, отец Сократа, ремесленник-каменотес. Мать его - повивальная бабка Финарета.

Краткое жизнеописание

Биография Сократа отмечена тем, что он во время войны между Спартой и Афинами исполнял доблестно воинский долг. Он участвовал трижды в боях, в последний раз - в сражении при Амфиподе, произошедшем в 422 году до н. э. Тогда спартанцы разбили афинян. Данной битвой завершился первый период войны. В 421 году до н. э. был подписан Никиев мир. Философ Сократ (биография его может быть воссоздана лишь на основании косвенных источников) не участвовал во втором периоде этой войны, злосчастной для Афин. Однако она его все же коснулась трагическим событием. Афиняне в 406 году до н. э. одержали после целого ряда поражений долгожданную победу в морском сражении при Аргинусских островах. Однако стратеги Афин не смогли похоронить убитых из-за бури. В совете пятисот судили победителей. Будучи заседателем на нем, Сократ выступил против скороспелого суда, проходившего сразу над всеми стратегами. Однако совет ослушался этого мыслителя, и были казнены все 8 стратегов. Биография Сократа была затронута также Пелопоннесской войной, в которой Афины потерпели поражение, и последующей за ней тиранией тридцати. Будучи вновь пританом (заседателем в совете), мыслитель однажды отказался от участия в расправе над честным гражданином Афин, устроенной тиранами. Так этот философ исполнял общественные обязанности, которые были возложены на всех свободных афинян в условиях античной демократии.

Однако мыслитель к активной общественной деятельности не стремился. Он предпочитал жизнь философа. Биография Сократа свидетельствует о том, что он жил непритязательно. Он был плохим семьянином, о жене и 3 сыновьях, поздно родившихся у него, не заботился. Вся жизнь Сократа была посвящена многочисленным философским спорам и беседам. Множество учеников было у него. Мыслитель Сократ, в отличие от софистов, не брал за обучение денег.

Обвинение и суд над Сократом

Этот философ был обвинен в безбожии после свержения тирании тридцати и восстановления демократии в Афинах. От Мелета, трагического поэта, оратора Ликона и Анита, богатого кожевника, исходило это обвинение. Платон в своем диалоге "Менон" сообщает, что Анит, участник ниспровержения тридцати, изгонявшийся тиранами из Афин, не любил софистов, говорил, что они "порча" и "гибель" для людей, которые с ними водятся. Сократ замечает с горечью, что Анит считает, будто и Сократ губит людей, подобно софистам. Философ в диалоге "Эвтифрон" говорит автору, встреченному им случайно, что Мелет, по всей видимости незначительный молодой человек, написал донос на него, в котором обвинил в развращении юношества ниспровержением старых богов и выдумыванием новых. Эвтифрон его успокаивает. Однако в 399 году до н. э., весной, философ все же предстал перед судом присяжных. Мелет выступил в качестве обвинителя. Он заявил, что философ виновен во "введении новых божеств" и развращении юношества. Мелет для успеха должен был собрать хотя бы пятую часть голосов заседавших в Гелиее. Сократ в ответ на это произнес защитительную речь. В ней он опроверг обвинения, выдвинутые против него. Однако он был признан виновным большинством голосов. Сократ сказал также, что он в памяти потомства останется навсегда мудрецом, а вот обвинители его пострадают. В самом деле, согласно Плутарху, они повесились. Речи Сократа, произнесенные им на суде, содержатся в произведении Платона под названием "Апология Сократа".

Сократ принимает свою участь

Мудреца должны были сразу же казнить, однако из Афин накануне суда на остров Делос отправился корабль с религиозной миссией, а казни, согласно обычаю, запрещались до его возвращения. Сократу в ожидании исполнения приговора пришлось провести в тюрьме 30 дней. К нему однажды утром пробрался, подкупив тюремщика, его друг Критон. Он сказал, что философ может бежать. Однако Сократ отказался, посчитав, что следует подчиняться установленным законам, даже если его несправедливо осудили. Об этом можно узнать из диалога "Критон", написанного Платоном. В "Федоне" же Платон рассказывает о последнем дне жизни своего учителя, который Сократ провел с учениками.

