Можно ли молиться чужих людей. Можно ли молиться за других людей? Что нам дает молитва за других людей

У всех нас есть родные близкие люди, друзья и коллеги чья судьба нам не безразлична. Порой больно видеть их страдания и хочется сделать всё возможное, чтобы помочь. В этом случае лучше всего прочесть молитву за другого человека.

Когда читать молитву за другого человека?

Молитесь о близких, просите Господа направить их на путь истинный, открыть, им глаза на ошибки и простить грехи. Просите даровать им здоровье, благополучие в жизни, счастье и душевный покой. Молитесь даже, если Вам кажется, что Бог не слышит Ваши молитвы. Если вера человека крепка, он просит искренне. Бог обязательно его услышит и откликнется на просьбу. Помните, что, читая молитвы за другого человека, Вы совершаете христианский подвиг.

Молитва за человека для Господа акт наивысшей любви к нему. Такая просьба никогда не останется не услышанной. Она высвобождает духовную силу, связывает злых духов спасая душу человека, за которого вы просите.

Однако обратите внимание, что, произнося молитву за другого человека, можете столкнуться с рядом трудностей.

Например, станут забываться слова, или Вы собьётесь с мысли. Может ухудшиться физическое состояние, или охватит внезапная дрожь по всему телу. Не стоит пугаться - дело в том, что во время такой молитвы Божественные силы изливают на Вас поток Духа Святого. Это легко почувствовать. Господь через Вас изливает свою силу, тем самым помогая вашим близким. Ваша молитва о другом человеке, словно живительный поток прольётся на него, спасёт и защитит.


Знайте, что, как только вы начнете молиться за близких, нечистые силы будут всячески Вам мешать. У Вас будет вечно не хватать времени на молитву. Появятся срочные дела. Это всё козни дьявола, нечистые силы будут делать всё возможное, чтобы помешать Вам молиться за других людей. В такой ситуации молитесь обязательно Святому Духу, ведь он наш главный защитник и помощник.

Сострадайте скорбям ближних. Будьте к ним милосердны и внимательны. Всегда помните, что и Вам понадобится их помощь в будущем.

Чем помогает нам самим молитва за другого человека?

Настоящий христианин молится не только о родных и любимых людях, но и о своих врагах. Он желает здоровья и счастья каждому человеку, живущему на земле.

Евангелие учит нас любви и обязывает каждого верующего читать молитвы за другого человека.

Неверно воспринимать молитву за ближних, как обязанность. Просить спасения не только для себя, но и для всех окружающих очень важно. Просите Господа смиренно храня в душе искреннюю веру, и тогда Вы сможете надеяться, что обретёте спасение.

Молитва Собору 12 апостолам, оберегающая от беды и проблем

Освятии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые и помозите нам, рабам Божии (имена), вашим мощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохра-няти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как правильно молиться за другого человека? Какая молитва Богу будет приносить наибольшую пользу?

Многие верующие люди с большим огорчением смотрят за тем, как их близкие люди, родственники или просто хорошие знакомые не знают Бога и не получают от Него помощь в трудных обстоятельствах, надеясь исключительно на свои собственные силы.

Каким образом можно помочь такому человеку, даже если он не хочет ничего слышать о Боге?

Начинайте за него молиться, просите Господа наставить его на путь истинный и открыть ему глаза на вещи, о которых тот даже не подозревает и в которые не хочет верить.

Каждый верующий человек молится о себе, о своем благополучии, о здоровье и счастливой жизни. Иногда молитвы Бог слышит сразу, если у вас крепкая и живая, сильная вера. Но часто происходит так, что вы молитесь, а результата не видите.

Главное – не прекращать молитву и погружаться в Святое Слово, которое помогает нам узнать все духовные законы, установленные Богом для человека.

Как только человек рождается свыше, он входит в семью Божью и сразу же получает себе в помощники Святого Духа .

«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божьего».

С этого момента ваши обстоятельства начнут изменяться, если вы начнете руководствоваться советами Святого Духа.

А что происходит, когда вы просите за кого-то? В этом случае вы начинаете не просто молиться, а совершать настоящий молитвенный подвиг.

Вы можете молиться за спасение другого человека, за его исцеление от тяжелой болезни или за финансовое благополучие. Когда вы это делаете, вы ходатайствуете перед Господом, проявляя любовь.

Такая молитва в глазах Бога является самым большим проявлением любви на земле. Ваши старания не останутся тщетными, потому что подвиг такой молитвы поможет не только тому человеку, за которого вы просите, но и вам самим.

Когда вы молитесь в духе, то применяете духовную силу.

Молитва позволяет огромной силе, которая существует в духовном мире, высвобождаться.

И это связывает злые силы (демонов), побеждая их и освобождая вас или того, за кого вы молитесь.

Например, станет трудно подбирать слова, они начнут почему-то забываться самым непонятным образом. Или у вас могут политься слезы. Иногда вас может охватить внезапная дрожь, проходящая по всему телу, от макушки головы до кончиков ног.

Что же происходит и почему такого с вами не случалось раньше?

Бог во время ходатайственной молитвы начинает изливать поток Духа Святого. Это сложно понять, но легко почувствовать. Господь через верующего изливает силу, которая и будет источником чудес и совершенно необъяснимых случаев. Чудеса будут происходить с вами и с тем человеком, за которого вы просите!

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».

Ходатайственная молитва позволяет течь живой воде к тем людям, которые не знают Бога, чтобы в них зародилась вера.

Даже если вы пока не видите никаких изменений, все равно продолжайте молиться, принимайте на себя молитвенный подвиг и крепко стойте в вере.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Почему нельзя прекращать молиться за других людей?

Потому что не только Господь смотрит на вас, чтобы вознаградить вас за такой молитвенный подвиг.

За вами очень внимательно наблюдает и дьявол, этот враг всего человечества.

Злые духи ввели в заблуждение очень многих людей, заставили их любить не Бога, а религию, которую придумали люди. Они ослепили умы, обманули их, заставили поверить, что чудес больше нет, что невозможно получить помощь от Бога.

Как только вы начинаете молиться за кого-то, то ваша молитва будет приносить свет к этому человеку, а дьявол сделает все, чтобы этого не произошло. Его задача – это обмануть и увлечь людей в свое темное царство.

Ваша молитва возрождает любовь и чудесную силу, которая приносит истину в сердце погибающего человека.

Господь хочет, чтобы каждый человек пришел к Нему через это рождение свыше и не попал в руки дьявола.

Сатана, конечно, будет сопротивляться вашему молитвенному подвигу за другого человека изо всех сил. Об это надо обязательно помнить!

Как только вы вступите на этот молитвенный подвиг и начнете за кого-то молиться, то с самого начала почувствуете непонятное сопротивление. Сначала вы можете обнаружить, что время, которое вы уже предназначили для такой молитвы, исчезает. А у вас внезапно появляются совершенно неотложные дела, о которых вы даже не подозревали.

Чьи это проделки, понятно, ведь демоны сделают все, чтобы принести вам забывчивость, лишь бы только помешать вам встать на молитву.

Причем, такая забывчивость – это самый простой способ, чтобы вас отвлечь. На какие уловки идет дьявол, чтобы помешать верующему человеку, мы напишем подробно, чтобы помочь людям, которые ничего не знают про это и удивляются, что это такое происходит?

Молитесь обязательно Святому Духу , потому что Он – ваш главный помощник.

Читайте другие статьи на сайте «Живая вера», регистрируйтесь, чтобы стать нашими партнерами. За всех партнеров мы каждый день молимся особой молитвой.

Copyright © 2009 - Webdesign aus Tirol – All Rights Reserved.

Joomla Templates Joomla 1.5 Template by pc-didi..

NWA – Network World Alliance NWA – Webdesign by Webdesign PC-DIDI

Научимся молиться о других людях…

Молитва – это милостыня людям

Митрополит Лимассольский Афанасий

Господи! Услышь меня.

Я прошу немного у тебя.

Пред святой иконою молЮ.

Защити всех тех, кого люблю.

Всех родных моих и всех друзей

Хлебом накорми и обогрей.

В трудный час им Ангела пошлИ,

Чтоб сберёг их на краю пути.

Дай им счастья, радость и покой.

Все грехи прости и успокой.

Научи себя не потерять.

Научи любить их и прощать.

Сделай так, чтоб те, кто дорог мне

Погостили дОльше на Земле.

А когда захочешь их забрать,

Тяжких мук, не дай ты им принять.

Господи! Немного я прошу.

Сбереги всех тех, кого люблю.

Поэтому если даже мы и сознаем себя крайне ничтожными, крайне падшими, крайне немощными, но если уж, действительно, нас кто-то просит:

Это значит, что мы не ставим себя выше его (что мы вроде бы лучше его).