Он сказал им, что смерти не боится, так как был подготовлен к ней своей философией и всем своим образом жизни. Ведь, согласно его убеждению, философствование представляет собой умирание для этой жизни и подготовку к жизни бессмертной души вне телесной оболочки. Его жена, Ксантиппа, пришла вечером, явились и родственники Сократа с его тремя сыновьями. Философ простился с ними. Затем он выпил в присутствии учеников чашу яда. Сократ, согласно словам Платона, умер тихо. Последними словами философа была просьба принести в жертву Асклепию петуха. Такую жертву приносили обычно выздоровевшие. Этим философ хотел подчеркнуть, что смерть тела является выздоровлением души.

Предмет философии (согласно Сократу)

В центре внимания этого мыслителя, как и некоторых софистов, находится человек. Однако Сократом он рассматривается лишь как нравственное существо. Философия этого мыслителя представляет собой, таким образом, этический антропологизм. Физика и мифология были чужды интересам Сократа. Он считал, что труд толкователей мифологии малоэффективен. Сократа вместе с тем природа также не интересовала. Можно утверждать, если провести аналогию с китайскими мудрецами, современными ему, что этот философ ближе к конфуцианцам, нежели к даосам. Сократ повторял, что деревья и местности не учат его ничему, в отличие от людей в городе. Этому мыслителю, однако, пришлось по иронии судьбы расплатиться за физику Анаксагора, так как в Афинах из-за его воззрений был принят закон, согласно которому, те, кто не почитает по установленному обычаю богов или объясняет небесные явления научным образом, объявлялись государственными преступниками. Философа обвинили в том, что он будто бы учил, что Луна - земля, а Солнце - камень. Проблема Сократа заключалась в том, что, хотя он и говорил, что этому учил Анаксагор, а не он, мыслителю не верили.

Суть философии Сократа

Суть философии Сократа определяют два девиза: "Я знаю, что ничего не знаю" и "Познай самого себя". Для этого мыслителя самопознание имело определенный смысл, то есть познать себя - означало познать себя именно как нравственное и общественное существо, не только как личность, но и в первую очередь как человека вообще. Этические вопросы - главная цель философии Сократа и ее содержание. Аристотель в "Метафизике" скажет позднее об этом мыслителе, что он занимался вопросами нравственности, при этом не исследовал природу в целом.

Философский метод

Метод Сократа можно назвать в целом субъективной диалектикой. Этот философ, являясь любителем самосозерцания, любил вместе с тем общаться с людьми. Он был еще и мастером диалога. Обвинители Сократа не зря боялись, что ему удастся переубедить суд. Философ избегал использования внешних приемов. Содержание, а не форма, интересовало его прежде всего. Сократ на суде отметил, что говорить будет, не выбирая слов. Речи этого мыслителя, по мнению Алкивиада, кажутся на первый взгляд смешными, как будто он говорит об одном и том же одними и теми же словами. Однако если вдуматься в них, они окажутся весьма содержательными. Метод Сократа также преследовал достижение знания понятийного посредством наведения (индукции), восхождения к общему от частного в процессе собеседования.

Суть знания

Учение Сократа предполагало, что знать - в первую очередь понимать, что это такое. Красноречиво рассказывая о добродетели, Менон не может, однако, дать ей определения. Получается, что он не знает, о чем говорит. Поэтому цель обсуждения того или иного предмета - понятие, определение. Сократ - первый философ, который вывел на уровень понятия знание. Если его предшественники и пользовались понятиями, то они это делали стихийно. Лишь Сократ заметил, что знания нет без определения.

Суждения о добре и зле

Убеждение Сократа в том, что существует объективная истина, означает, что есть некоторые объективные моральные нормы. При этом различие между злом и добром является абсолютным, а не относительным. Философ не отождествлял, как некоторые софисты, счастье с выгодой. Он его отождествлял с добродетелью. Однако делать добро следует лишь в том случае, если человек знает, в чем оно заключается. Мужествен лишь тот человек, который понимает, что такое мужество. Именно это знание и делает его таковым. Понимание добра и зла делает людей добродетельными. Никто не будет поступать плохо, зная добро и зло. Последнее - это всего лишь результат незнания доброго. Учение Сократа определяет нравственность как следствие знания. Сугубо рационалистична моральная теория этого философа. Аристотель затем возразит ему, что иметь знание о зле и добре и пользоваться им - не одно и то же. Порочные люди, обладая таким знанием, игнорируют его. Это делают невольно невоздержанные люди. Знание, кроме того, следует применять на практике к конкретным ситуациям. Достигаются этические добродетели, согласно Аристотелю, путем воспитания, это всего лишь дело привычки. Нужно привыкнуть, например, быть храбрецом.

Задача философии (по Сократу)

До Сократа считалось, что главным предметом философии является природа, внешний мир. Сократ же говорил, что он непознаваем. Можно познать лишь душу человека и дела его, в чем и состоит задача философии.

Итак, мы рассказали вкратце о таком интересном мыслителе древности, как Сократ. Фото, биография, учение его - все это было представлено в данной статье. Советуем вам познакомиться с сочинениями его учеников, для того чтобы побольше узнать об этом философе.

др.-греч. Σωκράτης

древнегреческий философ

ок. 469 - 399 гг. до н. э.

Краткая биография

История философии античной эпохи делится на досократовскую и послесократовскую. Учение именно этого знаменитого древнегреческого философа задало новый вектор последующим поколениям: если ранее объектом рассмотрения являлась природа и мир, то теперь философы обратились к рассмотрению человека в этом мире, к этико-политической тематике, вопросу воспитания человека, который бы был достойным гражданином и добродетельной личностью.

О биографии человека, с чьим именем связан переломный момент в античной философии, известно крайне мало. Во многом его образ является мифологизированным, поскольку главным источником сведений о нем являются сочинения других авторов. Известно, что Сократ был уроженцем Афин, где в семье каменотесов Софрониска и Фенареты-повитухи родился примерно в 469 г. до н. э. Его женой была некая Ксантиппа. Сократ не считал необходимым участие философов в управлении государством, но от общественной жизни не самоустранялся. Он был участником Пелопоннесской войны, трех сражений - под Потидеей, а также при Делии и Амфиполе. Сократ являлся наставником воспитанника своего друга Перикла - полководца и политика Алкивиада.

После поражения в этой войне Афин власть в городе принадлежала т.н. Тирании тридцати. В этот период философ никоим образом не сотрудничал с проспартанскими ставленниками, более того - он саботировал мероприятия диктатуры, осуждал тиранов. Тем не менее после ее свержения, через четыре года, Сократ был привлечен согражданами к суду. Афиняне были обозлены на философа за то, что тот спас в свое время жизнь Алкивиаду и тем самым не предотвратил нанесения вреда Афинам. Формально ему было предъявлено обвинение в расшатывании государственных устоев. С их точки зрения, Сократ не почитал чтимых городом божеств, а вводил новые, а также развращал юношество (известно, что он называл свинством процветавшую в то время мужскую любовь). Произошло это в 399 г. до н. э. Его бросили в темницу, но пребывание в неволе Сократ перенес, сохраняя присутствие духа, и даже отказался от побега, который намеревались ему устроить друзья.

Поскольку он был свободным афинским гражданином, его не мог казнить палач, смерть должна была наступить после принятия яда. Известно, что перед кончиной Сократ обратился с просьбой принести в жертву петуха божеству Асклепию. Как правило, это делалось в качестве благодарности за выздоровление, поэтому философ продемонстрировал восприятие собственной смерти как выздоровления души, освобождения от оков тела. В мае он спокойно выпил кубок с ядом и умер, находясь в полном сознании.

Сократ не оставил после себя ни одного письменного сочинения. Его излюбленным времяпрепровождением были беседы с представителями самых различных социальных слоев. В этих беседах, удачно ставя вопросы, ведя живой диалог, он приводил собеседника к тем или иным выводам. О чем именно были эти разговоры - об этом человечество узнало благодаря ученикам Сократа - Платону и Ксенофонту, их многочисленным сочинениям. В меньшей степени сведения о Сократе можно встретить в сочинениях Аристотеля , Диогена , Плутарха и других авторов.

С точки зрения Сократа, главным критерием философии являлась нравственность, которую он приравнивал к знанию, истине, мудрости. Целью его учения было самопознание, являющееся путем к достижению блага. Огромное значение Сократ придавал изучению людей как созданий нравственных. Бог для него являлся источником справедливости, добродетели, государство – порядком как частью божественного плана. Сократ призывал людей не позволять страстям брать над собой верх, но не выступал за полный отказ от наслаждений. Сам же он всегда оставался разумен, умел бороться со страстями, поэтому приобрел репутацию идеального мудреца, особенно в глазах представителей последующих исторических периодов. Именно Сократа считают первым философом в истинном смысле этого слова.

Биография из Википедии

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης; 470/469 г. до н. э., Афины - 399 г. до н. э., там же) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность открыла новое русло в развитии античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

Представители греческой ветви патристики проводили параллели между Сократом и Христом .