А «помяни, Господи…» можно и вслух, можно и молча (про себя) сказать.

Можно помолиться так: «Господи, помоги рабу Твоему… (или рабе Твоей…) и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!»

Вот и все - в этом нет ничего из ряда вон выходящего.

Хотя бы даже так сказать - мысленно или вслух, но нельзя вовсе отринуть этого прошения, потому что мы не знаем скорби и веры просящего.

По слову Священного Писания, какой мерой будем мерить мы сами, такой возмерят и нам.

Если мы не ответим сердечным состраданием на скорбь нашего ближнего, не возопием ко Господу хотя бы краткой молитвой, то когда у нас случится скорбь, и мы будем кого-то о чем-то просить, нас тоже не послушают.

А уже браться кого-то «тянуть», вымаливать - это совсем другое дело. Чтобы начать вымаливать конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) - для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться.

Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.

По чувству сострадания мы должны молиться за людей даже тогда, когда нас об этом никто и не просит.

Скажем, увидели мы в церкви (в монастыре, на улице):

кто-то сказал пли сделал что-то нехорошее,

неподобающее – мы должны помолиться об этом человеке Христу.

Но хотя бы одну фразу сказать, хотя бы один вздох сердечный вознести :

"Господи, помоги ему! Избави его от сетей вражиих, имиже веси судьбами устрой его спасение, и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!"

И это уже будет молитва.

Монах Константин

Беседа о молитве

– А как можно молиться за всех людей, чтобы это была краткая, но действенная молитва?

А как можно молиться за весь мир? В какой форме? Как это угодно Богу? "Я, – говорит, – начал просить Господа: "Господи, вразуми, помоги". И вот однажды пришел в храм, стою, молюсь. Служба еще не началась. В это время заходит старушка – такая благоговейная – и прикладывается к иконам. Делает поклон у иконы и говорит:

Я послушал-послушал и думаю: какие глубокие слова!

Православный молитвослов

  • Молитвы на каждый день
  • Молитвы о счастии брака
  • Молитвы о мире в семье
  • Молитвы родителей о детях
  • Молитвы о здравии
  • Молитвы о вразумлении
  • Молитвы о даровании любви
  • Молитвы об усопших
  • Молитвы о мире
  • Молитвы о других людях
    • Богородичное молитвенное правило св. Серафима Саровского
    • Краткая молитва о другом человеке

Самая сильная молитва ходатайственная – это молитва за другого человека

Молитва Собору 12 апостолам,

оберегающая от беды и проблем

Освятии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые и помозите нам, рабам Божии (имена), вашим мощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохра-няти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Православная молитва при семейных неурядицах – это хороший способ устранить неприятную ситуацию с Божьей помощью. Поэтому верующие непременно пользуются такой возможностью опереться на поддержку Бога.

Церковная молитва об устранении семейных неурядиц святым мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву

Молитва: О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам, мы, немощнии и недостойнии, прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблудшия, исцелите страждущия и скорбяшия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровители супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощныя исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати, и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

В речах Иисуса Бог описан как принимающий грешника лучше, чем праведника, - парадоксальная избирательность любви, которой его слушатели с полным правом удивляются: Царство принадлежит, прежде всего, малым детям, блудницам, грешникам. «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лук. 18:17).

«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук. 15:7). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Map. 2:17).

Поэтому давайте иметь надежду и любовь ко Христу и научимся молиться о других людях, о всем мире, о почивших, о всяком человеке, испытывающем нужду и находящемся в затруднении, знакомом и незнакомом. Давайте молиться о нуждах братий, и эта духовная милостыня возвратится в душу нашу как Божественное вознаграждение.

Как молиться за других Иисусовой молитвой

В произведении архимандрита Иерофея (Влахоса) “Одна ночь в пустыне Святой Горы” афонский старец дает наставления о том, как молиться о других людях Иисусовой молитвой.

Старец также обращает наше внимание на то, что при творении Иисусовой молитвы за других людей нужно избегать образов, и имя того, за кого молимся, упоминать лишь в начале, чтобы в последствии не отвлекаться от самой молитвы.

Наставления по Иисусовй молитве за других (отрывок из произведения):

Да, старче, до сих пор мы не говорили о молитве о других. Как это делать?

В миру, отец мой, велико неблагополучие, заблуждение, неведение Бога, которое, по словам отцов, является величайшим грехом. И наш долг - плакать и молиться. Святой Иоанн Лествичник составил слово к пастырю, точнее, к игумену, укрепляющее, однако, любого епископа и духовника, который представляет собой епископа каждой души. Там говорится, в частности, следующее. Подобно пастуху, который, когда отдыхают овцы, отпускает на свободу по загону сторожевых собак, чтобы они охраняли стадо от волков, поступает и иерей. В час, когда христиане спят, он бодрствует, предоставляя своему уму (как сторожевой собаке) свободу и заставляя его бдеть и взывать к Богу о народе Его. Сколь многие в тот час распутничают! Сколь многие готовы покончить с собой! Сколько готовых совершить ужасные злодеяния! Сколько разочарованных и отвратившихся от добра! За них всех читайте молитву. “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих” или “раба Твоего”, если имеете в виду определенный случай.

Хочу задать Вам вопрос. Недавно Вы говорили, что молитва должна идти без образов. Ныне же сказали, что следует молиться за всех, имеющих столь крупные проблемы. Не развивается ли в таком случае фантазия и не возникает ли причина рассеиваться уму, тогда как нужно стремиться сосредоточить его в себе и в сердце?

Вы хорошо сделали, задав такой вопрос. Ибо разъяснение необходимо. Когда мы молимся о других, мы делаем это внешне. Т.е., желая какое-то время приносить молитву о тех, кто имеет в ней нужду, мы читаем первый раз “Господе Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих” или “раба Твоего” (и поминаем их имена), но затем произносим “раба” или “рабов Твоих” безымянно, и ум, не помышляя о них, не отвлекается. Господь знает, за кого мы молимся. Также не следует вникать в проблемы, занимающие человека, но говорить “раба Твоего”, и Бог пошлет ему Свою благодать. Если тот окажется достойным принять ее, она поможет ему в его деле. Благодать Божия, отец мой, подобна воде, которая бежит по почве, впитывается корнями и дает каждому дереву то, чего оно желает. Не это ли наблюдаем мы и за Божественной литургией? Мы молимся о всяких нуждах, и народ отвечает: “Господи, помилуй!” Поэтому, когда приходит милость Божия, она дает человеку то, в чем он имеет действительную нужду . Но молитва о других является необходимым пастырским деланием и по другой причине.

Мне хотелось бы услышать об этом.

Молясь о другом, мы почти тотчас получаем известие от Бога о том, какую особую нужду тот имеет, и, таким образом, можем эффективно подействовать на его спасение.

Свежие статьи

Последние комментарии

Что нам дает молитва за других людей

Молитва за близких - дело любви

31.05.2011 | Category: Блог | 1 комментарий

Желать спасения каждому человеку на земле, молиться не только о родных и близких, но и о незнакомых нам людях и даже о врагах – Святое Евангелие называет это делом любви и вменяет в обязанность всякому христианину.

У многих из нас, к сожалению, существует неверное представление о молитве за ближних. Нам представляется, будто молитва за ближних далеко не столь полезна, как молитва за себя, будто она имеет гораздо меньшее значение. Мы воспринимаем молитву за других людей, как некую трудную обязанность – и только. Однако если бы мы знали, насколько важна, насколько необходима молитва за ближних – и для тех, за кого молятся, и для тех, кто молится, – если бы мы это понимали, то охотно, с большой радостью молились бы всякий раз, когда нас об этом попросят. Более того, мы сами просили бы у своего духовника разрешения молиться за любого человека, нуждающегося в молитвенной помощи.

Преподобный Силуан Афонский говорил, что Бог даёт нам молитву за других людей для того, чтобы помиловать их: «Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь даёт скорбь о ком-нибудь и желание молиться о нем, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придет скорбь о ком-либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя, хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога» . Он говорил об этом неоднократно, значит, это являлось его глубоким, опытным убеждением.

Богу угодно, чтобы мы молились не только за себя, но и за других людей. Поэтому каждый раз, когда мы чувствуем тревогу за какого-то человека, например, за дитя, которое болеет или скорбит, – это знак того, что Господь хочет подать помощь этому человеку через нас, через наши молитвы.

Нужно заметить, что молитва за ближних для нас - это не просто одно из возможных проявлений любви, но наша обязанность. Ведь любовь к ближнему - это заповедь Господня. И молитва за других – это высшее проявление любви, это духовная милостыня. Есть милостыня телесная, но духовная – несравненно выше, настолько, насколько и душа выше тела. Если мы не молимся о ближних, не радеем о такой молитве, то тем самым отвергаем возможность наилучшим образом исполнить заповедь о любви к ближнему.