Сократ был сыном скульптора Софрониска и повитухи Фенареты, у него был старший брат по матери Патрокл, наследовавший имущество отца. Родившись 6-го фаргелиона в нечистый день афинского календаря, Сократ стал «фармаком», то есть пожизненным жрецом здравия афинского государства без содержания, и в архаическое время мог быть принесён в жертву по приговору народного собрания, чтобы решить возникшие общественные проблемы. В молодости учился искусствам у Дамона и Конона, слушал Анаксагора и Архелая, умел читать и писать, однако, никаких сочинений после себя не оставил. Был женат вторым браком на женщине по имени Ксантиппа и имел от неё нескольких сыновей, младшему из которых на момент смерти философа исполнилось семь лет. Отличился в ряде сражений и был примером личной храбрости как афинский ополченец-гоплит. Вёл образ жизни афинского парасита и нищего мудреца и в мирное время никогда не покидал Аттику. Славился как непобедимый спорщик и бессребреник, отказывавшийся от дорогих подарков и всегда ходивший в старой одежде и босиком. Был высмеян как софист и платный учитель красноречия в комедии Аристофана «Облака» (около 423 г. до н. э.), на представлении которой встал, предлагая собравшимся сравнить себя с актёром. (Диоген Лаэрций, Деметрий Византийский, Олимпиодор, Менандр)

«Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт, «Воспоминания о Сократе»).

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне - сражался под Потидеей, при Делии, при Амфиполе.Защищал от несправедливого суда демоса осуждённых на смерть стратегов, в том числе сына своих друзей Перикла и Аспазии.Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, спас его жизнь в бою.

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд.

Источники

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака», «Лягушки», «Птицы», где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида , и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно - бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты - лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.

Философские взгляды Сократа

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения тёплого и холодного; а пифагорейцы - раньше его - делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», - писал Аристотель («Метафизика», XIII, 4).

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора , софистов и др.), была более отчётливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм).

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.

Сократовы парадоксы

Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы:

  • Зло - это незнание добра.
  • Никто не желает зла.
  • Никто не делает зла по своей воле.
  • Добродетель - это знание.

«Сократовыми парадоксами» также могут называться самоссылающиеся парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также приписываемая Сократу: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Метод Сократа

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.При этом оппонент, познавая себя, часто сам вынужден был признать, что смешон.

Суд над Сократом

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους). «Апология» (др.-греч. ἀπολογία) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде» содержится защитительная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

В афинском судопроизводстве процессы разделялись на «ценимые» и «неценимые». «Неценимыми» были те, в которых наказание было предусмотрено действующими законами, а «ценимыми» - те, в которых наказание назначал суд. В таком случае после первой подачи голосов, когда решался вопрос, виновен ли подсудимый, следовало второе голосование (если вердикт был обвинительный) относительно меры наказания или штрафа. Наказание предлагал как обвинитель, так и подсудимый, причём последнему было невыгодно назначать себе слишком малое наказание, потому что тогда судьи могли склониться на сторону наказания, предложенного обвинителем. Пример этого мы имеем в процессе Сократа:

Когда ему предложили назначить штраф, он ни сам не назначил его, ни друзьям не позволил, а, напротив, даже говорил, что назначать себе штраф - это значит признать себя виновным. Потом, когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился и, кажется даже посмеялся над ними, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти.

Согласно Платоновой «Апологии», он гордо говорит, что заслуживает не наказания, а высшей чести древних Афин - обеда в пританее за государственный счёт.

По мнению профессора Кембриджского университета Пола Картледжа, Сократ был виновен в богохульстве и развращении юношества и приговорён к смертной казни на законных основаниях. Согласно выводу учёного, приговор не явился чем-то необычным, его нельзя считать исключительным случаем для Древней Греции: с точки зрения суда действия Сократа были противозаконными и ставили целью расшатывание нравственных устоев того времени; версию о том, что Сократ стал жертвой клеветы и навета, кембриджские историки считают недостоверной.

Интересно, что в 2012 году в Афинах был обставлен современный суд с участием видных юристов из разных стран и зрителей, в ходе которого мнения профессиональных юристов, выступивших в качестве судей разделились поровну, а зрители большинством голосов высказались в пользу невиновности Сократа и в результате философ был оправдан.

Казнь

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге «Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Особенно примечательно, что в течение долгих лет благодаря Ксенофонту бытовало мнение о том, что Сократ был отравлен цикутой. Однако клиническая картина смерти не соответствует классической картине отравления цикутой. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа.

История философии античной эпохи делится на досократовскую и послесократовскую. Учение именно этого знаменитого древнегреческого философа задало новый вектор последующим поколениям: если ранее объектом рассмотрения являлась природа и мир, то теперь философы обратились к рассмотрению человека в этом мире, к этико-политической тематике, вопросу воспитания человека, который бы был достойным гражданином и добродетельной личностью.

О биографии человека, с чьим именем связан переломный момент в античной философии, известно крайне мало. Во многом его образ является мифологизированным, поскольку главным источником сведений о нем являются сочинения других авторов. Известно, что Сократ был уроженцем Афин, где в семье каменотесов Софрониска и Фенареты-повитухи родился примерно в 469 г. до н. э. Его женой была некая Ксантиппа. Сократ не считал необходимым участие философов в управлении государством, но от общественной жизни не самоустранялся. Он был участником Пелопоннесской войны, трех сражений - под Потидеей, а также при Делии и Амфиполе. Сократ являлся наставником воспитанника своего друга Перикла - полководца и политика Алкивиада.

После поражения в этой войне Афин власть в городе принадлежала т.н. Тирании тридцати. В этот период философ никоим образом не сотрудничал с проспартанскими ставленниками, более того - он саботировал мероприятия диктатуры, осуждал тиранов. Тем не менее после ее свержения, через четыре года, Сократ был привлечен согражданами к суду. Афиняне были обозлены на философа за то, что тот спас в свое время жизнь Алкивиаду и тем самым не предотвратил нанесения вреда Афинам. Формально ему было предъявлено обвинение в расшатывании государственных устоев. С их точки зрения, Сократ не почитал чтимых городом божеств, а вводил новые, а также развращал юношество (известно, что он называл свинством процветавшую в то время мужскую любовь). Произошло это в 399 г. до н. э. Его бросили в темницу, но пребывание в неволе Сократ перенес, сохраняя присутствие духа, и даже отказался от побега, который намеревались ему устроить друзья.

Поскольку он был свободным афинским гражданином, его не мог казнить палач, смерть должна была наступить после принятия яда. Известно, что перед кончиной Сократ обратился с просьбой принести в жертву петуха божеству Асклепию. Как правило, это делалось в качестве благодарности за выздоровление, поэтому философ продемонстрировал восприятие собственной смерти как выздоровления души, освобождения от оков тела. В мае он спокойно выпил кубок с ядом и умер, находясь в полном сознании.

Сократ не оставил после себя ни одного письменного сочинения. Его излюбленным времяпрепровождением были беседы с представителями самых различных социальных слоев. В этих беседах, удачно ставя вопросы, ведя живой диалог, он приводил собеседника к тем или иным выводам. О чем именно были эти разговоры - об этом человечество узнало благодаря ученикам Сократа - Платону и Ксенофонту, их многочисленным сочинениям. В меньшей степени сведения о Сократе можно встретить в сочинениях Аристотеля , Диогена , Плутарха и других авторов.

С точки зрения Сократа, главным критерием философии являлась нравственность, которую он приравнивал к знанию, истине, мудрости. Целью его учения было самопознание, являющееся путем к достижению блага. Огромное значение Сократ придавал изучению людей как созданий нравственных. Бог для него являлся источником справедливости, добродетели, государство – порядком как частью божественного плана. Сократ призывал людей не позволять страстям брать над собой верх, но не выступал за полный отказ от наслаждений. Сам же он всегда оставался разумен, умел бороться со страстями, поэтому приобрел репутацию идеального мудреца, особенно в глазах представителей последующих исторических периодов. Именно Сократа считают первым философом в истинном смысле этого слова.

Наиболее интересным и влиятельным мыслителем 5 века до н.э. был Сократ. Этот мыслитель проживал в древней Греции. Жизнь и (кратко описать очень сложно, но мы постараемся выделить ключевые моменты) неразрывно связаны, как вы убедитесь, прочитав данную статью. Так как он искал подлинное знание, а не стремился просто к победе над соперником, Сократ использовал в стремлении достижения истины те же логические приемы, что и софисты. Он ставил все вещи под сомнение и принимал их за истину только после тщательного рассмотрения, благодаря чему этот мыслитель считается первым представителем критической философии. Философия Сократа кратко и понятно изложена ниже и представляется вашему вниманию.