Заповедь о молитве за других людей содержится, в первую, очередь в Евангелии. Сам Господь в молитве, которую Он дал Своим ученикам, заповедует, чтоб мы молились не за себя только, но и за других, ведь мы говорим «Отче наш» , а не «мой» . В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: «Молитеся за творящих вам напасть и гонящия вы» (Мф 5:44 ) . Спаситель заповедал нам молитву о врагах, но не значит ли это, что мы тем более должны молиться за наших друзей?

Ни один человек не должен думать: «Я не могу молиться за других людей, это выше моей меры» . Это ошибочное мнение, если Бог заповедал нам молиться за других, то это нам и по силам.

Подтверждают эту мысль и высказывания преподобного Силуана Афонского: «Возможно, что кто-нибудь подумает: как же я буду молиться за весь мир, когда сам за себя не могу молиться? Но так говорят те, кто не познал, что Господь слушает наши молитвы и приемлет их. Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько Милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем, и только Дух Святой открывает нам Его великую любовь»… «Раньше я думал, что Господь творит чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его» .

Итак, главное, чтобы наша молитва совершалась со смирением, с надеждой не на наше личное преуспеяние, а на милость Божию. Так молиться способен каждый из нас, и к такой молитве и нужно себя понуждать.

Все о религии и вере - "молитва за другого вопросы священникам" с подробным описанием и фотографиями.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Много раз читала о том, что некоторые люди - молитвенники, подвижники - берут на себя и замаливают грехи других людей. Как это происходит, и могут ли брать на себя грехи ближних люди, не отличающиеся особыми духовными дарованиями? Знаю, что нужно молиться за живых и усопших, но некоторые старцы предупреждали своих духовных чад: «А ты молись не за всех». Наверное, когда молишься за других, а особенно за людей, живущих явно греховной жизнью или умерших во грехе, без покаяния, какую-то часть их грехов тоже принимаешь на себя? Всем ли это по силам? И как правильно понимать слова Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин.,5, 16).

Великие молитвенники, древние и современные, говорят, что наше призвание - молиться за весь мир, как Христос учил молиться своих апостолов: «да будет воля Твоя как на небе, так и на земле».

«Молитва, по качеству своему, есть общение (со-бытие) и единение человека и Бога. По действию же она есть стояние мира… мост чрез искушения… пресечение браней, дело Ангелов, пища безплотных, будущее радование, конца и предела не имеющее делание, источник добродетелей… проявление мер… Для истинно молящегося молитва есть истязалище, судилище и престол Господень, прежде престола будущего» (преподобный Иоанн Лествичник). И даже он, преподобный Иоанн Лествичник, нашедший такие слова для описания молитвы, указывал, что может говорить не о всякой молитве, но лишь о той, которую постиг на своем опыте, вопрошающим же о более высоких состояниях советовал обращаться к отцам, достигшим совершенства.

Молясь о своих ближних, мы не можем буквально говорить о том, что берем на себя их грехи, мы лишь своим молитвенным участием разделяем с ними, помогаем понести болезни, которые следуют за совершением всякого греховного поступка (Не случайно одной из основных черт учения о спасении Восточной Церкви является осознание греха не как преступления, но как болезни). Понятно, что, исходя из нашего собственного состояния, степени нашего духовного преуспеяния мы можем «молиться не о всех», как советуют духоносные отцы своим чадам.

Преподобный Серафим Саровский выразил эту же мысль в словах, известных сейчас практически всякому Православному Христианину: «стяжи мир душевный, и тысячи спасутся вокруг тебя». Другими словами, помочь ближним мы можем лишь настолько, насколько мы уже помогли себе.

Слова Иоанна Богослова о согрешающих к смерти следует понимать так, что не всякая молитва угодна Богу, но существует предел нашему молитвенному дерзновению. Великий русский богослов XIX века Святитель Филарет, Митрополит Московский так толкует эти слова в одном из своих слов о поминовении усопших: «…Надлежит ожидать, что Писание не только удовлетворительно наставит нас о чем молиться, но и предохранит запрещениями, чтобы нам не молиться о том, о чем молитва была бы не угодна Богу. Или, спросят, - не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую: тщетна - за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертью телесною, - за тех, которые внутренно отпали от духовного тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностью, решительным и конечным противлением благодати Божией».

Итак, Апостол утверждает, что если наши прошения соответствуют воле Божией, то они будут исполнены. Если мы нелицемерно любим брата своего и будем молиться о нем, то Господь дарует ему Жизнь вечную. Если же брат не обнаруживает никакого обращения, не приносит раскаяния, то молитва наша не будет услышана, так как не угодна Богу.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

Вопрос священнику

Количество записей: 775

диакон Илья Кокин

иерей Александр Белослюдов

игумен Никон (Головко)

иерей Александр Белослюдов

игумен Никон (Головко)

иерей Владимир Шлыков

игумен Никон (Головко)

иерей Александр Белослюдов

иерей Владимир Шлыков

игумен Никон (Головко)

иеромонах Викторин (Асеев)

иерей Александр Белослюдов

Господи Боже наш, Иисусе Христе, Пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и безмерное милосердие Твое просим Тебя - услышать рабов Твоих (назвать имена просящих), согласившихся смиренно просить Тебя о бедствующем (болящем, заблудшем и тому подобное) рабе Твоем (имя) - да подаждь ему. (изложить просьбу). Однако не как мы хотим, а как Ты, Господи; да будет на всё воля Твоя святая. Аминь.

Можно ли молиться за других людей?

Отвечает священник Филипп Парфенов:

А по подобным вопросам будьте готовы, что мнения будут неизбежно разными. Но лично на мой взгляд, такие опасения граничат с суевериями. И вообще это совсем не христианский подход, а какой-то эгоистичный, эгоцентричный: не дай Бог, чтобы мне плохо было, если я вдруг за кого-то помолюсь и приму участие в боли какого-то человека. Вам бы приятно было, если бы в ваших нуждах и скорбях к Вам отнеслись точно так же? Не думаю… Поэтому будьте смелее, увереннее в себе и не слушайте, кто чего скажет, а старайтесь слушать только Бога и Его волю постигать. И тогда по вере вашей и будет Вам!

Вопросы священнику. Новые ответы

Written by Протоиерей Михаил Воробьев

В чем каяться на исповеди? Возможна ли гармоничная семейная жизнь с человеком другой веры и культуры? Есть ли у каждого человека в жизни призвание, предусмотренное Богом? Как его найти? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Михаил Воробьев , настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска.

Некоторые священнослужители говорят, что молиться надо только за себя, иначе Господь будет попускать болезни. Пожалуйста, поясните, так ли это? Юрий

Было бы любопытно увидеть священнослужителя, который запрещает молиться за ближних. Но, вероятнее всего, вы просто не поняли священника. Христос призывает нас выйти из границ эгоизма, увидеть боль и беду тех, кто находится рядом, помочь им делом, добрым словом и, прежде всего, молитвой. Если вы бывали на литургии или на молебне, или на панихиде, вы не могли не обратить внимания на огромное число записок, которые читаются во время богослужения. Для неопытного в молитве человека бесконечное перечисление имен может даже показаться утомительным. Поминальная записка, поданная священнику или дьякону – это и есть наша молитва за дорогих нам людей. При этом собственное имя принято писать последним.

Открыв молитвослов, вы увидите множество молитв не о себе, а о других людях: о своем духовном отце, о детях, о путешествующих, о заключенных и так далее…

Другое дело, что для того, чтобы наша молитва о ближних была правильной и действенной, нам самим необходимо становиться совершеннее, чище, добрее, приобретать большую духовную проницательность. А для этого нужно молиться о себе: о прощении собственных грехов, о преодолении дурных наклонностей и страстей, о смирении и терпении в перенесении скорбей, о прибавлении ума и о многом другом, что необходимо человеку, стремящемуся стать ближе к Богу.

Здравствуйте, батюшка. У меня душевная болезнь. Сейчас мне 39 лет. Лечился у разных врачей. Один ставит диагноз “шизофрения”, другой говорит, что это не шизофрения, а невроз. В моменты обострения были ужасные ситуации, как я сейчас понимаю, был подвержен воздействию бесов. И в связи с этим вопрос: могу ли я самостоятельно определить, одержим я или нет, и в чем смертный грех душевнобольных? Гордость, уныние? В чем каяться на исповеди? Я, готовясь к первой в жизни исповеди, много думаю о своей жизни, каюсь в грехах, но сразу в мыслях нахожу оправдание или “виновных” – и это тоже грех. И можно ли после исповеди пройти Чин отчитки архимандритом Германом Свято-Троице-Сергиевой Лавры с помощью видеозаписи?

В повествовании об исцелении человека родившемся слепым (Ин.9) говорится о недоумении учеников Иисуса Христа, не понимавших за что страдает человек, не совершивший никакого греха.

Христос объясняет, что врожденная слепота не является наказанием, но предназначена для того, чтобы в полноте было явлено всемогущество и милосердие Божие. Кому-то такое действие Промысла Божьего может показаться жестоким. Однако нужно уметь оценить радость, охватившую взрослого человека, впервые увидевшего свет, а кроме того, помнить, что христианин верит в личное бессмертие и Вечную жизнь, перед величием которой умаляется всякая человеческая печаль. Как говорит апостол Павел: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9).

Люди, страдающие безвинно, в том числе и душевнобольные несут тяжкий крест служения ближнему. Это служение заключается в пробуждении сострадания, в побуждении к милосердию, в преодолении себялюбия, равнодушия, ожесточения. Нести крест душевной болезни очень нелегко, но никакой истинный крест не бывает легким, а Бог никому не посылает испытания сверх его сил.

Для того, чтобы получить облегчение в страданиях, старайтесь глубже погружаться в церковную жизнь. Даже если причина вашего заболевания заключается в непосредственном бесовском наваждении, злые духи отступят перед постоянной молитвой, частой Исповедью и Причастием.

Безусловно, самооправдание, стремление найти того, на кого можно переложить вину за свои неблаговидные поступки – тяжкий грех. Так же как гордыня, высокомерие и уныние. Нужно помнить, что грехи изживаются не сразу, иногда на протяжении целой жизни. Для борьбы с грехом необходимы немалые душевные силы. Укрепить их может только молитва и Таинства Церкви.

По настоящему христианская жизнь – это труд и подвиг. Не следует искать легких путей. Нужно просто жить в Церкви с верой в сердце. Так называемая «отчитка» вряд ли принесет вам пользу. Надеясь на чудодейственную помощь старца, вы можете легко забыть о необходимости собственных усилий. И уж конечно ни в коем случае нельзя прибегать к видеозаписям всевозможных чинопоследований изгнания бесов. Это – профанация и оскорбление священнодействий.

Возможна ли гармоничная семейная жизнь с человеком другой веры и культуры? Ольга

Все зависит от степени веры и знания культуры. В советское время с его повальным атеизмом и поверхностным отношением к национальной культуре, межнациональные браки были весьма распространены и оказывались весьма прочными. Однако для человека глубокой веры жить рядом с человеком, деятельно исповедующим другую религию, бывает очень не просто. Неизбежно возникает проблема выбора традиции при воспитании детей. Столь же непросто решать проблемы практической религиозной жизни, например, проблему воздержания от супружеских отношений во время поста.

Брак с человеком иной веры не запрещается церковными правилами, однако он не может стать совершенным с церковной точки зрения, так как Таинство Венчания с иноверцем невозможно. Однако невозможное в настоящем времени может оказаться возможным в будущем. Верующая жена, наглядно представляя главные христианские добродетели: смирение, терпение, трудолюбие, мудрость, – может убедить мужа в благодатной силе православной веры.

Не следует забывать и о великой силе любви, которая помогает устранять все противоречия и создавать гармонию разных характеров и мировоззрений.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, есть ли у каждого человека в жизни призвание, предусмотренное Богом? Как его найти? Валерия

Безусловно, у каждого человека есть свое жизненное призвание и свой талант. Ведь всякий человек носит в себе Образ Божий и, следовательно, не может быть абсолютно бесталанным.

Что касается призвания, то следует вспомнить первую заповедь, данную человеку Богом: «хранить и возделывать рай» (Быт.2,15). Эту заповедь никто не отменял, поэтому всякий человек, особенно христианин, обязан превращать окружающее его жизненное пространство в прямом и переносном смысле в райский сад. Это означает, что наше первое призвание состоит в том, чтобы рядом с нами другим людям жилось теплее, уютнее и радостнее, чем без нас. Преподобный Серафим Саровский говорил об этом призвании человека такими словами: «Стяжи в себе дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». И даже, если рядом с нами спасутся не тысячи, а хотя бы единицы, мы выполним свое призвание, и наша жизнь будет оправдана в глазах Господа.

Призвание большинства людей заключается не в том, чтобы совершить что-то неповторимо великое.

Только талант иногда бывает сокрыт, а кроме того, по природе своей может быть таким, что его ценность является очевидной для немногих. Более того, само это желание – просто психологически замаскированное желание известности, славы, то есть - самая обыкновенная гордыня. А вот доброты, милосердия, жизни по заповедям Иисуса Христа очень многим кажется малоценным.

Отправляя учеников на проповедь и предупреждая их о неизбежных трудностях апостольского служения, Господь Иисус Христос с большим уважением говорит о тех людях, которые не имеют проповеднического дара, но обладают не менее драгоценным талантом сострадания: «кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 42).

Жены-мироносицы, которых мы вспоминаем всегда, когда речь заходит о Воскресении Христа, не обладали никакими особыми дарованиями, но имели призвание деятельной любви, призвание исполнения нравственного долга.

Такое призвание и сопровождающие его таланты милосердия, сострадания, любви, талант терпеливого служения ближнему, есть у всякого человека. И это призвание должно быть исполнено.

В фильме о святых матери Елене и царе Константине Никита Михалков комментировал убийство Константином родного сына. Это известие для меня стало шоком. Может быть это ошибка историков? Антонина.

Из песни слова не выкинешь. Действительно, в 326 году сын императора Константина Великого Флавий Юлий Крисп был казнён по приказу своего отца. Юноша стал жертвой происков своей мачехи, второй жены Константина Фаусты, обвинившей Криспа в попытке изнасилования. Таким образом коварная женщина пыталась сделать наследниками престола своих сыновей.

Обман был раскрыт, и через месяц после казни сына Константин приказал запереть жену в бане, где она задохнулась от жара.

Чудовищное преступление против христианской нравственности свидетельствует, во-первых, о том, насколько извращенными были нравы в умиравшей языческой империи и насколько глубоко укоренились они в сознании даже тех римлян, которые искренне желали стать христианами. С другой стороны, благодаря сохранившемуся историческому свидетельству, мы понимаем степень душевного переворота, совершившегося в совести Константина, колебавшегося между язычеством и христианством и все же крестившегося через 11 лет после описываемых событий.

Рубрики журнала

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе “Категория” необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).

В этом вопросе нужно запомнить главное – что бы дьявол не делал, он всегда преследует одну цель – нашу погибель. Какое бы обличье он ни принимал, каким бы ангелом света он не казался, к каким бы добродетелям ни призывал – итог всегда будет печальный и разрушительный. Он часто заходит издалека, например в древности, чтобы вытащить монаха из его кельи, дьявол возбуждал в его сердце желание милостыни и помощи нуждающимся. Монах, соблазнившийся на эту мысль, начинал усиленно заниматься рукоделием и собирать с этого выручку. Ну а деньги уже открывают перед человеком полный простор. Частые общения с людьми (женщинами), постоянные выходы из кельи в конце концов делали свое дело. И таким образом человек доходит до падения. А все начиналось вполне благовидно.

Если дьявол возбуждает человека к молитве (преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк кажется говорят к ночной молитве), то и здесь он может преследовать свои цели, например, выбить человека из его привычного графика. А утром позовет к нему беса раздражения. В результате невыспавшийся “молитвенник” своим дневным гневом и руганью сведет все свои молитвенные подвиги на нет.

Или если бесу удалось заразить человека самомнением и пагубное древо гордыни пустило в его сердце прочные корни, то такого тоже можно смело возбуждать к молитве, потому что молитва фарисея: “Благодарю Тебя Боже за то, что я не такой грешный, как другие”, только прогневляет Бога, зато радует дьявола.

Однажды, сидя в своей келье, старец Троице-Сергиевой лавры Захария, взглянул в свой святой угол на иконы и ужаснулся: перед иконами стоит бес, с отвратительной страшной головой, формы кокосового ореха и быстро, быстро бормочет псалмы

– Что это ты, неужели молишься? – спросил старец.

– Я, я надругаюсь над молитвой,- пробормотал бес и исчез.

Поэтому молитва молитве рознь. Все зависит от ситуации. Демоны разные по своей злобе. Некоторые из них искушают людей для того, чтобы просто посмеяться, другие же хотят сделать больно, иным мало только одного человека, но они поражают стрелами и случайно проходящих рядом и никак не могут насытиться нашими страданиями.

Если вы имеете в виду молитву Амвросия Оптинского о детях, то скорее всего это было вражие искушение, так как молитва очень хорошая, ее желательно читать всем родителям. Можно с уверенностью сказать, что чтение этой молитвы угодно Богу.