Источники изучения

Сократ как мыслитель был хорошо известен в свое время благодаря ораторскому мастерству и общественной деятельности. Сам он ничего не написал, так что при его изучении мы полагаемся лишь на записи, оставленные его учениками (в частности, Ксенофонтом и Платоном). Биография и философия Сократа кратко изложена в их трудах. Сложность в том, что Платон тоже был философом и часто вставлял собственные теории в диалоги, которые он представлял как дискуссии между Сократом и другими известными его современниками.

"Евтифрон": что такое благочестие

В "Евтифроне", например, описывается резко критическая беседа Сократа с самоуверенным молодым человеком. Находя, что Евтифрон полностью уверен в своей этической правоте, даже в морально неоднозначном случае судебного разбирательства с собственным отцом, Сократ спрашивает его, что же такое "благочестие" по его мнению. Речь здесь идет не просто о некотором списке поступков, которые можно назвать благочестивыми. Евтифрон должен дать общее определение, охватывающее самую суть понятия "благочестие". Но каждый ответ, который предлагает юноша, подвергается тщательной критике Сократа до тех пор, пока Евтифрон больше не может ничего предложить.

Одобрение богов

В частности, Сократ систематически опровергает предположение Евтифрона о том, что критерий правильности того или иного поступка - одобрение богов. Во-первых, вопрос о том, что считать "правильным", всегда вызывает нескончаемые споры, и боги зачастую противоречат в этом сами себе, так же как люди, называя тот или иной поступок одновременно и хорошим, и плохим. Сократ позволяет Евтифрону отыграться (только в целях продолжения дискуссии) и принимает оговорку о том, что боги сначала должны стать полностью единодушны в этом вопросе (обратите внимание, что эта проблема возникает только в политеистической культуре).

Во-вторых, что еще более важно, Сократ делает формальную дилемму из простого, казалось бы, вопроса: "Любят ли боги благочестие как таковое или же благочестие становится благочестием только потому, что его любят боги?".

Ни одна из этих двух альтернатив не подходит к определению благочестия, предложенного Евтифроном. Если правильные поступки являются благочестивыми только потому, что их одобряют боги, тогда моральная правота является произвольной, полностью зависящей от капризов богов. Если боги любят благочестие как таковое, из этого следует, что должен быть какой-то небожественный источник ценностей, известный нам.

Трудная дилемма

В самом деле, эта дилемма предлагает значительные трудности при попытке сопоставить мораль с внешней властью. Рассмотрим, например, вопросы с аналогичной структурой: "Мои родители одобряют этот поступок потому, что он правильный; или мой поступок правильный потому, что родители его одобряют?", "Государство запрещает такое поведение из-за того, что оно неблагочестиво; или же оно неблагочестиво потому, что государство запрещает его?". Во второй альтернативе в каждом из этих случаев действия становятся правильными (неправильными) только потому, что некая власть одобряет (не одобряет) их. Выбор, таким образом, не имеет рационального обоснования, так как невозможно приписать неоспоримую мудрость этой внешней власти. Но в первом варианте власть одобряет (или не одобряет) какое-то поведение, потому что оно само по себе правильно (или неправильно), не зависимо от нее. То есть, следуя этой логике, мы способны самостоятельно отличать добро ото зла.

Таким образом, философия Сократа и Платона, кратко изложенная выше, предполагает ставить под сомнение (если не отрицать) прогресс в решении любой философской проблемы. Этот метод помогает устранить ошибки при решении серьезных вопросов и призывает к интеллектуальной независимости. Философия Сократа кратко и понятно открывается нам на примерах.

Характер Евтифрона, однако, не изменяется, в конце диалога он уходит со сцены таким же самоуверенным, каким и был. Использование приводит к победе разума, однако может не убедить тех, к кому он апеллирует.

"Апология"

Из-за того, что Сократ не являлся сторонником действующего режима, представители афинской демократии обвинили его в подрыве государственной религии и совращении малолетних. Речь, которую он выдвинул в свою защиту, приводится в "Апологии" Платона и дает нам более глубокое понимание особенностей подхода Сократа к философии, его отношения к практической жизни.

Ироническая скромность

Объясняя свою миссию философа, Сократ цитирует сообщение оракула о том, что он самый умный из греков. Затем следует серия иронических описаний усилий мыслителя опровергнуть оракула в беседах с известными афинянами, которые должны быть, безусловно, мудрее, чем он. После каждой такой беседы, однако, Сократ приходит к выводу, что обладает таким видом мудрости, которого не хватает этим людям, а именно признанием собственного невежества.