Св. Серафим Саровский рассказывал, что когда простер моления за одну потерянную душу, которая была в когтях у самого сатаны, и видели ее потом, по милости Божией, совершенно чистой голубицей, и как, полчище сатанинское, не стерпя потери своей, излило на него всю свою злобу (глубокая язва на спине).

Почему считается, что молитва за другого человека есть подвиг?

Как может отразиться на молящемся прихожанине поминание о здравии (на проскомидии, молебен, сорокоуст) за человека крещеного, но активного атеиста и погрязшего в страстях и смертных грехах?

Как понимать, что взявший на себя отмаливать душу такого человека (поминать о здравии на проскомидии) имеет дерзость перед Богом и за этот грех может получить от Бога скорби? Батюшка, не страшно получить от Господа скорби, страшно согрешить!

Говорят, также, что и человек за которого молятся испытывает нападки врага спасения, а средств противостоять им не знает и не имеет, он же не воцерковленый, таким образом его душой больше и больше завладевает злой! Благодарю, Батюшка!

Вообще любая молитва сама по себе является подвигом. Почти вся брань происходит из-за молитвы. Кто из христиан не знает состояния, когда нет сил и желания даже посмотреть на иконы дома? Тело не слушается, глаза слипаются, ноги подкашиваются, душа в расслаблении, ум в помрачении. Самостоятельная молитва требует большого подвига и огромного напряжения сил. И только когда Святой Дух приходит в сердце человека, тогда молитва сама совершается очень легко и сладостно, течет, как лодочка, которую надо лишь слегка подтолкнуть и она дальше уже сама плывет. Апостол Павел говорит, что это "Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим.8:26).

Но труд в молитвенном подвиге вовсе не говорит о том, что такая молитва не принимается Господом. Может быть, наоборот, видя наше старание, наше деятельное желание служить Богу и общаться с Ним, Господь принимает и ценит такую молитву выше и дороже. Просто пока мы молимся, как можем, но мы стараемся (если стараемся, конечно).

Тоже самое касается и молитвы за других. Силуан Афонский говорит, что молиться за других – это кровь проливать. А митрополит Антоний Сурожский дополняет: "И пролитие это идет до истощания всех жизненных сил в любви и сострадании. Но молиться за других означает также идти путем Христовым, стать выражением Его предстательства, соединиться с Ним в Его молитве и Его Воплощении; это значит жить неизреченными воздыханиями Духа в наших сердцах. И чем живее наша человеческая любовь, чем глубже мы отождествляемся через сострадание с теми, за кого молимся, тем совершеннее наше общение с Премилосердным Господом; наша молитва, родившаяся из человеческой трагедии, уносит нас в сердцевину Божественной тайны. Сначала мы остро сознаем земное страдание, но по мере того как продолжается наша молитва, все явнее становится Присутствие Божие, и наступает момент, когда мы теряем землю из вида, нас уносит в глубины Божии – в покой, безмолвие, мир, и здесь, в сердцевине тайны любви, мы вновь встречаем тех, сострадание к которым коснулось нашего сердца, кто погружен в Божественную любовь. И тогда Дух Божий, Дух любви пронизывает нас до конца и возвращает к сознанию тварного – но теперь в нем сплетается полная земная ответственность и все углубляющееся созерцание Живого Бога, Бога любви".

Что касается последствий молитв за грешников, то это бывает по-разному. У кого-то буквально молитвослов и рук выпадает или свеча постоянно тухнет и он видит в этом нехорошие знаки, к другому по ночам начинают приходить "гости" в виде звероподобных существ и наводят жуткий страх (страхования), кто-то подвергается физическому недомоганию. Один человек молился за бесов и говорил – Господи, прости их. Но вдруг увидел рядом с собой беса с собачьей головой, который, высунув язык и повернув голову набок, начал его передразнивать – Господи прости их. Так Господь дал понять, что молитвы за бесов Ему неугодны.

И сами люди о которых молятся начинают испытывать скорби (правда, не всегда). И если узнают, что за них кто-то молится, то даже просят – Не молись за меня. Так поступают люди неверующие, непонимающие, что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22). В этом случае можно поручить такого в руки Божии и перестать молиться за него. Пусть Господь Сам устроит все относительно него по Своему непостижимому Промыслу.

Пока ребенок не понимает смысла крестного знамения и не имеет возможности самостоятельно повторить его, мать может крестить его своей рукой. Когда же это станет возможно, пусть крестится сам. Важно, чтобы он видел крестящуюся мать, тогда повторение им этого действия будет неизбежным.

Если ребенок не плачет и ведет себя спокойно, то лучше дождаться второго появления Святых Даров (. всегда и ныне и присно и во веки веков).

Наверно вы поняли, что таких "особенных" молитв в Церкви не существует. Чаще все бывает гораздо банальнее, и причиной становится либо наше бездействие, либо чья-то халатность или коррумпированность. Если с вашей стороны всё возможное сделано, то остается надеяться только на чудо. Для того, чтобы это чудо совершилось, нужно иметь веру. Но для того, чтобы была вера, нужно жить по заповедям – свято. А когда мы за 33 года своей жизни посетили Божий храм от 1 до 3 раз, то это говорит о том, что с добродетельной жизнью у нас серьезные проблемы, а значит и с верой, а значит и с чудом, а значит и с паспортом.

Не прекращайте попытки получения документов. Молитесь о помощи Богу, Божией Матери и своим святым молитвами, которые есть в православных молитвословах. Можно заказать молебен (и присутствовать на нем) о призывании Святого Духа перед началом всякого доброго дела, почитайте дома молебный (или покаянный) канон недельку (две). Исповедайтесь за всю жизнь и причаститесь Святых Христовых Тайн. Короче говоря, сделайте духовное усилие ради вашей нужды. Господу угодно ваше начинание, так как Он за законные семьи, а поэтому можно с уверенностью сказать, что вас не оставит. Помощи Божией.

Является ли грехом поминание о здравии ЗАКАЗНОЙ запиской человека крещеного, но который не верит в Бога? Благодарю, Батюшка!

Интересно, почему у вас родился такой вопрос? Может были сомнения? Если строго по правилам, то любого крещеного (как члена Церкви) можно поминать на проскомидии. Но с другой стороны эта принадлежность должна подтверждаться жизнью по вере, или жизнью соответственно обетам крещения. А часто мы видим и крещенных сектантов, и оккультистов, и других врагов Божиих крещенных во младенчестве и не помнящих о своем крещении или намеренно желающих забыть о нем. Известны случаи, когда молитвы о таких людях были неугодны Богу и навлекали скорби на самих молящихся.

Но всегда важен мотив и цель, важно сердечное намерение человека. Молитва от любящего и сочувствующего сердца, исполненная искренности и детской простоты всегда будет услышана Богом.

Поэтому, если искренно желаете тому человеку спасения, то поминайте его. Если же Богу это неугодно, то вы это поймёте. Помощи Божией.

Правда очень много лет назад, как только я переехала в город Сочи, после окончания университета, меня поселили в общежитие и вот ночью, я уже заснула и проснулась от ужаса, что к нам в форточку как бы вползало небольшое облачко. Я лежала в постели и как бы оцепенела. Так было несколько раз, а в одну ночь когда оно надо мной пролетало, я с силой от ужала взмахнула руками и оно исчезло. Я никому кроме своих сестер об этом не рассказывала, чтобы меня никто не счел сумасшедшей. Но потом прошло время, я покрестилась в Православии и обо все этом не вспоминала. Прошло двадцать лет. Я получила квартиру жила в другом районе, и случайно встретила знакомую из этого общежития, которая рассказала, что примерно 3 года спустя, как я переехала, в подвале под моей комнатой была найдена убитая девушка, которую там нашла милиция. Не знаю связано ли это с моими видениями. Но вот то, что произошло со мной при чтении молитв к Митрофану Воронежскому меня сильно обеспокоило. Причем после этого у меня нет физически никакого дискомфорта, как-будто бы со мной ничего не происходило. Подскажите пожалуйста, что мне делать? Происшедшее со мной меня очень напугало. Спасибо жду вашего совета.

Во-вторых, степень одержимости бывает разная. И проявляется она по-разному: одни кричат и сквернословят, другие издают нечленораздельные звуки, похожие на рев и вой животного, третьи бегают без остановки или тараторят без умолку, иные даже пророчествуют. Одержимость бывает на нескольких уровнях: на уровне духа, души (влияние бесов проявляется в навязчивых идеях, страхах. Бесы могут жить на уровне разума, эмоций, чувств, проявляться как замкнутость, мании, фобии), на уровне тела (болезни, немощи, патологии).

На чтение молитв заклинательного и запрещательного характера лучше брать благословение духовника (священника). Без благословения духовного лица чтение таких молитв может иметь нехорошие последствия – искушения, брани, страхования, падения.

Пугаться не нужно. Вы боитесь, что ваши страхи оказаться одержимой подтвердятся. Не бойтесь, мы все в разной степени являемся одержимыми. Кто-то из святых сказал, что бесы хотя и не имеют физических тел, но мы являемся для них телами, когда исполняем их волю, то есть грешим. Средство от этого одно – исполнение воли Божией (евангельских заповедей), через что человек привлекает Божественную благодать. Святитель Иоанн Златоуст в "Слове о злых духах" говорит, что когда человек исполняет заповеди Божии, его охраняет благодать Божия, а в духовной области лукавые духи видят, что его охраняет некая защитная огненная оболочка. Демоны боятся коснуться такого человека, ибо как может сено коснуться огня – оно сгорит.

Любите и бойтесь Бога, а Его врагов (бесов) бояться не нужно, в каком бы образе они не являлись (черного облачка или ином). Исполняйте заповеди и ничего плохого с вами не случится. Помощи Божией.

И еще вопрос. Слышала, что когда молишься за человека, то посылаются искушения, болезни молящемуся или тому, о ком молятся. Правда ли это? И, если да, то почему? И сама заметила, что когда долго о ком-то молюсь, он начинает болеть или терпит неприятности. Совпадение?

О благотворном воздействии псалмопения известно давно, еще со времен Давида. Так когда злой дух нападал на царя Саула и Давид играл на гуслях свои мелодии, то дух отступал от царя и ему становилось лучше (1Цар.16:23). Именно за духовную ценность Псалтири она не просто включена в богослужение, но богослужение состоит почти полностью из Псалтири: псалмы, прокимны, стихиры, кафизмы, стихи – почти все взято из Псалтири. Из акафистов же официально включен в богослужение только один. Он читается только раз в году в пятую субботу Великого Поста (Суббота Акафиста).

Многие святые отцы отзывались о Псалтири в превосходной степени, называя ее Писанием в миниатюре. "Псалом – привлечение Ангельской помощи, оружие против страха ненужного, упокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам, приличное убранство женщинам" (Пр.Ефрем Сирин). "Если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье, – (псалмы) укажут тебе многие пристани. Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих. " (Свт.Иоанн Златоуст). "Книга псалмов. есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, чтó каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное возставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетование славы, откровения таинств. Все как бы в великой и общей сокровищнице собрано в Книге псалмов" (Свт.Василий Вел.).

Что касается скорбей после молитвы, то этому не нужно удивляться. Для христианина скорби (болезни, страдания, лишения, предательство) это знак внимания и посещения Божия. О ком Бог "помнит", того и посещает. Как и Христос сказал: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода" (Ин.15:1,2). Это неверующее общество воспринимает страдания, как проклятие. Христианство же видит в этом милость Божию и свое сыновство: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны" (Евр.12:6-8). Из этих слов апостола Павла понятно, что наказание – это показатель родственности Богу и избранности. А это должно располагать к радости, а не к печали.

Изменения после чьей-нибудь молитвы, о которых вы пишите, говорят о том, что молитва принята (действенна) и через болезнь человек очищается от своих грехов. А тем, которые хотят безболезненного и беспроблемного существования, не нужно было вообще рождаться в этот прискорбный мир.

Церковное поминовение в этот день ничем не отличается от поминовений в остальные дни года. Также подается записка на проскомидию и по желанию служится панихида.

Если же речь шла о сервировке стола, то в этот день Церковь постится. Разрешается пища с растительным маслом.

Скорее всего так и есть – это скрытые козни лукавого, который таким способом напоминает вам о том мужчине и незаметно укрепляет в намерении вернуться к нему, позвонить, как-нибудь напомнить о себе. Загляните в свое сердце, разве не бывает у вас таких мыслей?

Лучше вам совсем не молиться за него, а оставить этот подвиг для него самого и его жены (если такая будет).

Путь своего мужа вымаливает жена.

Когда на кону стоит бессмертная человеческая душа и решается вопрос нашей вечной жизни или вечной смерти, то нужно пренебречь в этой жизни всем, что только есть: и знакомыми, и друзьями, и даже родственниками. Это говорится для того, что вы можете возразить и скажете, что считаете его просто своим другом, за которого молиться не грех.

Помните, дьявол очень редко ходит в открытый бой, только, если вопрос о служении ему уже решен и человек его покорный раб. Тогда ему незачем представать в образе светлого ангела. Но в остальных случаях он будет заходить издалека и прикрываться самыми благими и святыми побуждениями. А заканчивается всё это "возвращением ко своей блевотине", иными словами – прежними грехами. Будьте трезвенны и рассудительны. Помощи Божией.

Часто люди впервые приходят в храм, когда начинаются проблемы у их родных или близких. И тогда неизбежно звучит вопрос: что делать? В этом вопросе и боль, и надежда, и любовь, и отчаяние в собственных силах. Конечно, священник отзовется и поговорит и утешит, как сможет, но и самим приходящим надо понимать некоторые очевидные для православного человека вещи, но, увы, не всегда очевидные для большинства современных людей, не живущих церковной жизнью и до поры до времени не стремящихся к ней.

Во-первых, надо понять, что если человек в какой-то крайней нужде бросается к Богу, то Бог его не оставит. Но это не значит, что помощь будет именно такой, какой мы ждем. Например, у кого-то родственник оказался в реанимации, состояние критическое… Его родные приходят в храм и спрашивают: что делать?! Конечно, надо молиться, и Церковь в лице священника в этом добром деле первый помощник и участник. Но мы не знаем, что именно полезно человеку для спасения его души – болезнь или здоровье, жизнь или кончина. Поэтому, когда мы молимся о нашем близком и просим молиться других, мы должны знать, что мы всецело предаем человека в руки Бога, который Один знает, что по-настоящему нужно человеку с точки зрения вечности, в чем он нуждается. Конечно, мы молимся именно о здоровье, о благополучии, но непременно добавляем в конце: «да будет воля Твоя».

Я это потому говорю, что часто люди, приходящие в храм в каких-то отчаянных обстоятельствах, просят и ожидают от Бога, чтобы все разрешилось именно и только так, как кажется хорошо самим приходящим. При этом мы забываем, что наше понимание добра очень относительно и обычно связано только с понятиями житейского, земного благополучия. Мы мало заботимся о жизни души, о ее вечной участи и спасении. Словом, приходя в храм и прося у Бога благ для своих близких, мы должны и веру иметь, что Бог, знающий, что есть действительное благо, управит именно так, как полезно с точки зрения духовной, а не только с житейской и бытовой. Приходя в храм и прося Бога войти в нашу жизнь, в жизнь наших близких, нужно быть готовым это посещение Божие принять, а для этого нужна и решимость, и вера.

Кроме того, вот что нужно понять. Мы просим Бога с болью и крайним рвением о благополучии своего близкого. Но много раз в Писании и Сам Господь, и Его ученики говорят нам о том, что наша молитва, ее действенность напрямую зависит от образа нашей жизни – условно говоря, от того, насколько мы сами слышим и слушаемся Господа. Это очень важно понять! Потому что в беспечности своей мы иногда годами, день за днем, час за часом последовательно и сознательно отвергаем правду христианской жизни, не хотим ее знать, и когда случается беда или наступает проблема в нашей жизни или в жизни наших близких – это бывает следствием такого постепенного и методического удаления человека от Бога. И когда человек кричит Богу: «Помоги мне!» – он, конечно, должен твердо осознавать свое действительное положение – положение человека, отвергавшего Бога на протяжении многих лет, может быть не с явной и сознательной дерзостью, но своими поступками, своей беспечностью, своим нехристианским поведением в самых разных обстоятельствах, своим небрежением к призыву Божиему. Это как если бы мы отступали шаг за шагом от Бога спиной к обрыву, слышали увещевания об опасности, уговоры остановиться, но не верили им и продолжали свое движение. И вот однажды неизбежно наступает момент «последнего шага», когда события развиваются с катастрофической стремительностью. Но и здесь есть место для покаяния, для сердечной молитвы и прошения о помиловании. И мы из Библии знаем много примеров такого покаяния уже после падения и знаем, что и такое покаяние принимается Господом и милосердие Его, если можно так сказать, «смягчает» даже совершившееся уже падение и сглаживает его последствия.

Об этом обязательно надо вспомнить и, конечно, из глубины сердечной попросить прощения с обещанием положить начало исправлению. Без этого всякая молитва будет всего лишь дерзостью человека, который привык только требовать, не желая ничем жертвовать взамен. Итак, приходя в храм и прося Бога о милости к своему ближнему, находящемуся в трудных обстоятельствах, нужно начать менять и свою жизнь – и начать менять незамедлительно.