Философия софистов и Сократа кратко

Цель такого сомнения была в том, чтобы помочь людям достичь подлинного самопознания, даже если оно приводит к неприятным открытиям. Философия Сократа, кратко и понятно изложенная, всегда сводится к этому сомнению. Сократ выворачивает наизнанку методы софистов, используя логические несоответствия, чтобы показать (а не создать) иллюзию реальности.

Преданность истине

Даже после того как он был признан судом виновным, Сократ отказывается отречься от своих убеждений и своего метода. Он также отказывается принять изгнание из Афин и требование замолчать, настаивая на том, что публичное обсуждение важнейших проблем жизни и добродетели - неотъемлемая часть любой человеческой жизни. Философ предпочитает умереть, чем отказаться от своей философии.

Даже после того, как его приговорили к смертной казни, Сократ (философия кратко представлена выше) спокойно произносит последнее слово - размышление о том, что готовит нам всем будущее. Сказав о том, что судьба человека после смерти неизвестна, он тем не менее выразил непоколебимую веру в силу разума, которую проповедовал на протяжении своей жизни и которой не имели его судьи. Так что с этой позиции остается не ясным, кто на самом деле выиграл судебное дело.

Драматическое изображение Платоном человека, предпочитающего смотреть в лицо смерти, но не отречься от своих убеждений, послужило прообразом будущих философов древности, бравших пример с этого выдающегося мыслителя. Философия Сократа, Платона, Аристотеля кратко и в общих чертах несколько схожа.

"Критон": человек и государство

Описание Платоном последних дней Сократа было продолжено в "Критоне". Находясь в тюрьме в ожидании казни, философ продолжает спокойно размышлять о серьезных вопросах, волновавших его еще на свободе. Основные идеи философии Сократа кратко были озвучены им и здесь. Даже несправедливость приговора судей не вызывает в мыслителе горечи или гнева. Друзья прибывают в тюрьму с безупречным планом побега из Афин и жизни в добровольном изгнании, но Сократ спокойно вовлекает их в разумную дискуссию о нравственной ценности такого поступка, ставя ее под сомнение.

Конечно, Критон и другие ученики хорошо знали своего учителя, они пришли уже подготовленными к подобному спору и запаслись аргументами в пользу своего плана. Спасение позволит Сократу выполнить личные обязательства в жизни. Более того, если он откажется бежать, многие будут считать, что его друзья недостаточно о нем заботились и поэтому не организовали побег. Таким образом, для того чтобы выполнить свои обязательства и сохранить репутацию друзей, Сократ должен был сбежать из тюрьмы.

Истина дороже

Но философ отвергает эти соображения как не имеющие отношения к истине. То, что скажут другие, не имеет никакого значения. Как он утверждал в "Апологии", верным будет не мнение большинства, а мнение одного человека, который действительно знает. Только истина может быть критерием принятия решений и только аргументы, апеллирующие к истине, он готов принять от своих друзей.

Сократ исходит здесь из общего морального принципа:

Не следует делать зла (даже в ответ на зло, совершенное другими).

Следует подчиняться государству.

Избегая смертного приговора, вынесенного он проявил бы неподчинение государству, Сократ решил, что ему не следует бежать из тюрьмы. Как всегда, его поступки соответствовали ходу его рассуждений. Философ выбрал приверженность истине и морали, хотя это и стоило ему жизни.

Вообще, обязанность действовать по справедливости имеет основополагающее значение с точки зрения нравственности, и побег Сократа считался бы неповиновением. Однако утверждение о том, что всегда следует подчиняться государству, нельзя считать столь уж бесспорным. С точки зрения Сократа, государство должно обращаться со своими подданными как родитель с ребенком, а поскольку родителей стоит слушаться всегда, точно так же всегда следует подчиняться государству. Однако вопрос о допустимости подобного сравнения остается спорным. Слушаться родителей - временное обязательство, которое мы берем на себя, пока не вырастем, а подчиняться государству мы должны до тех пор, пока не умрем.

Вашему вниманию был представлен древнегреческий философ Сократ. Философия кратко и, надеемся, понятно была изложена в данной статье.

Алкивиад, Ксенофонт, Евклид. Учение Сократа ознаменовало новый этап в развитии античной философии, когда в центре внимания оказались не природа и мир, а человек и духовные ценности.

Детство и юность

По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, который унаследовал отцовское имущество, но и Сократ не остался в нищете.

Об этом можно судить по тому факту, что на войну со Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина, а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Отсюда следует вывод, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо зарабатывал, орудуя резцом и прочими инструментами.

Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада.


Мыслитель родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что предопределило его судьбу. Согласно древнегреческим законам, Сократ стал хранителем устоев афинского общества и государства, причем безвозмездно. В дальнейшем общественные обязанности философ исполнял с должным рвением, но без фанатизма, и поплатился жизнью за убеждения, честность и стойкость.

В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Одним из них был великий .

Философия

При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.


При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.

Противоречивы трактовки понятия зла, выведенные Сократом, а точнее, упоминания о них в трудах Платона и Ксенофонта, учеников великого философа. Согласно Платону, Сократ отрицательно относился к злу как к таковому, даже к тому злу, которое человек причиняет врагам. Ксенофонт имеет противоположное мнение по этому вопросу, передавая слова Сократа о необходимом зле во время конфликтов, чинимом ради защиты.


Противоположные трактовки высказываний объясняются характером обучения, свойственного сократовской школе. Философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Поэтому логично предположить, что воин Сократ беседовал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примере военных конфликтов с противником на поле боя.

Платон же был мирным гражданином Афин, и Сократ с Платоном говорили об этических нормах внутри общества, причем речь шла о своих же согражданах, близких людях и о том, допустимо ли совершать зло по отношению к ним.


Диалоги – не единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:

  • диалектическая, разговорная форма поиска истины;
  • определение понятий методом индукции, от частного – к общему;
  • поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.

Сократов метод поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.


Сам учитель никак не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью сократовского учения связана приписываемая ему фраза:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Философ спрашивал, подталкивая собеседника к новым мыслям и формулировкам. От общих предметов он переходил к определению конкретных понятий: что есть мужество, любовь, доброта?


Определение сократовскому методу дал Аристотель, которому было суждено родиться спустя поколение после Сократа и стать учеником Платона. Согласно Аристотелю главный сократовский парадокс гласит: «Человеческая добродетель есть состояние ума».

К Сократу, который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках истины. Он не обучал ораторскому искусству и другим ремеслам, но учил быть добродетельными по отношению к близким: семье, родным, друзьям, слугам и рабам.

Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие монеты своими лекциями.


Поводов к недовольству с точки зрения общества Древней Греции и граждан Афин Сократ давал немало. Для того времени считалось нормой, чтобы подросшие дети учились у родителей, а школ как таковых не было. Молодежь воодушевилась славой этого человека и гурьбой валила к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».

Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.


Другой момент, ставший роковым для Сократа и приведший к смерти мыслителя, связан с обвинением в неблагочестии и поклонении другим богам вместо тех, которые признавали афиняне. Сократ считал, что о человеке сложно судить по поступкам, ведь зло творится по незнанию. В то же время в душе каждого человека есть место добру, а у каждой души есть демон-покровитель. Голос этого внутреннего демона, которого сегодня мы бы назвали ангелом-хранителем, периодически нашептывал Сократу, как поступить в сложной ситуации.

Демон приходил на помощь философу в самых отчаянных обстоятельствах и всегда выручал, поэтому ослушаться его Сократ считал недопустимым. Этого демона и приняли за новое божество, которому мыслитель якобы поклонялся.

Личная жизнь

До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ три раза участвовал в военных действиях, причем показал себя как храбрый и мужественный воин. В одном бою ему довелось спасти жизнь ученика, полководца Алкивиада, разогнав одной дубинкой вооруженных до зубов спартанцев.

Этот подвиг впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад, придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться философии и аскетизму Сократу так и не удалось. Он защищал несправедливо осужденных, а затем по мере сил противился методам правления пришедших к власти диктаторов.


В пожилом возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась вздорным нравом. Неудивительно: отец троих детей совершенно не участвовал в жизни семьи, не зарабатывал денег, не помогал родным. Сам мыслитель довольствовался малым: жил на улице, ходил в рваных одеждах и слыл чудаковатым софистом, каким и представил его в своих комедиях Аристофан.

Суд и казнь

О смерти великого философа нам известно по трудам учеников. Подробно процесс суда и последние минуты мыслителя описали Платон в «Апологии Сократа» и Ксенофонт в «Защите Сократа на суде». Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по законам демократичных Афин это было возможно.


Сократ не принял помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено. Другие варианты наказания философ считал признанием собственной вины и не мог с этим смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.

Цитаты и афоризмы

  • Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
  • Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
  • Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
Похожие статьи

© 2022 alexeygolev.ru. Привороты, астрология, талисманы, гадания, береги.