В первую очередь, конечно, нужно как можно более ответственно и серьезно подготовиться к исповеди и причастию. Это займет несколько дней, а затем надо потихоньку начать выстраивать образ жизни, сообразный с православной верой. Именно потихоньку, без рвения, несмотря на желание моментальной и кардинальной перемены, которое возникает иногда от воспламенения в душе благочестивой ревности. Но все нужно делать понемногу, с рассуждением. В первую очередь надо осмыслить и рассмотреть свою жизнь на предмет наличия в ней тяжких, смертных грехов, и если таковые присутствуют – приложить все усилия, чтобы от них избавиться. Смертными грехами мы называем крайнее проявление любой страсти. Блуд, гордость, лихоимство, гнев… любая страсть в своем свободном и полном развитии разрушает человека и становится действительно опасной, смертной.

Кто-то из опытных духовников сказал, что тот, кто хочет помочь своему близкому, должен стать подвижником. Это суровая правда. Обычно просят помолиться, заказывают сорокоусты «в трех церквях», просят какую-то «специальную молитву», спрашивают, какому святому молиться, не понимая, что не в самой молитве, не в тех или иных словах заключается главная сила, а в готовности для спасения близкого человека жертвовать собой, своим покоем, своими греховными привычками, образом жизни. И только тогда боль о родном человеке, молитва о нем может быть действенной, если эта боль и молитва подкреплена личным подвигом или, по крайней мере, коренным изменением безбожной и далекой от христианской нормы жизни (а именно об этом приходится говорить в большинстве случаев).

В духовной жизни действует простой закон: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). Вот это ношение тягот и есть какой-то духовный труд, подъятый ради спасения своего близкого. И кто еще может этот труд подъять, как не близкий, родной человек. Да, и молитвы священника, а наипаче молитвы, приносимые в храме, на Божественной литургии, важны, но есть какая-то та инственная связь между родными людьми и в плане спасения, так что иногда именно близкий, а не кто-то другой должен принять на себя какой-то сугубый духовный труд. К слову, тот труд, который надо предпринять человеку (зачастую далекому от веры), на поверку оказывается не каким-то сугубым подвигом, а всего лишь возвращением к нормальной христианской жизни, к тому, какой эта жизнь должна быть в повседневности, и только наша многолетняя беспечность удаляет нас от этой нормы настолько, что она начинает нам казаться какой-то непосильной ношей.

И еще вот о чем хочется сказать. Действительно, бывают, и даже нередко, внезапные и чудесные избавления наших близких от тех или иных болезней, опасностей и напастей. И случается тогда видеть сияющие благодарные глаза родственников… Но так бывает далеко не всегда. Гораздо чаще человек, приходящий в храм и просящий молитв о своем близком, желающий ему помочь, должен запастись терпением и понимать, что некоторые запутанные обстоятельства, запущенные болезни и страсти не разрешаются моментально, а исправление той или иной тягостной ситуации требует многого терпения, смирения и постоянного приложения сил для изменения в лучшую сторону. Да и то еще есть такие трудные обстоятельства, что даже при изменении личной жизни, при постоянстве в молитве и благочестии плоды нашей веры и упования бывают не видны годами, а иногда не видны и вовсе в этой земной жизни. Но то, что они не видны, не значит, что их нет.

Есть такой хороший американский фильм «Эта замечательная жизнь». Так вот, главный герой этого фильма – действительно добрый человек – впал однажды в горькое уныние, потому что ему показалось, что все его добро напрасно и бесполезно. И тогда ему было показано, каким был бы мир, если бы он не совершал это свое повседневное и «неприметное» добро.

Да, бывает и так, что плоды наших трудов не видны, и к этому тоже нужно быть готовым, потому что разрешение всей нашей жизни и результаты наших трудов мы можем узнать только по исходе из этого мира, в свете Божиего суда и Его правды. Так что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя говорить, что наша вера и труды и молитвы напрасны, только потому, что они не дают видимых результатов. Напротив – ни одно доброе дело, ни одно сердечное воздыхание не останется забвенным у Господа, только не всегда нам полезно видеть плоды Божиего милосердия здесь, на земле, – и это серьезный вопрос веры. Будем помнить, что многие праведники здесь, на земле, были гонимы и презираемы даже до последнего своего издыхания и так и не увидели триумфа, каких-то явных, с точки зрения житейской правды, плодов своего благочестия. Но ни один из них не остался забытым у Господа, и ни один из них не лишился радости пребывания с Ним. Так же и все, о ком они молились при жизни или по успении, не лишатся плодов этих молитв, если только сами хоть что-нибудь приложили доброго к молитвам святых ходатаев.

Ну, и нельзя никак обойти стороной «практическую сторону», потому что чаще всего приходящие в храм с болью о своих близких спрашивают, что именно нужно читать, какую молитву.

Хорошо читать Псалтирь по своему близкому человеку, добавляя на каждой «Славе» прошения о здравии (или об упокоении, если человек преставился). Чтение Псалтыри удивительным образом успокаивает человека, занимает его болезненно напряженный ум молитвой, позволяет отвлечься от тревожных, панических, тягостных дум и соединяет с Господом, который Один знает, как разрешить наши проблемы и трудности.

К счастью, в наше время широко распространены так называемые «полные молитвословы», где напечатаны молитвы на разные случаи жизни. Думаю, человек сам может выбрать любую молитву, подходящую по смыслу к его прошению, и читать ее терпеливо, ежедневно, добавляя в утренние и вечерние молитвы, и если эта молитва будет произноситься от всего сердца, с болью и любовью, если она будет подкреплена благими изменениями собственной жизни – то нет никакого сомнения, что Господь внемлет такой молитве и подаст именно то, что полезно нам и нашим близким для спасения души во времени и в вечной жизни.

Беседа о молитве

Можно ли (и как) молиться за всех, о ком просят?

Можно ли (и как) молиться за всех, о ком просят?

- Ходят большие разногласия по поводу: молиться или не молиться о людях, которые просят молитвенной помощи за себя и за своих близких? Некоторые отговаривают друг друга от такой молитвы на том основании, что якобы «мы слишком немощны, а нападения слишком сильны», и рассказывают, какие искушения им после этого были. Ведь обычно просят молиться за кого? Один отступил от Церкви, другой - наркоман, третий - алкоголик… И у всех такая скорбь! Люди рассказывают, и скорбишь вместе с ними, а вот помолиться… Иногда начнешь, но боишься, потому что у тебя свои какие-то страсти, свои немощи, свое несовершенство. И не знаешь, как правильно поступить…

Вся беда в том, что мы забыли, что во всех случаях жизни мы должны руководиться Христовыми заповедями, должны уподобляться Христу. Потому и возникают у нас такие недоумения, смущения, запинания.

Господь сказал: «Просящему у тебе - дай» (Мф. 5:42). Поэтому если даже мы и сознаем себя крайне ничтожными, крайне падшими, крайне немощными, но если уж, действительно, нас кто-то просит: «Помолись за меня!», - нужно сказать: «Господь Бог да помилует нас обоих». Это значит, что мы не ставим себя выше его (что мы вроде бы лучше его). А «помяни, Господи…» можно и вслух, можно и молча (про себя) сказать. Можно помолиться так: «Господи, помоги рабу Твоему… (или рабе Твоей…) и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» Вот и все - в этом нет ничего из ряда вон выходящего. Хотя бы даже так сказать - мысленно или вслух, но нельзя вовсе отринуть этого прошения, потому что мы не знаем скорби и веры просящего.

В данном случае мы должны поступить по заповеди: «Просящему у тебя - дай» (Мф. 5:42). Ведь, по слову Священного Писания, какой мерой будем мерить мы сами, такой возмерят и нам. Если мы не ответим сердечным состраданием на скорбь нашего ближнего, не возопием ко Господу хотя бы краткой молитвой, то когда у нас случится скорбь, и мы будем кого-то о чем-то просить, нас тоже не послушают.

Так что это нужно запомнить раз и навсегда. А уже браться кого-то «тянуть», вымаливать - это совсем другое дело. Чтобы начать вымаливать конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) - для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.

Нужно еще сказать, что очень большая проблема в этом отношении возникает у нас от неправильного образа мыслей. Мы обычно думаем, что мы кого-то вымаливаем. А ведь не мы вымаливаем этого человека, но Господь его спасает , как и нас. Распявшись за всех, Господь взял на Себя грехи всего мира - начиная от Адама и кончая последним человеком, который будет жить на Земле. Грехи всего мира уже искуплены Кровию Христовой. И потому не мы вымаливаем, не мы вытаскиваем, не мы этому человеку помогаем, а Христос помогает, извлекает его изо рва страстей и спасает. Мы же только - как соучастники Христовы в деле извлечения этой души. И если мы испытываем какое-то бесовское наваждение, то это по причине, что Господь дает нам немножко ощутить это соучастие. И в этом - проявление нашей любви ко Христу и к человеку.

Мы же этого не понимаем и не хотим ничего такого понести, и потому как бы отделяемся от Тела Христова (ибо Церковь есть мистическое Тело Христово: Христос - глава, а мы все - члены). Христос ради любви к роду человеческому взял на Себя грехи всего мира, понес всю их тяжесть, а мы не хотим понести даже и малого. Хотя это - лишь ничтожное обозначение той тяжести… Очень редко Господь попускает нам это… А если и попускает чуть-чуть, то для того, чтобы мы поняли, что и мы должны принять участие в Христовых трудах по избавлению этой души от ада преисподнего. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - сказал Господь (Ин. 15:13). Потому не до лжно нам ужасаться искушений от бесов или людей - но смиряться, терпеть и молиться, познавая свою немощь и сочувствуя ближним.

Однако, говоря об этом, нужно отметить, что часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то . Зачастую мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а думаем, что это произошло потому, что мы за кого-то помолились - вот в чем дело. И это будет 95 % от всех таких случаев.

Но иногда, действительно, такое бывает. Особенно, когда идет однообразная жизнь в обычном порядке, и вдруг видишь, чувствуешь, что появилась какая-то брань особого рода. Тогда уже идешь, исповедуешься и спрашиваешь: «Как мне быть? Продолжать ли мне молиться за этого человека или оставить на время?» Но это не значит, что оставить совсем. Просто Господь показывает в данном случае: по твоей немощи, для твоего смирения, тебе надо знать, что ты еще сам подобострастен этому человеку. Хотя ты и молишься за него для избавления его от какой-то страсти, но, тем не менее, ты сам немощен и должен понять, что и его, и тебя спасает и несет на Своих плечах только Христос . А не то, что «я сам твердо стою, потому могу вытащить и другого». Нет, никто из нас не устоит, если не будет с нами благодати Святого Духа, если не поможет нам Подвигоположник Христос, Который победил диавола и все его козни.

Вот именно с этими чувствами - смирением, любовью и состраданием - мы должны относиться к нашим ближним.

По чувству сострадания мы должны молиться за людей даже тогда, когда нас об этом никто и не просит. Скажем, увидели мы в церкви (в монастыре, на улице): кто-то сказал или сделал что-то нехорошее, неподобающее - мы должны помолиться об этом человеке Христу. Я не говорю, что нужно сразу начинать читать за него Псалтирь. Но хотя бы одну фразу сказать, хотя бы один вздох сердечный вознести: «Господи, помоги ему! Избави его от сетей вражиих, имиже веси судьбами устрой его спасение, и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» И это уже будет молитва.

Ведь мы должны понять, что мы - сотелесники Христовы: как и Апостол говорит, что все мы - тело Христово (ср.: Рим. 12:5). Потому нам нельзя оставаться безучастными к страданиям ближних, а нужно как-то им помогать - хотя бы молитвой (если нельзя помочь чем-то другим). Это - наш христианский долг.

Но только чтобы не было самонадеяния - чувства, что «я лучше других, я уже чего-то достиг». Потому что именно за это чаще всего мы и страдаем (Господь попускает, чтобы мы осознали, что мы не лучше других ). Только мы этого не осознаем, а думаем, что искушение пришло за что-то другое. А если будем благоразумны, то даже и в этом случае мы просто смиримся, попросим у Господа помощи и избавления - и все. Претерпим это, окажем любовь к ближним, помолимся о них и сами приобретем смирение. И если случится, что сами мы когда-нибудь попадем в какую-то яму, то и за нас кто-то помолится.

А если мы приобретем иное свойство - навыкнем не сострадать нашим ближним, то с нами может получиться так, как было показано в одном видении…

Ангел вытаскивал одну такую самолюбивую душу из ада - ее вымолили родственники. И когда он ее поднимал, за нее начали хвататься другие души. Видя такое дело, самолюбивая душа пришла в негодование, начала кричать и стряхивать с себя тех, кто пытался за нее ухватиться: «А ну отцепитесь! Это меня только вытаскивают, а не вас!» И когда она так отряхивала других, то и сама оборвалась и полетела обратно в адскую пропасть…

Этот случай наглядно показывает нам, что если мы не приобретем сострадания, то мы просто-напросто не сможем попасть в Рай. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Если мы не будем сострадать ближним, то, следовательно, и сами мы лишимся сострадания - и от людей, и от Бога.

Вот какой это существенный момент в деле нашего спасения. Поэтому каждый человек за время своей земной жизни обязательно должен научиться сострадать подобострастным ему людям. Сострадать с сердечной болью, без уничижения, без осуждения, а именно с той мыслью, с тем внутренним настроем своей души, что «Христос пришел на землю грешников спасти ОТ НИХЖЕ ПЕРВЫЙ ЕСМЬ АЗ» .

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

94. Можно ли молиться о младенцах, ставших жертвой аборта? И если можно, то как? Приведем два ответа. Один из них принадлежит проф. А. И. Осипову. «Меня удивляет, что спрашивают о судьбе абортированных младенцев, а не о судьбе матери. Странная постановка вопроса. При чем тут

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

98. Можно ли молиться в церкви о неправославных христианах? Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, как однажды к нему во сне явилась девочка-протестантка. Эта девочка просила о ней молиться, потому что ее родители молиться о ней не будут. Не потому, что они плохие,

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

Где и когда можно молиться Богу Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и в доме, и в храме, и в пути. Домашняя молитваХристианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела.

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

12. Можно ли молиться за некрещеных? Вопрос:Можно ли молиться за некрещеных родственников, друзей - живых или умерших - и как? Ведь в семьях часто бывает и так: отец у тебя некрещеный, креститься не хочет, но очень хороший человек. Как за него помолиться: в храме, дома? А можно

Из книги О грехе самоубийства и самоубийцах автора Шаховской Иоанн

1. Можно ли молиться о животном? Вопрос: Можно ли молиться о животном?Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь

Из книги Для Чего мы живем автора

2. Можно ли молиться о животном? Вопрос:У меня умерла любимая собака и мне очень хочется помолиться за упокой ее души. Пока она болела, я молился святому Власию Севастийскому, да и теперь, когда она умерла, я молюсь ему за нее. Но правильно ли я делаю? Или я по своему незнанию

Из книги автора

Можно ли молиться за тех людей, которые тебя об этом не просили? Можно ли жить супружеской жизнью и зачинать детей в Святки? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря1. Молиться за других - дело любви. Поэтому можно вписывать их имена (если крещены) в

Из книги автора

Можно ли молиться за совершивших в помешательстве самоубийство? иеромонах Иов (Гумеров)Дорогая Анна! Как убийство бывает преднамеренное и ненамеренным, таковыми бывают и самоубийства. Это различие проводится в 14-м правиле святителя Тимофея Александрийского:«Вопрос. Аще

Из книги автора

Можно ли молиться Богу своими словами? Иеромонах Иов (Гумеров)Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело. Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной

Из книги автора

Можно ли в святки молиться за усопших? Иеромонах Иов (Гумеров)В этот период поминовение усопших не совершается за богослужением. Однако остается молитва за усопших во время Божественной литургии на проскомидии и дома. Святитель Афанасий (Сахаров) так комментирует устав:

Из книги автора

Христос говорил не просить для себя, молясь. Почему же православные в своих молитвах просят обо всем, о чем только можно? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря1. Обвинение православных людей в идолопоклонстве за почитание святых икон часто звучит

Из книги автора

Можно ли молиться о животном? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряЖивотные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что

Из книги автора

Можно ли протестанту молиться Блаженной Матроне? архимандрит Тихон (Шевкунов)Конечно, можно! Лучше сами поезжайте с ней к Блаженной Матроне. Объясните своей подруге, что значит для нас храм, что такое крестное знамение, с которым мы подходим к святым мощам - что это особая

Из книги автора

II. Можно ли молиться за самоубийц? «Милость должна сретаться с истиною» (Из писем святителя Феофана Затворника)Можно ли молиться за самоубийц? По какому-то недоразумению вопрос этот некоторыми считается у нас как бы доселе не имеющим определенного решения в нашей Церкви

Из книги автора

Можно ли молиться за души самоубийц? Из дневника архиепископа Никона (Рождественского)Удивительное время мы переживаем! Поднимаются вопросы, тысячу лет назад уже решенные; переоцениваются ценности, веками оцененные; пересматриваются решения, от первых веков

Из книги автора

Можно ли молиться, чтобы кто-нибудь явился во сне? «Нет, любопытства не должно быть, а вообще о снах принято так думать: если старцы и вообще святые люди являются нам во сне, то это знак того, что они помогают нам, это бывает перед каким-либо важным событием в жизни. А если

Похожие статьи

© 2022 alexeygolev.ru. Привороты, астрология, талисманы, гадания, береги.